Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" стр. 5

оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям, комиссиям референдума;
заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов и референдума;
устанавливает нормативы изготовления (включая степень защищенности) избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, списка избирателей, участников референдума и других избирательных документов, а также документов, связанных с подготовкой и проведением референдума;
рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами.
8. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах выделенных ей из федерального бюджета средств определяет размер и устанавливает порядок оплаты труда работников учреждений и организаций, созданных для обеспечения ее деятельности.
9. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации совместно с федеральными органами государственной власти, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления организует государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума и участвует в осуществлении этой регистрации (учета).
10. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Федерального закона, а в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами, также инструкции по вопросам единообразного применения соответствующих федеральных конституционных законов и федеральных законов.
11. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе давать заключения о соответствии законов субъектов Российской Федерации настоящему Федеральному закону.
12. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации имеет официальный печатный орган.

Статья 23. Формирование и срок полномочий избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых избирательных комиссий, комиссий референдума

1. Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, а также окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или соответственно окружной избирательной комиссии предыдущего состава. При этом государственные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии. Половина членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, окружной избирательной комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, другая половина назначается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Как законодательный (представительный), так и исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан назначить не менее одной трети назначаемого им количества членов избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков.
2. Формирование территориальных избирательных комиссий, комиссий референдума, а также окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляется на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательных комиссий предыдущего состава, а участковых избирательных комиссий, комиссий референдума - на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы представительным органом (представительными органами) местного самоуправления. Представительный орган (представительные органы) местного самоуправления обязан (обязаны) назначить не менее одной трети состава территориальной, участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, а также окружной избирательной комиссии по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) в представительном органе (представительных органах) местного самоуправления. При этом может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков.
3. В субъектах Российской Федерации, система органов государственной власти которых предусматривает создание территориальных органов государственной власти районов и иных административно-территориальных единиц, территориальные избирательные комиссии, комиссии референдума соответствующего уровня образуются представительными и исполнительными органами государственной власти в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи.
4. В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления право внесения предложений о составе избирательной комиссии, комиссии референдума сохраняется за избирательными объединениями, избирательными блоками, имевшими депутатские фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления последнего созыва.
5. В случае, если уполномоченные на то настоящим Федеральным законом органы государственной власти и органы местного самоуправления не назначат состав либо часть состава окружной, территориальной, участковой избирательной комиссии, комиссии референдума в срок, установленный федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, либо если на соответствующей территории отсутствует соответствующий орган государственной власти либо орган местного самоуправления, назначение состава либо части состава избирательной комиссии, комиссии референдума производится вышестоящей избирательной комиссией, комиссией референдума с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом, федеральным конституционным законом, иным федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.
6. В случае, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления территориальная избирательная комиссия действует на постоянной основе, она действует и в качестве территориальной комиссии референдума.
7. Формирование участковых избирательных комиссий, комиссий референдума осуществляется не позднее трех дней после образования избирательного участка, участка референдума.
8. В целях обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления федеральным законом могут быть установлены временные нормы, которые регулируют полномочия, порядок формирования и деятельности избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправления и действуют в случае, если законами субъектов Российской Федерации не установлены иные нормы.
9. Государственные служащие и лица, замещающие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, не могут составлять более одной трети от общего числа членов территориальной, участковой избирательной комиссии, а также окружной избирательной комиссии по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, территориальной или участковой комиссии референдума.
10. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами. Срок полномочий избирательных комиссий субъектов Российской Федерации устанавливается законами субъектов Российской Федерации, но не может быть более пяти лет и менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в случае, если конституцией, уставом, законом субъекта Российской Федерации срок полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не установлен, - менее срока полномочий однократно избранного депутата указанного органа.
11. Срок полномочий окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти равен сроку полномочий органа, подготовку и проведение выборов в который осуществляют указанные избирательные комиссии.
12. Срок полномочий территориальных избирательных комиссий, комиссий референдума устанавливается федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, срок полномочий окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования может быть предусмотрена деятельность территориальной избирательной комиссии на постоянной основе. В этом случае срок полномочий территориальной избирательной комиссии не может быть более пяти лет и менее срока полномочий представительного органа местного самоуправления, подготовку и проведение выборов в который осуществляет территориальная избирательная комиссия, а в случае, если законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования срок полномочий представительного органа местного самоуправления не установлен, - менее срока полномочий однократно избранного депутата указанного органа.
13. Полномочия участковой избирательной комиссии, комиссии референдума прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума в случае, если в адрес вышестоящей избирательной комиссии, комиссии референдума не поступило жалоб и протестов на действия (бездействие) данной избирательной комиссии, комиссии референдума, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом.
14. Избирательная комиссия, действующая на постоянной основе, собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов. При этом в состав избирательной комиссии должно быть назначено не менее двух третей членов избирательной комиссии. Со дня первого заседания избирательной комиссии нового состава полномочия избирательной комиссии прежнего состава прекращаются.

Статья 24. Статус членов избирательных комиссий, комиссий референдума

1. Членами избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не могут быть депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьи, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица групп избирателей и избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, а также инициативных групп по проведению референдума, члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом совещательного голоса, супруги и близкие родственники кандидатов, зарегистрированных кандидатов или лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов, зарегистрированных кандидатов.
2. Под непосредственным подчинением в настоящем Федеральном законе понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых первый обладает в отношении последнего властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, применять меры поощрения и дисциплинарного взыскания.
3. Член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса не может быть одновременно членом вышестоящей или нижестоящей соответственно уровню выборов, референдума избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса.
4. Срок полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий этих избирательных комиссий, комиссий референдума.
5. Член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена избирательной комиссии, комиссии референдума до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случае:
подачи членом избирательной комиссии, комиссии референдума заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;
утраты членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданства Российской Федерации;
вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума;
признания члена избирательной комиссии, комиссии референдума решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
смерти члена избирательной комиссии, комиссии референдума;
признания члена избирательной комиссии, комиссии референдума на основании заявления соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума решением суда, вступившим в законную силу, систематически не выполняющим обязанности;
появления оснований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
6. Полномочия члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса прекращаются также в случае расформирования избирательной комиссии в соответствии со статьей 25 настоящего Федерального закона.
7. Орган, назначивший члена избирательной комиссии, комиссии референдума, обязан назначить нового члена избирательной комиссии, комиссии референдума вместо члена, который выбыл по вышеуказанным обстоятельствам, не позднее чем в месячный срок, а в период проведения соответствующих выборов, референдума не позднее чем через десять дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными пунктом 2 статьи 22, пунктами 1 и 2 статьи 23 настоящего Федерального закона. В случае невыполнения уполномоченным на то органом данного требования нового члена избирательной комиссии, комиссии референдума назначает вышестоящая избирательная комиссия, комиссия референдума с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом.
8. Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, иной избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, замещает должность в соответствующей комиссии на постоянной (штатной) основе. Председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации должен иметь, как правило, высшее юридическое образование или ученую степень в области права.
9. Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, иной избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, с правом решающего голоса может работать в соответствующей комиссии на постоянной (штатной) основе.
10. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающий на постоянной (штатной) основе, не может замещать другие государственные должности, находиться на государственной или муниципальной службе, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
11. Государство принимает необходимые меры по материальному и социальному обеспечению замещающих должность на постоянной (штатной) основе членов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, и работников аппаратов указанных комиссий. Размер и виды денежного содержания работающих на постоянной (штатной) основе членов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, определяются федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и не должны быть менее размера и видов денежного содержания лиц, замещающих государственные должности категории "А" соответственно в федеральном органе исполнительной власти, в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации либо в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, или лиц, замещающих муниципальные должности в органе местного самоуправления.
12. Члену избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения выборов, референдума от основной работы, сохраняется средний заработок по месту основной работы. Члену избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения выборов, референдума от основной работы, дополнительная оплата труда может производиться за счет средств, выделенных на проведение выборов, референдума, в размерах и порядке, установленных избирательной комиссией, комиссией референдума, на которую законом возложено руководство деятельностью нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума по подготовке и проведению соответствующих выборов, референдума. Размер и порядок оплаты труда членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, за счет средств, выделенных из федерального бюджета устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
13. Член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса на период проведения выборов, референдума не может быть привлечен без согласия прокурора субъекта Российской Федерации, а член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - Генерального прокурора Российской Федерации к уголовной ответственности, подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.
14. Член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса в период проведения соответствующих выборов, референдума не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу.
15. После регистрации соответствующей избирательной комиссией кандидата (списка кандидатов) данный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие список кандидатов, вправе назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата (список кандидатов), и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса. Избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие зарегистрированного кандидата, вправе также назначить в избирательную комиссию, на которую федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации возложено руководство деятельностью нижестоящих избирательных комиссий по подготовке и проведению соответствующих выборов, по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
16. При проведении референдума после принятия решения о проведении референдума уполномоченным на то органом инициативная группа по проведению референдума, а также избирательные объединения, избирательные блоки, представленные в представительном органе государственной власти, местного самоуправления соответственно уровню референдума или в представительном органе более высокого уровня, вправе назначить в соответствующую и нижестоящие комиссии референдума по одному члену комиссии референдума с правом совещательного голоса.
17. Член комиссии с правом совещательного голоса обладает всей полнотой прав члена комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума, за исключением права выдачи избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, участия в сортировке и подсчете избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, составления протокола об итогах голосования, результатах выборов, права участия в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума, и права подписывать решения избирательной комиссии, комиссии референдума.