Для поквартирного учета тепла, горячей и холодной воды (а также для коттеджей) целесообразно применение тахометрических приборов.
Существенным ограничением по применению приборов является требование по длине прямого участка до и после расходомера.
Для электромагнитных и тахометрических приборов эти требования составляют соответственно 5 Ду и 2 Ду, в для других видов приборов 10-15 Ду и 5-7 Ду и более.
Для тахометрических приборов представляют опасность возможные загрязнения воды (в т.ч. пескование), а также гидравлические удары при открытии задвижек и т.п.
Для вихревых приборов характерна значительная потеря напора на датчиках (до 3-5 м), что в ряде случаев неприемлемо.
Если в узле учета необходимо подключение 3-4 и более расходомеров (для отопления, ГВС и ХВС), а также датчиков давления, следует применять теплосчетчики с многофункциональными вторичными приборами (тепловычислителями), имеющими соответствующее количество входных каналов.
Необходимо также учитывать наличие интерфейсов RS-232 и RS-485 для подключения теплосчетчика к аппаратуре передачи данных к компьютеру.
Для обеспечения надежной эксплуатации узлов учета целесообразно выбирать приборы, которые имеют межповерочный интервал 2-3 года и более.
Организации, осуществляющие установку приборов, должны гарантировать их техническое сопровождение на послегарантийный период, а также периодическую метрологическую поверку приборов.
Стоимости приборов могут существенно отличаться между собой. Выбор приборов производится с учетом факторов технической эффективности и стоимости.
Вначале следует определить типы приборов, отвечающих по своим техническим характеристикам требованиям к конкретным условиям объекта.
Затем среди них отбираются приборы с наименьшей стоимостью. При этом следует принимать во внимание условия оплаты (предоплата, товарный кредит, лизинг, зачетные формы оплаты и др.).
Ниже в таблице приводится стоимость ряда теплосчетчиков.
Цены на ряд типов теплосчетчиков на 01.09.1999 год (в $)
Таблица 1
┌────────────────┬───────┬─────┬─────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┐│ │ Ду │ТЭМ- │SA-94│ СТЭМ │ МТ │КСТ-В│Multi- │ СТ-6 ││ │ мм │05 │ │ │ 200 │ │cal III│ ││ │ │ │ │ │ DS │ │UF │ │├────────────────┼───────┼─────┼─────┴──────┴─────┼─────┼───────┼───────┤│Закрытые системы│ │ │Электромагнитные │Вих- │Ультра-│Тахиме-││теплоснабжения │ │ │ │ревой│звуко- │тричес-││ │ │ │ │ │вой │кий ││ ├───────┼─────┼─────┬──────┬─────┼─────┼───────┼───────┤│ │ 1/25 │1374 │1505 │ 1034 │ 1312│ 787│ 1173 │ 929 ││ ├───────┼─────┼─────┼──────┼─────┼─────┼───────┼───────┤│ │ 1/50 │1500 │1690 │ 1152 │ 1473│ │ 1421 │ 976 ││ ├───────┼─────┼─────┼──────┼─────┼─────┼───────┼───────┤│ │ 1/80 │1592 │1818 │ 1223 │ 1548│ │ 1953 │ 1001 ││ ├───────┼─────┼─────┼──────┼─────┼─────┼───────┼───────┤│ │ 1/100 │1674 │1942 │ 1283 │ │ │ │ 1022 ││ ├───────┼─────┼─────┼──────┼─────┼─────┼───────┼───────┤│ │ 1/150 │1933 │2210 │ 1427 │ 1965│ │ 4115 │ 1255 │├────────────────┼───────┼─────┼─────┼──────┼─────┼─────┼───────┼───────┤│Открытые системы│ 2/25 │1752 │2242 │ 1525 │ 1473│ │ │ 1270 ││теплоснабжения ├───────┼─────┼─────┼──────┼─────┼─────┼───────┼───────┤│ │ 2/50 │1914 │2491 │ 1620 │ 1705│ │ │ 1364 ││ ├───────┼─────┼─────┼──────┼─────┼─────┼───────┼───────┤│ │ 2/80 │2227 │2767 │ 1737 │ 1796│ │ │ 1414 ││ ├───────┼─────┼─────┼──────┼─────┼─────┼───────┼───────┤│ │ 2/100 │2664 │3265 │ 1979 │ │ │ │ 1459 ││ ├───────┼─────┼─────┼──────┼─────┼─────┼───────┼───────┤│ │ 2/150 │3180 │3671 │ 2112 │ 2350│ │ │ 1922 │└────────────────┴───────┴─────┴─────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┘
2.3.6. Автоматизированные системы диспетчерского контроля и управления.
Высшим этапом работ по контролю и учету расхода энергоресурсов и воды в жилищно-коммунальном хозяйстве является создание автоматизированных систем диспетчерского контроля и управления (АСДКУ).
АСДКУ создаются:
- для предприятия водоснабжения и канализации (АСДКУ "Водоканал"),
- для предприятия теплоснабжения (АСДКУ "Тепловые сети"),
- для жилищного фонда (АСДКУ - ДЕЗ района или города).
Основными задачами АСДКУ являются оперативный контроль текущих параметров производства и потребления ресурсов, а также анализ режимов эксплуатации, оптимальное управление и регулирование объектами тепловодоснабжения.
Для этих целей объекты оснащаются датчиками и управляемыми исполнительными механизмами, а также аппаратурой сбора и передачи данных от контролируемых объектов на диспетчерский пункт, оснащенный компьютером с соответствующими программными средствами (АРМ-диспетчера).
Виды и количество датчиков и исполнительных механизмов зависят от состава и технических характеристик объектов.
Так, в АСДКУ водоснабжения и канализации по насосным станциям контролируются давления и расходы воды, расходы электроэнергии, состояние насосов и задвижек, а также уровни воды в резервуарах.
По очистным сооружениям контролируется качество природной и питьевой воды, а также качественный состав сточных вод до и после очистки.
В АСДКУ теплоснабжения контролируется расход, температура и давление теплоносителя на выходе котельной, расход подпиточной воды, состояние котлов и насосов, расход топлива. Контролируются также основные параметры по тепловым камерам, ЦТП и насосным станциям.
АСДКУ жилищного фонда создаются для контроля за работой инженерного оборудования зданий. Центром такой системы является объединенный диспетчерский пункт (ОДС) микрорайона. Сюда по каналам связи (телефонным линиям, УКВ-радиосвязи, оптоволоконным каналам) поступает информация от инженерного оборудования каждого из контролируемых зданий.
Для дистанционной передачи, данных используются микропроцессорные телекомплексы. В ОДС устанавливается компьютер, а в зданиях - микропроцессорные контроллеры.
В АСДКУ жилищного фонда контролируется работа лифтового хозяйства, охранная сигнализация (доступ в подвалы, чердаки и др.) и затопление подвалов, а также производится учет и анализ расхода тепла на отопление, расхода и температуры горячей воды, расхода холодной воды. Контролируются также давления теплоносителя и воды, расход и напряжение электроэнергии, выявляются причины аварий.
Важной функцией АСДКУ является учет аварий и повреждений, контроль и учет аварий и повреждений, контроль и учет выполнения ремонтных работ по заявкам жильцов.
По имеющемуся опыту создание АСДКУ предприятий водоснабжения, теплоснабжения и жилищного фонда позволяет значительно повысить оперативность контроля и управления объектами, снизить на 15-20% потребление энергетических ресурсов, уменьшить на 10-20% потери воды, сократить в 1,5-2,0 раза число аварий при существенном ускорении сроков их обнаружения и ликвидации.
Затраты на создание АСДКУ окупаются, как правило, за срок до 2-х лет.
3. Организация работ и их финансирование
Работы по внедрению мероприятий по энергоресурсосбережению выполняются предприятиями тепловодоснабжения городов с участием специализированных организаций.
Так, работы по повышению пропускной способности инженерных сетей отопления, горячего и холодного водоснабжения зданий, промывке бойлеров и котлов выполняются, как правило, силами организаций-поставщиков оборудования для прочистки и промывки совместно с работниками предприятия теплоснабжения и организации жилищного хозяйства (для зданий).
Наладка режимов работы систем теплоснабжения и водоснабжения выполняется специализированными наладочными организациями с участием работников предприятий теплоснабжения и водоснабжения.
Создание систем учета и регулирования расхода тепла и воды должно осуществляться специализированными организациями, имеющими соответствующие лицензии Главгосэнергонадзора.
Дополнительно к лицензии организация должна иметь аккредитационное свидетельство Госстроя России, удостоверяющие надлежащее качество работ по установке приборов учета и регулирования, а также их техническое сопровождение в процессе эксплуатации.
В качестве организаций-исполнителей работ в каждом регионе выступают Центры энергосбережения. Такие Центры сегодня имеются во многих субъектах Российской Федерации.
Наряду с этим исполнителями работ по энергоресурсосбережению служат специализированные организации и фирмы, которые, как правило, являются производителями или распространителями аппаратуры.
Научно-методическое руководство работами по экономии энергоресурсов и воды осуществляется Федеральным Центром энергоресурсосбережения в ЖКХ, созданного Госстроем России при Академии коммунального хозяйства им.К.Д.Памфилова. Федеральный Центр имеет ряд региональных отделений (Тульский, Томский, Ростовский, Северо-Западный и др.) и взаимодействует с действующими Центрами энергосбережения регионов (Краснодарским, Курским, Саратовским и др.).
Одной из главных проблем энергоресурсосбережения является финансирование этих работ. Из-за кризисного состояния экономики реализация программ энергоресурсосбережения сдерживается нехваткой финансовых средств. Пути финансирования энергоресурсосбережения в ЖКХ определены в разработанном Академией коммунального хозяйства по заданию Госстроя России документе "Основные направления и механизм энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации", одобренном решением Правительственной Комиссии по реформированию ЖКХ Российской Федерации (протокол от 29 марта 1998 г. N 3).
Наиболее реальными источниками финансирования являются:
- бюджетные средства на функционирование и развитие жилищно-коммунального хозяйства,
- средства организаций тепло-водоснабжения,
- займы, получаемые от кредитных организаций.
В целях обеспечения реального финансирования затраты на энергоресурсосбережения включаются отдельной строкой в местные бюджеты.
Важным фактором обеспечения работ является создание в регионах специализированных внебюджетных фондов энергоресурсосбережения.