Свод правил по проектированию и строительству СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям" (одобрен постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 г. N 72) стр. 11

10.9 Площади вестибюля (включая доконтрольную зону), гардероба и камеры хранения ручной клади коммерческих банков следует определять исходя из количества единовременно находящихся в здании клиентов с обязательным учетом возможного сопровождения части инвалидов и маломобильных посетителей. Процент маломобильных пользователей от общего числа клиентов определяется заданием на проектирование.
При проектировании бюро пропусков автономной группой помещений зона ожидания должна включать в расчете на каждое рабочее место не менее двух стационарных мест сидения (возможно, откидных) и резервную площадку для возможного размещения кресла-коляски (вне коммуникационной зоны).
При вестибюле рекомендуется предусматривать санитарные узлы для клиентов универсального оборудования (вариант "А").
10.10 При наличии специальной кассы (вариант "Б") рекомендуется увеличивать размеры зоны ожидания из расчета ( ): 8,0 + k х 8,0, где k - коэффициент, учитывающий количество единовременно обслуживаемого специального контингента (по заданию на проектирование).

Предприятия почтовой связи

10.11 Доступность зданий для массового обслуживания посетителей, в том числе инвалидов и других маломобильных групп, рекомендуется обеспечивать в:
почтамтах (центральных предприятиях города или района, обеспечивающих клиентуре также услуги телеграфной и междугородней телефонной связи);
узлах и отделениях связи, в том числе автоматизированных (городских, районных, сельских).
Кроме зданий перечисленных учреждений требованиям доступности должны отвечать также операционные залы телефонных узлов (проводной и сотовой связи), осуществляющих обслуживание индивидуальных пользователей. В операционных залах должны быть предусмотрены кабины с установленными специальными средствами связи для инвалидов по слуху (текстовый телефон, факсимильный аппарат, телефон с усилителем звука).
10.12 Требования к проектированию операционных залов см. в табл. 10.1.
10.13 Кроме операционно-кассового зала в зону посетительской доступности предприятий рекомендуется включать:
вход с тамбуром (универсального типа - для всех групп посетителей);
добарьерную (посетительскую) часть отдела доставки, совмещенную при необходимости с зоной индивидуального хранения подписных изданий и корреспонденции;
переговорный пункт (с зонами кабин междугородних телефонов, в том числе автоматов, и ожидания);
пункт обмена валюты и киоски продаж (при наличии).
10.14 Допускается устройство контролируемого входа посетителей в служебное помещение (начальника предприятия, цеха или участка) при соответствующем обосновании. Требования к проектированию данного помещения аналогичны требованиям раздела 3 настоящего Свода правил.
10.15 Отдел посылок, совмещенный с отделом продажи посылочной тары, рекомендуется проектировать обособленным от операционного зала и со входом с улицы.

Таблица 10.1 - Требования к зданиям кредитно-финансовых учреждений и предприятий связи

┌─────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Объект │ Требования по критериям │
│ ├───────────────────────┬─────────────────┬───────────────────┬───────────────────────────────┤
│ │ доступности │ безопасности │ информативности │ комфортности │
├─────────────┼───────────────────────┼─────────────────┼───────────────────┼───────────────────────────────┤
│1 Кассовые и│2.1 Размещение в уровне│ │4.1 Наличие│5.1 "Б" - обязательное наличие│
│операционно- │входа в здание. │ │справочно-информа- │переговорных спецустройств в│
│кассовые залы│2.2 "Б" - размещение│ │ционной службы│кассах для пенсионых и│
│банков │специализированных касс│ │непосредственно при│коммунальных платежей при│
│ │в непосредственной│ │входе в зал. │обеспечении полноценного│
│ │близости от входа в зал│ │4.2 Дублирующая│визуального контакта │
│ │совместно с│ │функциональная │ │
│ │обособленной зоной│ │маркировка каждого│ │
│ │ожидания увеличенной│ │операционного места│ │
│ │площади. │ │обслуживания: │ │
│ │2.3 "Б" - наличие│ │пенсионных выплат,│ │
│ │боксов (помещений) для│ │почтовых │ │
│ │пересчета денег,│ │отправлений, │ │
│ │оборудованных │ │подписки на газеты│ │
│ │специальными │ │и журналы │ │
│ │переговорными │ │ │ │
│ │устройствами для│ │ │ │
│ │контакта с персоналом. │ │ │ │
│ │2.4 При нескольких│ │ │ │
│ │островных (автономных)│ │ │ │
│ │рабочих местах│ │ │ │
│ │операционистов одно│ │ │ │
│ │приспосабливается для│ │ │ │
│ │обслуживания инвалидов.│ │ │ │
│ │2.5 Обеспечение│ │ │ │
│ │доступности │ │ │ │
│ │контрольного шлюза и│ │ │ │
│ │шлюзового помещения│ │ │ │
│ │(при наличии) │ │ │ │
├─────────────┼───────────────────────┼─────────────────┼───────────────────┼───────────────────────────────┤
│2 Депозитарий│ │3.1 Возможность│ │5.2 "Б" - увеличение площади│
│ │ │присутствия │ │специализированных кабин в│
│ │ │сопровождения, │ │кладовых хранения│
│ │ │наличие │ │индивидуальных ценностей с│
│ │ │переговорных │ │учетом возможного сопровождения│
│ │ │устройств и│ │(см.п. 5.4 СП 35-101) │
│ │ │технических │ │ │
│ │ │средств слежения │ │ │
├─────────────┼───────────────────────┼─────────────────┼───────────────────┼───────────────────────────────┤
│3 │2.6 "Б" - в почтамтах│ │ │5.3 В отделе пенсионных выплат│
│Операционные │рекомендуется наличие│ │ │- локальное понижение прилавка;│
│залы │специализированных │ │ │увеличение глубины и ширины│
│предприятий │кабин в переговорных│ │ │прилавка со стороны клиента. │
│связи, │пунктах │ │ │5.4 Наличие переговорных│
│переговорные │ │ │ │устройств с возможностью│
│пункты │ │ │ │двустороннего включения в│
│ │ │ │ │отделе пенсионных выплат. │
│ │ │ │ │5.5 Рекомендуется наличие│
│ │ │ │ │отдела сервисной упаковки и│
│ │ │ │ │доставки в отделе посылок │
└─────────────┴───────────────────────┴─────────────────┴───────────────────┴───────────────────────────────┘
┌─────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐