Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. N 122 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" стр. 2

В числе первоочередных мер предусматривается разработка концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации как системы взглядов на формирование гражданина - патриота Родины в современных условиях, которая послужит основой для подготовки федерального закона о патриотическом воспитании граждан Российской Федерации, создающего правовую основу для реализации государственной политики в области патриотического воспитания.
Предполагается расширить полномочия Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, ее рабочих органов в области патриотического воспитания на федеральном уровне. В регионах предлагается создание координационных советов и центров патриотического воспитания. Предусмотрено продолжить проработку и согласование вопросов о возможности создания в отдельных регионах опорных зон для апробации системы патриотического воспитания, разных подходов к ее регулированию.
На всех этапах реализации Программы определены меры федерального и регионального уровня для подготовки кадров по патриотическому воспитанию, в том числе меры, направленные на выработку единых подходов к организации патриотического воспитания, в частности создание курсов, проведение научно-практических конференций, семинаров, круглых столов по вопросам патриотического воспитания, а также организация всероссийского съезда общественно-патриотических объединений, всероссийских организационно-методических и учебно-методических сборов, совещаний руководителей патриотических объединений и клубов.

3. Система мер государственных институтов по совершенствованию процесса патриотического воспитания граждан Российской Федерации

Системой государственных мер предусматривается формирование у граждан Российской Федерации духовно-патриотических ценностей, профессиональных качеств и умений, чувства верности конституционному и воинскому долгу, а также готовности к их проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и государственной службы. Для этого планируется проведение комплекса мероприятий военно-патриотической работы, создание музейных экспозиций и организация деятельности патриотических и военно-патриотических, военно-исторических и культурно-исторических, военно-технических и военно-спортивных клубов и объединений, клубов и учебных пунктов будущего воина, офицера, широкое проведение дней и месячников защитника Отечества, военно-патриотической работы и подготовки к военной службе, "Вахт памяти" и поисковых мероприятий, военно-спортивных игр и походов.
Реализация указанных мероприятий осуществляется в рамках настоящей Программы, ведомственных и региональных программ.

4. Государственное воздействие на пропаганду патриотизма в средствах массовой информации

Предусматривается система мер по поддержке средств массовой информации, участвующих в пропаганде патриотизма, в том числе:
разработка программ, циклов и конкретных рекомендаций по усилению патриотической направленности телерадиовещания;
формирование программы вещания на Россию в интересах обеспечения объективности изложения исторических и текущих событий;
активное противодействие фактам искажения и фальсификации истории Отечества;
создание информационной базы в сети Интернет по проблемам развития патриотического воспитания;
организация постоянно действующих рубрик о патриотическом воспитании граждан в телевизионных и радиовещательных программах и в печати с привлечением к обсуждению проблем патриотического воспитания ученых, видных государственных и общественных деятелей, представителей культуры и искусства, педагогов, воспитателей, ветеранов войны, военной службы и труда.
Программа предусматривает производство кино- и видеофильмов, издательскую деятельность, постановку спектаклей, направленных на патриотическое воспитание граждан с учетом особенностей развития, истории и культуры народов России, содействия их взаимообогащению, мобилизацию потенциала творческой интеллигенции в целях создания образов положительных героев для художественных произведений, рассчитанных на различные возрастные и социальные группы населения.
Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажению и фальсификации истории Отечества, что предусматривает расширение фактографической базы исторических событий, публикацию новых архивных документов, военно-исторической литературы, мемуаров и справочных пособий, серий книг патриотической направленности и календарей, сувенирной продукции. Предлагается образование специального печатного органа по проблемам патриотического воспитания.
Предполагается выпуск отечественных учебных пособий, раскрывающих значение проводимых в стране социально-экономических и культурных преобразований, роль государства и личности в судьбах российского народа.
Активизация творческого потенциала журналистов, писателей, кинематографистов осуществляется путем организации конкурсов с учреждением ежегодных премий по патриотической тематике.

5. Консолидация и координация деятельности общественных объединений и организаций в интересах патриотического воспитания граждан Российской Федерации

Это направление предусматривает систему мер по государственной поддержке общественных объединений и организаций в области патриотического воспитания, создание условий для повышения эффективности их работы в этой сфере.
Рекомендуется активнее привлекать ветеранские и творческие организации и союзы к работе с молодежью, полнее использовать их опыт и духовный потенциал в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций.
Определены меры по консолидации и координации деятельности общественных объединений и организаций при подготовке и проведении мероприятий, связанных с памятными событиями воинской славы России, а также новые активные формы коллективного воспитательного воздействия, адресного влияния на формирование патриотического сознания россиян.

6. Формирование научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания граждан Российской Федерации

Одним из важнейших направлений Программы является формирование научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания.
Это направление предполагает мобилизацию творческого потенциала деятелей науки на всестороннее научно-теоретическое обоснование и решение проблем патриотического воспитания, разработку трудов по истории и боевой летописи армии и флота, о деятельности выдающихся полководцев и флотоводцев России, написание учебников.
Предусматривается разработка учебно-методических пособий и рекомендаций в области патриотического воспитания с научным обоснованием путей приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям, подготовке его к военной службе и достойному служению Отечеству.
Предлагается создание общественных информационно-аналитических центров, аккумулирующих проблемы формирования и развития личности гражданина - патриота Родины.

V. Механизм реализации Программы

Механизм реализации Программы определяется ее государственным статусом и учитывает сложившиеся к настоящему времени тенденции, связанные с консолидацией общества и подъемом патриотизма, переносом основных усилий в деле патриотического воспитания на регионы, общественность которых высказывается за более активное участие центра в решении задач военно-патриотической направленности.
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Правительственная комиссия по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (далее именуется Комиссия).
Комиссия:
обеспечивает контроль за целевым использованием финансовых средств;
обсуждает представленные в Правительство Российской Федерации предложения по уточнению перечня мероприятий Программы и сроков их реализации.
Функции рабочего органа Комиссии по указанным вопросам возлагаются на Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации.
Головными исполнителями мероприятий Программы являются Министерство образования Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации и Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации.
Головные исполнители:
разрабатывают подпрограммы с определением конкретных работ, необходимых затрат по каждому мероприятию (с расчетами-обоснованиями) и источников их финансирования (раздельно по каждому источнику и по годам);
организуют и проводят конкурсный отбор исполнителей конкретных работ по реализации подпрограмм в соответствии с законодательством Российской Федерации;
определяют источники финансирования подпрограмм, исходя из максимального привлечения внебюджетных средств, а также средств органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по вопросам реализации мероприятий Программы, в которых они принимают участие);
представляют в Комиссию подпрограммы, согласованные с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другими заинтересованными органами;
обеспечивают реализацию указанных подпрограмм.
Федеральные органы исполнительной власти - исполнители Программы на ее основе и на основе подпрограмм головных исполнителей разрабатывают ведомственные программы (перечни, планы) патриотического воспитания граждан и организуют их выполнение.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
разрабатывают региональные подпрограммы (перечни, планы) патриотического воспитания граждан с включением в них конкретных работ по выполнению мероприятий, предусмотренных в Программе, и осуществляют их реализацию;
обеспечивают финансирование мероприятий региональных подпрограмм (перечней, планов) за счет собственных средств.

VI. Ресурсное обеспечение Программы

Ориентировочный общий объем финансирования Программы составляет 177,95 млн.рублей, в том числе 130,78 млн.рублей - за счет средств федерального бюджета, 32,67 млн.рублей - за счет средств органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 14,50 млн.рублей за счет внебюджетных источников. Средства из федерального бюджета на реализацию Программы выделяются федеральным органам исполнительной власти согласно приложению N 2.
Конкретные объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета (с разбивкой по годам) определяются при разработке подпрограмм.
Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета уточняются по результатам рассмотрения бюджетных заявок федеральных органов исполнительной власти и организаций
- головных исполнителей Программы.
Финансирование расходов федеральных органов исполнительной власти и организаций, связанных с реализацией мероприятий подпрограмм, осуществляется в соответствии с ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.