Приказ ГТК РФ от 13 июня 2001 г. N 556 "О некоторых вопросах определения страны происхождения товаров из государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли"

В соответствии с решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 30 ноября 2000 года о Правилах определения страны происхождения товаров ("Российская газета", 16.01.2001 г., N 9), статьей 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 31, ст.1224; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 26, ст.2397; 1996, N 1, ст.4; 1997, N 30, ст.3586; 1997, N 47, ст.5341; 1999, N 7, ст.879), а также Законом Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-1 (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 23, ст.821; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 32, ст.3204; 1996, N 1, ст.4; 1997, N 6, ст.709; 1999, N 7, ст.879; 1999, N 18, ст.2221; 2000, N 22, ст.2263) приказываю:
1. Применять Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные решением Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 года (далее - Правила), для определения страны происхождения товаров из государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли (далее - Соглашение).
2. Таможенным органам при осуществлении таможенного оформления товаров:
а) требовать для подтверждения происхождения товаров из государств - участников Соглашения, за исключением Республики Белоруссия, представление сертификатов о происхождении товаров по форме СТ-1 (далее - сертификаты) одновременно с грузовой таможенной декларацией в отношении товаров, перечисленных в приложении 1 к Правилам, а также в отношении товаров, являющихся подакцизными;
б) требовать для подтверждения происхождения товаров:
- из Республики Белоруссия;
- не перечисленных в приложении 1 к Правилам и не являющихся подакцизными;
- небольших партий товаров таможенной стоимостью, эквивалентной не более чем 2000 долларам США,
представления декларации о происхождении товара.
В качестве декларации о происхождении товара могут быть использованы грузовые, транспортные или иные товаросопроводительные документы, содержащие сведения о стране происхождения товара;
в) требовать для подтверждения происхождения товаров из государств - участников Соглашения представление сертификатов одновременно с грузовой таможенной декларацией в случае:
- наличия у должностных лиц таможенного органа сомнений в достоверности сведений о происхождении товара, указанных в декларации о происхождении товара;
- регулярных поставок небольших партий товаров таможенной стоимостью, эквивалентной не более 2000 долларов США, одним и тем же экспортером (отправителем) одному и тому же импортеру (получателю) без необходимости, связанной с условиями транспортировки, хранения или реализации этих товаров.
В данных случаях таможенный орган должен письменно информировать декларанта о причинах необходимости представления сертификатов (информационные письма должны быть подписаны начальником (заместителем, курирующим данные вопросы) таможенного органа, производящего оформление товаров);
г) направлять сертификаты при возникновении обоснованных сомнений относительно их безупречности или содержащихся в них сведений, в том числе сведений о стране происхождения товара, с обоснованием отказа их принятия для предоставления тарифных преференций в Главное управление тарифного и нетарифного регулирования для последующей их проверки;
д) при отсутствии сертификата на момент таможенного оформления товаров из государств - участников Соглашения, когда его представление необходимо согласно данному приказу:
- облагать данные товары ввозными таможенными пошлинами по ставкам, предусмотренным для товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет режим наиболее благоприятствуемой нации, при возможности определения их происхождения из государства - участника Соглашения по товаросопроводительной документации, спецификациям, сертификатам предприятия-изготовителя, маркировке и т.п.;
- облагать товары, страна происхождения которых на момент таможенного оформления считается не установленной, ввозными таможенными пошлинами по ставкам, предусмотренным для товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет режим наиболее благоприятствуемой нации, увеличенным вдвое;
- применять (восстанавливать) к товарам режим свободной торговли в соответствии с пунктом 21 Правил при условии получения надлежащего удостоверения об их происхождении из государства - участника Соглашения в течение одного года с даты таможенного оформления, а в случае невыполнения хотя бы одного из условий пунктов 9 и 10 Правил - режим наиболее благоприятствуемой нации согласно статьи 33 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе";
ж) использовать для контроля выполнения требований п.9 Правил:
- договор поставки (купли-продажи, комиссии и т.п.) между поставщиком товара (продавцом, комитентом и т.п.) и покупателем (комиссионером и т.п.);
- товаросопроводительные документы (коносамент, железнодорожные или автотранспортные накладные и т.п.);
- счет-фактуру (инвойс) или счет-проформу, а также иные товаросопроводительные документы;
- документы, подтверждающие, в случае необходимости, наличие статуса резидента государства - участника Соглашения у лиц, заключивших договор (контракт);
з) определять страну происхождения конечного товара на основании кумулятивного принципа, в соответствии с которым конечный товар считается происходящим из страны, где он в последний раз был подвергнут обработке (переработке), независимо от выполнения критерия достаточной обработки (переработки) в этой стране, если товар подвергался поэтапной последующей обработке (переработке) только в государствах - участниках Соглашения с использованием сырья и материалов, происходящих из этих государств, что подтверждено сертификатами о происхождении товаров по форме СТ-1 (далее - сертификаты), а в случае их отсутствия - на основании критерия достаточной обработки (переработки) товара.
3. Главному управлению тарифного и нетарифного регулирования (А.О.Кудряшев):
а) направлять при необходимости обращения в уполномоченные на то организации, заверившие сертификаты, или в другие компетентные органы стран, указанных в качестве страны происхождения товара, с мотивированной просьбой о сообщении дополнительных или уточняющих сведений, принимать с учетом полученной информации решения о достоверности сертификатов или сведений, содержащихся в них, и доводить эти решения до таможенных органов;
б) осуществлять контроль признания товара происходящим с таможенной территории государства - участника Соглашения, если товар покидал территории государств - участников Соглашения, при условии согласования данных случаев с компетентными органами государств - участников Соглашения, экспортирующих (импортирующих) товары.
4. Управлению международного таможенного сотрудничества (Ю.В.Михайличенко), Главному управлению тарифного и нетарифного регулирования (А.О.Кудряшев) согласовывать в соответствии с установленным порядком случаи, упомянутые в подпункте б) пункта 3 настоящего приказа.
5. Признать утратившим силу указание ГТК России от 30.12.96 N 01-14/1465 "Об определении происхождения товаров из государств - участников СНГ" (зарегистрировано Минюстом России 14.05.97 г., peгистрационный N 1303).
6. Пресс-службе (С.Ю.Лысенко) обеспечить освещение положений настоящего приказа в средствах массовой информации после его государственной регистрации.
7. Контроль за исполнением настоящего приказа осуществлять заместителю председателя ГТК России А.А.Каульбарсу.
Председатель Комитета
генерал-полковник
таможенной службы
М.Ванин
Зарегистрирован в Минюсте РФ 12 июля 2001 г.
Регистрационный N 2797