При повторном направлении акта на государственную регистрацию или издании его взамен акта, в государственной регистрации которого было отказано, в справке необходимо указать дату и номер письма Минюста России об отказе в государственной регистрации либо возвращении нормативного правового акта без государственной регистрации.
Представленный на государственную регистрацию нормативный правовой акт должен быть завизирован, а прилагаемая справка подписана начальником Правового управления Министерства.
На обороте каждого листа оригинала нормативного правового акта проставляется виза руководителя юридической службы Министерства.
Приложения к нормативному правовому акту, подлежащему государственной регистрации, не подписываются.
При рассылке нормативного правового акта указание на номер и дату государственной регистрации является обязательным.
Изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат регистрации в порядке, установленном настоящими Правилами.
Министерство здравоохранения Российской Федерации направляет для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования.
При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут.
В течение 10 дней со дня получения отказа в государственной регистрации Минздрав России издает соответствующий документ об отмене нормативного правового акта, в регистрации которого отказано, и направляет его копию в Минюст России. Данный документ не должен содержать правовых норм и нуждаться в государственной регистрации. В сопроводительном письме, с которым направляется документ об отмене нормативного правового акта, необходимо указать дату и номер письма Минюста России об отказе в государственной регистрации.
Нормативный правовой акт может быть возвращен Министерством юстиции Российской Федерации без государственной регистрации по просьбе Минздрава России. В этом случае в Минюст России направляется соответствующее письмо, подписанное Министром или его заместителем.
Нормативный правовой акт может быть также возвращен без государственной регистрации при нарушении установленного порядка представления на государственную регистрацию. В этом случае нормативный правовой акт должен быть представлен на государственную регистрацию в течение месяца либо в Министерство юстиции Российской Федерации направляется копия документа об отмене нормативного правового акта.
В Правовое управление в обязательном порядке представляются копии всех издаваемых Министерством постановлений, приказов, правил, инструкций и Положений, носящих нормативный характер.
9. Порядок, особенности подготовки и оформления отдельных видов документов
9.1. Проекты актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации
Проекты указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации разрабатываются в соответствии с поручениями и в инициативном порядке и вносятся Министром, а в его отсутствие - первым заместителем Министра, исполняющим обязанности Министра, в порядке, установленном другими органами.
Ответственность за качество подготовки проектов актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, их согласование с заинтересованными органами государственной власти и организациями несет Министр.
Подготовка проектов указанных актов осуществляется структурными подразделениями Министерства, в компетенции которых находится рассматриваемый вопрос.
Проекты актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации печатаются на листах формата А4 через полтора межстрочных интервала в трех экземплярах. Первый экземпляр направляется адресату; второй - остается в Управлении делами; третий - у ответственного исполнителя.
На проекте документа в правом верхнем углу пишется "Проект". Первый экземпляр проекта визируется Министром, второй экземпляр - заместителем Министра, начальниками структурных подразделений, с которыми согласовывается проект, а также Юридическим отделом и Управлением делами.
Проекты указов и распоряжений Президента Российской Федерации вносятся письмом с пояснительной запиской, содержащей краткое изложение существа проекта, необходимые обоснования, справочные и аналитические материалы.
Письмо с пояснительной запиской подписывается Министром, а в его отсутствие - первым заместителем Министра, исполняющим обязанности Министра.
Проекты актов Президента Российской Федерации визируются руководителями федеральных органов исполнительной власти или лицами, их замещающими, которые представили проект и которым в документе предусматриваются задания или поручения, а также руководителями других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
Проекты актов Президента Российской Федерации, содержащие вопросы распределения зданий и помещений, находящихся в федеральной собственности, подлежат обязательному согласованию с Министерством государственного имущества Российской Федерации, а находящихся на балансе Управления делами Президента Российской Федерации, - с Управлением делами Президента Российской Федерации.
Проекты указов Президента Российской Федерации, имеющих нормативный характер, подлежат до их внесения в Правительство Российской Федерации обязательному согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации.
Проекты актов Президента Российской Федерации, предусматривающие принятие актов Правительства Российской Федерации, вносятся с приложением к представляемому проекту акта Президента Российской Федерации соответствующих связанных с ним проектов актов Правительства Российской Федерации.
Проекты указов и распоряжений Президента Российской Федерации в необходимых случаях должны содержать пункт о возложении контроля за их выполнением.
Проекты постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и иных актов, требующих решения Правительства Российской Федерации, вносятся Министерством после проведения необходимой, в том числе юридической, экспертизы с пояснительной запиской, содержащей необходимые расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических и иных последствий их реализации.
Сопроводительное письмо подписывается Министром, а в его отсутствие первым заместителем Министра, исполняющим обязанности Министра.
Проекты постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и иных актов, требующих решения Правительства Российской Федерации, до их внесения в Правительство Российской Федерации подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами государственной власти, а при необходимости - с государственными и другими организациями. Согласованные проекты актов визируются руководителями указанных органов и организаций. К проекту документа прилагается лист согласования с заинтересованными организациями (приложение 10).
При наличии разногласий по проекту Министр должен обеспечить его обсуждение с заинтересованными органами и организациями с целью поиска взаимоприемлемого решения. В случае, если такое решение не найдено, проект может быть направлен в Правительство Российской Федерации только Министром, с обязательным приложением к нему протокола согласительного совещания, перечня разногласий с их мотивировками и подлинников замечаний, подписанных руководителями соответствующих органов и организаций.
Проекты постановлений Правительства Российской Федерации и других актов, имеющих нормативный характер, после их согласования с заинтересованными органами и организациями и до внесения в Правительство Российской Федерации должны в обязательном порядке согласовываться с Министерством юстиции Российской Федерации.
Проекты постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, предусматривающие расходы из федерального бюджета, подлежат согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Внесение проектов актов Правительства Российской Федерации, влекущих за собой расходы из федерального бюджета, не предусмотренные в нем на текущий финансовый год или сокращающие его доходную базу, в том числе предоставляющие льготы по уплате налогов, таможенных и других обязательных платежей в федеральный бюджет, осуществляется в исключительных случаях в порядке, установленном федеральным законодательством.
Если в тексте проекта акта Правительства Российской Федерации упоминаются ранее принятые акты Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, то делается ссылка на соответствующий официальный источник их опубликования, например: "(Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 5, ст.615)".
Если подготавливаемый акт Правительства Российской Федерации влечет за собой изменения или дополнения других актов Правительства Российской Федерации, эти изменения или дополнения включаются в проект подготавливаемого акта или представляются в виде отдельного акта одновременно с последним.
Документы (программы, положения, планы, нормы и т.п.), которые предлагается утвердить подготавливаемым проектом акта Правительства Российской Федерации, в обязательном порядке прилагаются к данному акту.
Проект акта Правительства Российской Федерации по организации исполнения федерального закона или акта Президента Российской Федерации должен содержать ссылку на соответствующий федеральный закон или акт Президента Российской Федерации.
При внесении в Правительство Российской Федерации предложения требующего принятия федерального закона или акта Президента Российской Федерации, одновременно должны представляться также проект соответствующего акта и документы к нему.
В проектах постановлений Правительства Российской Федерации употребляются полные официальные наименования органов и организаций, в проектах распоряжений - их сокращенные официальные наименования.
Если проект акта отправлен на доработку и в процессе доработки в проект вносятся существенные изменения, он подлежит повторному визированию руководством Министерства и заинтересованных органов и организаций. Повторное визирование не требуется, если при доработке в проект документа внесены уточнения, не изменившие его содержания.
Акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации имеют следующие реквизиты:
наименование вида акта: указ Президента Российской Федерации распоряжение Президента Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации, распоряжение Правительства Российской Федерации;
заголовок, в краткой форме обозначающий предмет, регулируемый актом (распоряжения Правительства Российской Федерации заголовка, как правило, не имеют);
текст.
Текстовая часть актов может подразделяться на констатирующую часть - преамбулу и поставляющую часть (в распоряжении - распорядительную часть).
Преамбула служит для обоснования принятия акта. В ней указываются фактические обстоятельства и мотивы, послужившие причиной или поводом для издания акта, а также могут содержаться ссылки на законы или иные акты, в соответствии с которыми принимается данный документ. В преамбулу включаются положения нормативного характера. В распоряжениях преамбула, как правило, отсутствует.
Преамбула в указах Президента Российской Федерации завершается словом "постановляю", которое печатается вразрядку. Преамбула в проектах постановлений Правительства Российской Федерации завершается словами "Правительство Российской Федерации постановляет:", последнее слово печатается полужирным шрифтом вразрядку.
Постановляющая часть актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации может подразделяться на пункты, пункты на подпункты, абзацы, а утверждаемые этими актами положения, уставы и т.п. на разделы, главы, пункты, подпункты, абзацы.
Пункты в тексте, как правило, имеют единую (сквозную) нумерацию для всего акта, нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют.
Подпункты могут нумероваться арабскими цифрами или строчными буквами с закрывающейся круглой скобкой, после которых текст нужно начинать со строчной буквы и отделять точкой с запятой. Если подпункт состоит из нескольких абзацев, то они отделяются друг от друга точками.