вариант "А" - приспособлению для доступности маломобильных посетителей подлежат все помещения торгового предприятия, открытые для покупателей: торговые залы, отделы заказов, кафетерии, помещения приема посуды, кабинеты администрации. В этом случае необходимо обеспечить условия доступности, безопасности, информативности и удобства для этой категории покупателей по всему зданию независимо от этажности в соответствии с требованиями Свода правил СП 35-101;
вариант "Б" - создание условий для покупки товаров полного ассортимента в специально выделенном помещении для маломобильных покупателей. Дополнительные помещения или специальные зоны для обслуживания данного контингента должны размещаться в удобной связи с наружными входами.
7.8 Торговое оборудование должно обеспечивать доступность всем контингентам покупателей, в том числе лицам на креслах-колясках, для выбора товара (рис. 7.1 и 7.2).
7.9 Комплектация и расстановка оборудования в торговых залах, доступных инвалидам, должны быть рассчитаны на обслуживание лиц, передвигающихся на креслах-колясках самостоятельно и с сопровождающими, инвалидов на костылях, а также инвалидов по зрению. Столы, прилавки, расчетные плоскости кассовых кабин следует располагать на высоте, не превышающей 0,8 м от уровня пола. Максимальная глубина полок (при подъезде вплотную) не должна быть более 0,5 м.
7.10 Размеры проходов между рядами торгового оборудования определяются исходя из габаритов средств передвижения в процессе их следования и зон досягаемости товаров.
Все размеры проходов (кроме одностороннего) должны обеспечивать возможность полного разворота на 360°, а также фронтального обслуживания инвалидов на кресле-коляске вместе с сопровождающими.
При организации двух полос движения ширина прохода для универсамов, супермаркетов и оптовых рынков (торговая площадь свыше 650 ) должна быть не менее 2 м.
7.11 В тех торговых залах, где для покупателей предусмотрены полки высотой более 0,9 м, следует обеспечить дополнительные полки или часть основного прилавка пониженной высоты от 0,7 до 0,8 м от пола.
7.12 Как минимум один из контрольных кассовых постов в зале должен быть оборудован в соответствии с требованиями доступности для инвалидов. Ширина прохода около такого кассового поста должна быть не менее 1,1 м.
7.13 Различные устройства, применяемые в магазинах для передвижения тележек с товарами, не должны препятствовать движению инвалидов в креслах-колясках. Для этих целей следует предусматривать дублирующий проход.
Для акцентирования внимания покупателей с недостатками зрения на необходимой информации следует активно использовать тактильные (рекомендуемая высота размещения - 0,75 м от уровня пола), световые указатели, табло и пиктограммы, а также контрастное цветовое решение элементов интерьера в соответствии с требованиями СП 35-101. Пиктограммам и указателям для выделения отдельных товарных групп в торговом зале рекомендуется присваивать различные лидирующие цвета. Не следует одновременно использовать синий, фиолетовый и зеленый цвета.
В удобном для посетителя-инвалида по зрению месте и в доступной для него форме должна располагаться информация о расположении торговых залов и секций, об ассортименте товаров, а также средствах связи с администрацией.
Предприятия питания
7.14 В предприятиях питания открытой сети (ресторанах, кафе, столовых, закусочных, бистро, барах) рекомендуется обеспечивать доступность для всех, в том числе маломобильных, групп пользователей.
7.15 Для личного транспорта инвалидов из общего количества мест на автостоянках при предприятиях питания следует выделять при вместимости предприятия питания:
менее 100 мест - не менее 1 места;
от 100 до 200 мест - не менее 15% мест;
более 250 мест - не менее 10% мест.
7.16 В доступных инвалидам предприятиях общественного питания (при обслуживании официантами) не менее 5% количества мест в залах должно быть приспособлено для обслуживания посетителей на креслах-колясках.
7.17 Оборудование мест, приспособленных для маломобильных посетителей, размещенных на основном этаже (преимущественно первом), должно соответствовать аналогичному оборудованию мест, размещенных на антресольных этажах, лоджиях и подиумах. Коммуникационные пути движения и проходы между столиками должны обеспечивать возможность прохода маломобильных лиц, в том числе и передвигающихся на креслах-колясках, к предназначенным для них местам обслуживания.
7.18 В предприятиях питания и их зонах, предназначенных для специализированного обслуживания маломобильных посетителей, рекомендуется предусматривать обслуживание официантами. При отсутствии в здании пассажирских лифтов обеденные залы рекомендуется размещать на первом этаже. Площадь таких обеденных залов определяется исходя из норматива площади не менее 3 на место.
7.19 В предприятиях самообслуживания рекомендуется отводить до 10% мест, но не менее одного для лиц, передвигающихся на креслах-колясках, и с недостатками зрения с площадью не менее 3 на каждое место. Размещение и габариты мест показаны на рис. 7.3-7.6.
7.20 Ширина прохода около прилавков для сервирования блюд должна быть не менее 0,9 м.
Для обеспечения свободного огибания при проходе кресла-коляски ширину прохода рекомендуется увеличивать до 1,1 м.
7.21 В помещениях общественного питания расстановка мебели и оборудования должна обеспечивать беспрепятственное движение инвалидов. В буфетах и закусочных должно быть не менее одного стола высотой 0,65-0,7 м.
7.22 В торговых залах ресторана, кафе-закусочной или буфетах ширина прохода для инвалидов между ограждением и раздаточными стойками - не менее 1,2 м. Высота столиков и стоек кафетерия должна быть не более 0,8 м.
7.23 В предприятиях питания, связанных с длительным пребыванием посетителей (рестораны, столовые), гардеробные стойки в местах обслуживания маломобильных посетителей следует устраивать в соответствии с требованиями СП 35-101.
7.24 Вестибюли, холлы, аванзалы, туалеты, умывальные и другие вспомогательные помещения, доступные для маломобильных посетителей, следует проектировать с учетом требований СНиП 35-01 и СП 35-101.
7.25 Информация о предприятии (тип, класс, форма обслуживания, доступность для маломобильных посетителей), а также меню должны быть легко определяемы и доступны для инвалидов на креслах-колясках и лиц с полной потерей зрения и слабовидящих.
7.26 Специфические средства информации для маломобильных посетителей должны решаться в соподчинении с основной дизайнерской концепцией интерьера.
Предприятия бытового обслуживания
7.27 Если предприятия бытового обслуживания (приемные пункты, дома мод, ателье, мастерские, парикмахерские, предприятия стирки, химчистки и т.д.) не оказывают услуги на дому, то для нужд маломобильных групп населения следует в первую очередь приспосабливать помещения для посетителей в зданиях предприятий приближенного бытового обслуживания и кооперированные комплексы бытового обслуживания, включающие в состав широкий перечень услуг, а также пункты проката предметов домашнего быта, бюро комплексного обслуживания (рис. 7.7).
7.28 Ввиду небольших мощностей эти предприятия могут размещаться во встроенных и встроенно-пристроенных помещениях первых этажей жилых домов.
7.29 Для личного транспорта инвалидов следует выделять из общего количества машино-мест на автостоянках при предприятиях бытового обслуживания при количестве рабочих мест:
до 40 - не менее 1 места;
от 40 до 100 - до 15% мест;
более 100 - до 10% мест.
8. Здания и сооружения вокзалов пассажирского транспорта
8.1 Помещения зданий, переходы вокзалов разных видов пассажирского транспорта (железнодорожного, автомобильного, воздушного, речного и морского), платформы, предназначенные для обслуживания населения, следует предусматривать доступными для всех категорий инвалидов и маломобильных лиц.
8.2 В пассажирских зданиях вокзалов разных видов транспорта следует предусматривать доступными:
помещения и сооружения обслуживания: вестибюли; операционные и кассовые залы; камеры хранения ручного багажа; пункты регистрации пассажиров и багажа; специальные помещения ожидания и отдыха - депутатские комнаты, комнаты матери и ребенка, комнаты длительного отдыха;
помещения, зоны в них или сооружения дополнительного обслуживания: торговые (обеденные) залы ресторанов, кафе, кафетериев, закусочных; торговые, аптечные и другие киоски, парикмахерские, залы игровых автоматов, торговые и прочие автоматы, пункты предприятий связи, таксофоны;
служебные помещения: дежурного администратора, пункта медицинской помощи, милиции и т.п.
8.3 Специальная полоса пешеходного движения может предусматриваться в составе общей пешеходной зоны (в общем потоке посетителей). В зонах интенсивного нерегулируемого пешеходного движения для пассажиров-инвалидов и маломобильных лиц рекомендуется предусматривать изолированную полосу параллельного движения (при входах в здание, выходах на перроны или посадочные платформы, в сложных транспортных узлах - выходов из метро, входов со стороны остановок наземного городского транспорта и т.п.).
Для организации рациональных графиков движения пассажиров к поезду широко используются крытые галереи-конкорсы над путями, ведущие к островным платформам. В конкорсе пассажир быстрее ориентируется и располагается ближе к нужной ему платформе. В опорах устраиваются как грузовые подъемники, так и лифты для маломобильных пассажиров.
8.4 В залах ожидания зданий вокзалов следует выделять специальные доступные зоны для пассажиров-инвалидов и маломобильных лиц (зоны отдыха и ожидания) и предусматривать доступность к ним.
Площадь таких зон определяется исходя из показателя - 2,1 на одно место. Часть диванов или скамей для сидения в залах следует располагать у проходов шириной не менее 2,7 м.
Часть оборудования залов ожидания (киоски, телефоны, игровые автоматы и др.) должна быть доступна для инвалидов.
8.5 Специальную зону ожидания и отдыха в залах ожидания следует предусматривать в стороне от основных потоков пассажиров (магистральных проходов), изолировать от наиболее шумных помещений и соединять с перронами специальными выходами.
Специальную зону ожидания и отдыха рекомендуется размещать на основном этаже, в одном уровне с входом в здание вокзала и выходами к платформам (перронам, причалам) при обеспечении ясных, безопасных и коротких переходов между ними.