После цифровых перечислений с точкой абзацы следует начинать с прописных букв, а последние строки абзацев заканчивать точками. Абзацы нумерации не имеют.
Все изменения и дополнения, вносимые в ранее принятый документ должны соответствовать структуре основного нормативного акта.
При наличии приложений к актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в тексте на них обязательно делается ссылка.
В приложениях помещаются положения, регламенты, перечни, списки, графики, таблицы, образцы документов и др.
Если в тексте дается ссылка "согласно приложению", то на первой странице приложения в правом верхнем углу пишется слово "Приложение", ниже дается ссылка на акт Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. При наличии нескольких приложений они нумеруются.
Например:
Приложение N 1
к Указу Президента
Российской Федерации
Приложения заканчиваются чертой, расположенной по центру текста на расстоянии примерно 3 межстрочных интервала. Длина черты 2-3 см.
При наличии в тексте акта формулировки "Утвердить" (прилагаемое приложение, состав комиссии, перечень мероприятий и т.д.) на самом приложении в правом верхнем углу располагается слово "Утверждено" или "Утвержден" со ссылкой на нормативный акт (в творительном падеже), его дату, номер.
Например: Утверждено
Указом Президента
Российской Федерации
Слова "Утверждено" и "Утвержден" согласуются в роде и числе с первым словом наименования приложения: положение - Утверждено, программа - Утверждена, мероприятия - Утверждены.
Заголовок к тексту приложения печатается центрованным способом. Наименование вида документа - приложения (первое слово заголовка приложения) выделяется прописными буквами, полужирным шрифтом и может быть напечатано в разрядку (Положение, Перечень, Список и т.д.).
При наличии в тексте приложения нескольких разделов их заголовки печатают центрованным способом (относительно границ текста). Точка в конце заголовка не ставится. Допускается выделять заголовки разделов полужирным шрифтом.
Текст приложения может быть оформлен в виде таблицы. Графы и строки таблицы должны иметь заголовки, выраженные именем существительным в именительном падеже. Подзаголовки граф и строк грамматически должны быть согласованы с заголовками.
Листы приложения нумеруются самостоятельно начиная со второго листа.
При наличии в тексте приложений ссылки на сноску она оформляется звездочкой или цифрой со скобкой: * или 1). Текст сноски печатается через 1 межстрочный интервал в конце каждой страницы или после приложения в целом под чертой. После символа сноски ее текст печатается с прописной буквы. В конце текста сноски ставится точка.
На одной странице не должно проставляться более трех сносок.
В положениях, программах, уставах и других подобных документах разделы и главы нумеруются, как правило, римскими цифрами, а пункты и подпункты - так же, как и в тексте акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. В указанных документах их составные части (разделы, подразделы, пункты, подпункты) можно также нумеровать арабскими цифрами. Подразделы нумеруют в пределах раздела. Номер подраздела должен состоять из номера раздела и номера подраздела, разделенных точкой (например, 1.1., 1.2., 1.3.). Номер пункта может состоять из номера раздела, подраздела и пункта, разделенных точками (например, 2.3.1.). Пункты при необходимости могут подразделяться на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта (например, 1.2.2.1.).
9.2. Законопроекты
Разработка проектов федеральных законов (далее именуются - законопроекты) осуществляется Министерством по поручениям Правительства Российской Федерации в соответствии с принимаемыми им программами и планами законопроектной деятельности.
Законопроекты вносятся в Правительство Российской Федерации с приложением следующих сопроводительных материалов:
пояснительной записки, содержащей изложение предмета законодательного регулирования и концепции прилагаемого законопроекта;
финансово-экономического обоснования принимаемых решений (в случае внесения законопроекта, предусмотренного частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации);
перечня актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с данным законом;
проекта распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении законопроекта в Государственную Думу и назначении официального представителя Правительства Российской Федерации при рассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания;
проекта письма Правительства Российской Федерации в Государственную Думу;
заключения Министерства юстиции Российской Федерации о соответствии законопроекта законодательству Российской Федерации;
в случае, если объем законопроекта более 5 страниц - текста законопроекта в электронной форме (текстовый редактор WinWord 2.0 или другой, совместимый с ним) на дискете 3,5 дюйма.
Ответственность за качество подготовки и оформления вносимых в Правительство Российской Федерации законопроектов (приложение 11) и сопроводительных материалов, их согласование с заинтересованными организациями несет Министр.
Законопроект, представленный в Правительство Российской Федерации, должен быть завизирован Министром или лицом, его замещающим, руководителем Министерства юстиции Российской Федерации, а также Руководителями других заинтересованных органов и организаций.
При подготовке законопроектов не допускается их представление в палаты Федерального Собрания, минуя Правительство Российской Федерации. Взаимодействие с палатами Федерального Собрания по участию в парламентских слушаниях, в составе рабочих групп, разработке законопроектов, подготовке заключений осуществляется по согласованию со статс-секретарем и Отделом законодательства и взаимодействия с Федеральным Собранием Министерства.
Законопроект, принятый Государственной Думой в первом чтении и поступивший в Правительство Российской Федерации в соответствии с решением Государственной Думы, направляется с поручением Председателя Правительства или его Заместителя в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти для его рассмотрения и подготовки и представления в Правительство Российской Федерации проекта согласованных поправок к законопроекту. Срок выполнения поручения не должен превышать 15 календарных дней.
При подготовке изменений и дополнений в законопроекты при изменении одного или нескольких слов на другое (другие), а также дополнении текста отдельными словами или словосочетаниями двоеточие перед вносимыми в качестве изменения (дополнения) словами, заключенными в кавычки, ставить не рекомендуется, например:
в пункте 5 после слов "настоящего Кодекса" включить слова "включая путевки (курсовки) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха";
статью 2 дополнить словом "здравоохранение";
Изменения и дополнения рекомендуется вносить вместе со знаком препинания, постановку которого влечет за собой вносимое изменение или дополнение, например:
", сырья, оборудования для их производства".
9.3. Ответы на запросы и обращения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы
Запросы, как правило, поступают в Министерство на бланках членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы с сопроводительным письмом председателя (или его заместителя) соответствующей палаты Федерального Собрания.
Ответ на запрос члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, принятый палатой Федерального Собрания, дается не позднее чем через 15 дней со дня получения запроса или в иной, установленный палатой срок.
В качестве обращения рассматривается письмо, написанное на бланке члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, имеющее соответствующую подпись (подписи) и дату.
Ответ представляется автору обращения безотлагательно. В случае необходимости проведения в связи с обращением депутата дополнительной проверки или дополнительного изучения каких-либо вопросов, Министерство обязано сообщить об этом депутату в 3-дневный срок со дня получения обращения депутата. Окончательный ответ представляется депутату не позднее чем через 20 дней со дня поступления обращения в Министерство за подписью того должностного лица, на чье имя поступил документ.
В ответе члену Совета Федерации или депутату Государственной Думы обязательно должно быть отмечено, что ответ лицу, по письму которого было составлено обращение, направлен.
По обращениям комитетов и комиссий палат Федерального Собрания по вопросам своего ведения к членам Правительства Российской Федерации и руководству Министерства, поступившим из Правительства Российской Федерации, ответы направляются в соответствующий комитет или комиссию. При необходимости копия ответа направляется в Правительство Российской Федерации.