Свод правил по проектированию и строительству СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям" (одобрен постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 г. N 72) стр. 9

Залы ожидания должны иметь удобную связь с вестибюлем, рестораном (кафе-буфетом) и выходами на перрон, располагаясь, как правило, в одном с ними уровне. Расположение залов в подземном уровне или на втором (антресольном) этаже должно быть оправдано расчетными объемами движения или рельефом. Такое решение требует устройства специальных тоннелей для пассажиров или галерей, балконов, мостиков и трапов для доступности платформ. Для маломобильных пассажиров требуется устройство грузопассажирских лифтов.
8.6 В непосредственной близости от специальной зоны ожидания и отдыха следует предусматривать специальные туалеты для инвалидов - в отдельной кабине или в составе туалетов для пассажиров, но не менее чем по одной кабине для мужчин и женщин.
8.7 Специальную зону ожидания и отдыха, если отсутствуют ведомственные нормы, следует предусматривать из расчета 5% общего числа мест для сидения в залах ожидания, но не менее чем по одному месту для лиц с нарушениями ОДА, для лиц с дефектами слуха, недостатками зрения, а также с сердечно-сосудистой и легочной недостаточностью.
В специальной зоне ожидания и отдыха следует предусматривать также площадь для хранения индивидуальных средств вспоможения при передвижении, а также места отдыха для лиц, сопровождающих инвалидов, и место дежурного социального работника.
8.8 В специальной зоне ожидания и отдыха для пассажиров-инвалидов следует обеспечивать условия оптимального визуального и акустического восприятия общих систем информационного обеспечения пассажиров (табло с расписанием движения транспорта, радиообъявлений и пр.).
8.9 Места для сидения в специальной зоне ожидания и отдыха следует оборудовать индивидуальными средствами информации и связи: наушниками, подключаемыми к системам информационного обеспечения вокзалов, дисплеями с дублированием изображения информационных табло, системой сурдоперевода звуковых объявлений, техническими средствами экстренной связи с администрацией, доступными тактильному восприятию, прочими специальными системами сигнально-информационного обеспечения (компьютеры, справки по телефону и т.п.).
8.10 В зоне специальных мест отдыха и ожидания допускается предусматривать дополнительные системы инженерного обеспечения, позволяющие корректировать физические параметры внутренней среды на местном уровне или при индивидуальном пользовании: освещенность, солнцезащиту, температуру воздуха и кратность воздухообмена с возможностью их ручного регулирования и размещением пультов управления в зоне досягаемости инвалидов (1,0-1,2 м от уровня пола), индивидуальную подсветку мест для отдыха, регуляторы индивидуальной приточной вентиляции, кнопку вызова дежурного по залу.
8.11 Для оборудования специальной зоны для отдыха и ожидания допускается предусматривать трансформируемое оборудование (кресла с откидными спинками для сна, откидные столики для чтения и приема пищи, оборудованные местной подсветкой).
8.12 В непосредственной близости от специальной зоны мест для отдыха и ожидания в зависимости от местных условий допускается разместить несколько блоков индивидуальной камеры хранения и телефон местной и междугородней связи, а также специальный текстовый телефон и/или факсимильный аппарат для получения и передачи информации инвалидами по слуху. Все оборудование должно быть установлено в зоне досягаемости инвалидов.
8.13 Специальную полосу пешеходного движения инвалидов, специальную зону в зале ожидания следует оборудовать поручнями на высоте 0,5; 0,7 и 0,9 м, а также, при необходимости, и сигнальными визуальными и тактильными указателями входов и выходов, туалетов, вестибюля, кассового и операционного залов, камеры хранения, ресторана, пункта медицинской помощи, милиции, справочного бюро.
8.14 Для перемещения детских колясок на лестницах вокзальных переходов допускается устройство двух пологих полос, разделенных ступенями, шириной не менее 0,4 м для наружных лестниц, не менее 0,3 м - для внутренних. Для удобства передвижения лиц с недостатками зрения рекомендуется использовать пандусы.
8.15 На железнодорожных вокзалах, где доступ пассажиров с платформ на привокзальную площадь или на противоположную ей селитебную территорию пересекается железнодорожными путями с интенсивностью движения поездов до 50 пар в сутки и скоростью прохождения поездов до 120 км/ч, для перемещения инвалидов на креслах-колясках допускается использовать переходы в уровне рельсов, оборудованные сигнализацией автоматического действия и световыми указателями. На всем протяжении такого перехода вдоль железнодорожного пути (включая торцевой по отношению к платформе пандус) следует предусматривать защитное ограждение высотой не менее 0,9 м с расположенными на этой же высоте поручнями.
8.16 На открытых автостоянках у вокзалов следует выделять места для личного автотранспорта инвалидов. Количество таких мест следует принимать из расчета:
4% - при общем числе мест на стоянке до 100;
3% - при числе мест от 100 до 200;
2% - при числе мест от 201.
8.17 В автоматических камерах хранения не менее 3% мест, расположенных в нижнем ряду, должно резервироваться и приспосабливаться для пассажиров-инвалидов.
8.18 Окна и прилавки операционных помещений (касс, камер хранения, справочных служб, автоматов продаж и т.д.) рекомендуется размещать на высоте 0,7-0,8 м. Перед зоной обслуживания должно быть предусмотрено достаточное пространство для маневрирования кресел-колясок с учетом возможного их сопровождения (рис. 8.1).
8.19 При расчете ширины перронов следует учитывать возможность параллельного движения инвалидов на креслах-колясках и багажных тележек по объездам выходов из тоннелей, опор навесов и осветительных мачт.
8.20 На перронах следует применять предупредительные полосы вдоль краев платформы - информационные разного цвета, а также тактильные для пассажиров с недостатками зрения. На перронах необходимо предусматривать возможность дублирования визуальной и звуковой информации, в том числе о расположении вагонов.
8.21 В аэровокзалах (рис. 8.2) доступность перронов вылета/прибытия следует обеспечивать размещением специального выхода для маломобильных пассажиров в центральной части здания или с помощью движущихся тротуаров (других механизированных средств передвижения) к удаленным выходам. В посадочных галереях с уровня 2-го этажа через каждые 10 м следует предусматривать горизонтальные площадки для отдыха размером не менее 1,5x1,5 м.
При посадке в самолет с уровня земли для подъема или спуска (высадки) маломобильных пассажиров следует предусматривать специальное устройство - приставной механизированный трап-эскалатор или автолифт.
8.22 На аэровокзалах рекомендуется предусматривать помещение для специальной службы сопровождения и помощи инвалидам и другим маломобильным пассажирам, а также зону хранения малогабаритных колясок, используемых для обслуживания инвалидов при прохождении регистрации, контроля, досмотра и в полете.
8.23 Регистрация билетов и оформление багажа для маломобильных пассажиров без сопровождения должны осуществляться при необходимости за специальной стойкой высотой от уровня пола не более 0,7-0,8 м. Столы для заполнения деклараций в аэропортах международных авиалиний должны быть доступны для инвалидов на креслах-колясках.
8.24 В автовокзалах для обслуживания маломобильных пассажиров не рекомендуется использование островных перронов. Перроны с береговым, полуостровным или пирсовым расположением в автовокзалах междугородних перевозок должны оборудоваться стационарными или передвижными подъемниками для посадки/высадки инвалидов из автобусов, не оборудованных подобными средствами.
8.25 В каждом ряду турникетов входа/выхода метрополитена следует предусматривать не менее одного расширенного прохода, позволяющего проезд кресла-коляски. Его следует размещать вне зоны контроля проездных билетов, оборудовать горизонтальными поручнями, выделяющими зону перед проходом на расстоянии 1,2 м, а также обозначать специальной символикой.
8.26 Для пересадочных узлов вокзальных комплексов могут использоваться подъемники лестничные (наклонные, вертикальные), переносные (съемные), которые могут быть с платформой или кабиной.
8.27 Комнаты длительного отдыха пассажиров, комнаты матери и ребенка, а также помещения для отдыха эксплуатационного персонала в привокзальных гостиницах следует размещать изолировано от основных потоков пассажиров и, как правило, на втором и третьем этажах. В комнатах для отдыха пассажиров следует предусматривать не менее 3% мест (но не менее 1) для инвалидов (рис. 8.3).

9. Здания, сооружения и комплексы культового, мемориального и обрядового назначения

Общие положения

9.1 При проектировании культовых, мемориальных и ритуальных зданий и сооружений в местах, посещаемых лицами с нарушениями здоровья, в том числе инвалидами, рекомендуется приспосабливать здания и сооружения, а также их участки по условиям организации обслуживания инвалидов, а в особо оговоренных случаях - с учетом преобладающих видов нарушения здоровья пользователей (рис. 9.1).
9.2 Требования доступности для всех категорий пользователей рекомендуется учитывать в следующих видах зданий, сооружений и комплексов:
здания и сооружения для совершения богослужений;
монастыри;
здания, сооружения и комплексы мемориального назначения - монументы, пантеоны;
здания и сооружения для совершения гражданских обрядов - ЗАГСы, Дворцы бракосочетаний, регистрации новорожденных, обрядовые (ритуальные) залы;
здания, сооружения и комплексы похоронного назначения - кладбища, Дома траура, залы прощания, крематории, мавзолеи;
здания и сооружения обслуживания, сопутствующего обрядовому.

Участки

9.3 Проектирование участков культовых зданий, сооружений и комплексов, а также мест погребения на них рекомендуется осуществлять по требованиям положений СП 35-101 с учетом конфессиональных, технологических и технических требований организаций-заказчиков и "Рекомендаций по проектированию объектов ритуального назначения", а также действующих санитарно-гигиенических и экологических нормативных документов.
9.4 На участках храмов и монастырей следует предусматривать не менее одной зоны отдыха для лиц с нарушениями здоровья.
9.5 Около мемориалов, не имеющих обитаемых пространств, чаш для раздачи святой воды, иных используемых посетителями сооружений на участке культового здания или сооружения следует предусматривать места для инвалидов на креслах-колясках, непосредственно связанные с путями движения на участке, а также зону ожидания в непосредственной близости от них.
9.6 В зоны движения религиозных процессий и путей подъезда кортежей не должны попадать полосы движения, предназначенные для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также места отдыха и ожидания.
9.7 На территориях кладбищ должен быть обеспечен доступ маломобильным группам населения:
к участкам погребений, к колумбариям всех видов;
к зданиям администрации, торговли и бытовым зданиям для посетителей, к общественным туалетам;
к водоразборным устройствам и чашам для полива;
к выставочным участкам;
к мемориальным объектам общественного назначения;
к склепам, мавзолеям и пантеонам;