6.10 Для обслуживания читателей-инвалидов по зрению, пользующихся специализированным книжным фондом, рекомендуется либо предусматривать специализированный отдел, либо выделять часть читального зала. Количество книжного фонда, выделяемого в общем фонде, определяется при этом из расчета не менее 10-12 специализированных экземпляров на 1-го читателя. Количество мест для маломобильных читателей рекомендуется предусматривать не менее 4. Места для читателей с недостатками зрения (кабины, кабинеты) должны предусматривать размещение секретаря-чтеца и тифлотехнических средств (магнитофонов, диктофонов, брайлевских пишущих машинок и т.п.).
6.11 Специализированные филиалы ЦБС для инвалидов могут быть организованы, как правило, один на систему, обслуживающую административный район крупных городов с проживанием в нем инвалидов общей численностью не менее 250 чел. Такие филиалы рекомендуется организовывать в пешеходной доступности от мест проживания большего числа инвалидов, например в специальных жилых домах и других специализированных учреждениях для инвалидов.
6.12 Специальную зону для работы инвалидов в читальных залах рекомендуется оборудовать следующим образом: четыре читательских места за одноместными столами пригодны для работы инвалидов на колясках, специальные стеллажи с наклонными полками - для размещения как обычной литературы, так и книг с брайлевским шрифтом (не менее двух стеллажей вблизи читательских мест). В зоне должны находиться несколько банкеток, кресел или стульев. Желательно наличие одного каталожного столика с каталогом, выполненным брайлевским шрифтом. Все проходы внутри зоны должны иметь ширину не менее 1,2 м. Размер рабочего места инвалида (без учета поверхности стола) должен быть 1,5x0,9 м. Рекомендуется принимать оптимальные габариты площади поверхности стола читателя с недостатками зрения для работы с секретарем-чтецом - 1,5х0,7 м в кабинах, полукабинах или кабинетах (рис. 6.2).
6.13 Необходимо предусмотреть отдельное помещение для функционального подразделения, где используются аудиовизуальные средства обслуживания. Для читателей с дефектами слуха помещения аудиовизуального обслуживания и помещения для групповой работы - кружковая и аудитория - должны быть изолированы планировочно, а также техническими средствами.
6.14 В помещении аудиовизуального обслуживания можно предусматривать зону для организации аутотренинга, предназначенного для психологической разгрузки, прослушивания музыки, а также читательские места для лиц с недостатками зрения. Помещение должно быть радиофицировано, оборудовано аппаратурой для прослушивания музыки, креслами и при необходимости столами. Ряд кресел следует оборудовать специальным устройством для снятия мышечного напряжения с рук для лиц с полной потерей зрения.
6.15 В зоне обслуживания лиц с недостатками зрения читательские места и специальные стеллажи с литературой на брайлевском шрифте рекомендуется оборудовать добавочным освещением. При размещении читательских мест и фондов открытого доступа для читателей с недостатками зрения необходимо предусматривать высокий уровень естественной освещенности этой читательской зоны (КЕО = 2,5%), а уровень освещения читательского стола - не менее 1000 лк.
Музеи и выставки
6.16 Все виды музеев должны быть доступны для всех категорий посетителей, включая инвалидов. Требования по доступности относятся к планировке как участка, так и здания с экспозицией.
6.17 При проектировании музеев следует применять, как правило, общие универсальные пути движения для здоровых и маломобильных посетителей и приспособление для их нужд помещений. В отдельных случаях, когда мемориальные и другие типы музеев невозможно адаптировать для посетителей-инвалидов (на креслах-колясках, слепых), следует создавать специальные экспозиционные зоны вне здания или помещения, дающие представление указанным категориям инвалидов о содержании основной экспозиции (решения по варианту "Б").
6.18 Следует обеспечить беспрепятственный доступ всех категорий посетителей в экспозиционную зону участка, которая является продолжением постоянной экспозиции здания под открытым небом: скульптур, архитектурных фрагментов, крупногабаритных экспонатов и т.д.
При наличии резких перепадов рельефа, ценных зеленых насаждений на участке возможно выделение только отдельной зоны, доступной для инвалидов.
6.19 Для посетителей-инвалидов рекомендуется обеспечивать доступность основных функциональных блоков музеев в соответствии с табл. 6.1 и рис. 6.3.
6.20 Требования, предъявляемые к зонам постоянной экспозиции (зальным помещениям) музеев, приведены в табл. 6.2.
6.21 С учетом потребностей посетителей-инвалидов для музеев с выставочной площадью до 2000 рекомендуется расположение экспозиции в одном уровне.
Зону постоянной экспозиции рекомендуется создавать с анфиладным или кольцевым маршрутом движения. Тупиковая планировка нежелательна.
6.22 Пандусы следует использовать для организации последовательного движения и одновременного осмотра экспозиции.
6.23 В крупных музеях в уровне вестибюля должен быть предусмотрен медпункт для оказания экстренней# помощи посетителям, в том числе маломобильным.
6.24 При необходимости ознакомления с работой реставраторов, процессом подготовки выставок рекомендуется обеспечить доступность в служебно-реставрационную зону.
В том случае, когда невозможно обеспечить доступность реставрационных мастерских, в стене, отделяющей их от коридора, рекомендуется предусмотреть смотровое окно. Низ окна не должен быть выше 0,85 м от пола. Освещение коридора не должно создавать бликов на смотровых окнах.
Таблица 6.1
┌──────────────────┬──────────────────────────┬─────────────────────────┐
│ Функция │ Место │Доступность для инвалидов│
├──────────────────┼──────────────────────────┼─────────────────────────┤
│Содержание │ │ │
│экспонатов: │ │ │
│ показ │Экспозиционные и│Для всех групп │
│ │выставочные залы │ │
│ сбор и хранение │Фондохранилища и│В исключительных случаях │
│ │реставрационные мастерские│ │
│ изучение │Рабочие комнаты │Желательно оборудование│
│ │ │специальных комнат │
├──────────────────┼──────────────────────────┼─────────────────────────┤
│Обслуживание │ │ │
│посетителей: │ │ │
│ прием │Вестибюль, кинолекционный│Для всех групп │
│ │зал, кружковые комнаты │ │
│ показ │Экспозиционные и│То же │
│ │выставочные залы │ │
│ информация │Информационные службы,│Для всех групп│
│ │библиотека │(специальное оборудование│
│ │ │и подготовка музейного│
│ │ │персонала по приему│
│ │ │инвалидов) │
└──────────────────┴──────────────────────────┴─────────────────────────┘
┌──────────────────┬──────────────────────────┬─────────────────────────┐
Таблица 6.2 - Требования, предъявляемые к зонам постоянной экспозиции (зальным помещенияи#) музеев
┌─────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Объект │ Требования по критериям │
│ ├─────────────┬──────────────┬─────────────┬──────────────┤
│ │ доступности │ безопасности │информативно-│ комфортности │
│ │ │ │ сти │ │
├─────────────┼─────────────┼──────────────┼─────────────┼──────────────┤
│1 Экспозици-│2.1 Для│3.1 Следует│4.1 В│5.1 Экспонаты│
│онная и│доступности │ограждать │оборудование │следует │
│выставочная │объемных │выступающие и│экспозиций │располагать на│
│зоны музеев и│экспонатов │свободно │необходимо │вращающихся │
│выставок │посетителям с│стоящие │включать │подставках с│
│ │дефектами │предметы. │разнообразные│табличками на│
│ │зрения их│3.2 Для│аудиовизуаль-│шрифте Брайля.│
│ │следует │инвалидов с│ные средства,│Часть │
│ │располагать │дефектами │облегчающие │экспонатов │
│ │на столе в│зрения вокруг│инвалидам │желательно │
│ │центре зала. │экспозиционно-│осмотр и│представлять в│
│ │2.2 Для│го стола│усвоение │виде слепков,│
│ │инвалидов в│следует │представлен- │допуская их│
│ │креслах-коля-│предусмотреть │ного │ощупывание. │
│ │сках │предупредите- │материала. │5.2 Для│
│ │требуется │льную │4.2 На│посетителей с│
│ │понижение │фактурную │несколько │ослабленным │
│ │высоты │цветную полосу│экспонатов │зрением │
│ │подвески │шириной 0,9 м│(3-4) │этикетки │
│ │плоскостных │в уровне пола.│монтируется │экспонатов │
│ │материалов с│3.3 У витрин│вывод │рекомендуется │
│ │1,56 до│на высоте 0,8│наушников для│выполнять │
│ │1,25 м │м необходимо│получения │объемными. │
│ │2.3 Навесная│устройство │информации об│5.3 При│
│ │витрина │горизонтально-│этих │подсветке │
│ │должна │го поручня со│предметах │экспонатов │
│ │находиться на│скругленными │ │необходимо │
│ │высоте, │углами │ │устройство │
│ │доступной для│ │ │комбинирован- │
│ │визуального │ │ │ного (местного│
│ │восприятия с│ │ │и общего)│
│ │кресла-коляс-│ │ │освещения для│
│ │ки (низ на│ │ │компенсации │
│ │отметке не│ │ │недостатка в│
│ │более 0,85 м│ │ │нем у│
│ │от уровня│ │ │инвалидов с│
│ │пола). │ │ │дефектами │
│ │2.4 │ │ │зрения. │
│ │Горизонталь- │ │ │5.4 В нижней│
│ │ная витрина│ │ │части │
│ │должна иметь│ │ │экспозиции │
│ │под собой│ │ │рекомендуется │
│ │пространство │ │ │повышать │
│ │для подъезда│ │ │уровень │
│ │инвалида в│ │ │освещенности │
│ │кресле-коляс-│ │ │ │
│ │ке │ │ │ │
└─────────────┴─────────────┴──────────────┴─────────────┴──────────────┘
┌─────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────┐
Клубы
6.25 Клубы, проектируемые с учетом потребностей маломобильных групп населения, могут быть как с обычным составом помещений, предназначенных для смешанных коллективов, - вариант "А", так и с дополнительными помещениями, специально оборудованными для инвалидов, - вариант "Б". К числу таких помещений относятся: кружковые комнаты для занятий музыкой, танцами, различными ремеслами, а также вспомогательные помещения оздоровительного блока (раздевальные с душевыми и санузлами, медицинский кабинет).
Помещения кружков с участием инвалидов рекомендуется проектировать не более чем на 10-12 чел. Инвалиды в креслах-колясках могут составить до 25% общей численности кружка.
6.26 Удельную площадь помещений кружков и универсальных зон на 1 посетителя при смешанном составе участников занятий рекомендуется принимать на 20-50% выше наибольшего значения, принимаемого для обычных посетителей, но не менее, :
В помещениях кружков:
хорового и универсальных................................... 2,0 (2,5) *
театрально-драматического, изобразительного искусства,
кино-фото-технического, домоводства, оркестрового...........3,6 (4,5) *
танцевального, циркового, технического, различных
мастерских..................................................7,2 (9) *
В универсальных помещениях:
гостинной...................................................2,2 (2,7) *
зале........................................................2,0 (2,6) *
рекреациях..................................................3,8 (4,8) *
6.27 Требования к проектированию помещений кружков даны в табл. 6.3.
6.28 В пределах удобной доступности для инвалидов - участников выступлений - желательно предусмотреть следующие помещения: артуборные, гримерно-парикмахерскую, комнату отдыха, санузлы с душевыми. Необходимо обеспечить удобную связь их с эстрадой путем устройства пандуса с допустимым уклоном.
6.29 Рекомендуется эстрада типов Э-2 и Э-3, но с увеличением глубины плоского планшета до 9-12 м и авансцены - до 2,5 м для возможности участия в программах инвалидов на креслах-колясках. Рекомендуемая высота эстрады - 0,8 м.
Для подъема на сцену, кроме лестниц, должен быть предусмотрен стационарный или приставной пандус шириной не менее 0,9 м с уклоном 8% и бортиками по бокам. Лестницы и пандусы, ведущие на сцену, с одной стороны должны иметь ограждения с двойными поручнями на высоте 0,5/0,7/0,9 м.
Для обеспечения комфортных условий инвалидам в креслах-колясках, выступающим с эстрады, рекомендуется устройство трибуны меньшей высоты (рабочая плоскость не выше 0,8 м).
6.30 Количество мест для инвалидов на креслах-колясках следует предусматривать в зрительных залах по табл. 6.4, а в лекционных залах и залах собраний - из расчета 1% при вместимости залов 50-500 чел. Необходимо также обеспечивать возможность размещения рядом сопровождающих. Размещение инвалидов показано на рис. 6.4, 6.5 и 6.6.
6.31 На креслах должны быть оборудованы пункты подключения индивидуальных слуховых аппаратов. Усиление громкости звука должно быть обеспечено при помощи наушников. Специальные места для хранения наушников могут быть устроены в подлокотниках или спинках кресел.
6.32 На путях эвакуации зрителей из зала необходимо устраивать вдоль стены опорные поручни-перила на высоте 0,5, 0,7, 0,9 м от уровня пола. За 1,5 м от дверного проема или поворота фактура поверхности поручня должна меняться.
6.33 В непосредственной близости от входа в зал (в фойе) следует предусматривать непроходные зоны отдыха и ожидания для детей-инвалидов. Зона на одного ребенка - 1,2x1,8 м; общая площадь зоны должна быть рассчитана не менее чем на трех детей (см. рис. 6.5).
Не допускается размещение инвалидов в зрительных залах на площади существующих проходов и у эвакуационных дверей, не рассчитанных по своим параметрам на их безопасную эвакуацию.