Приказ - распорядительный документ Министерства.
Проекты приказов разрабатываются структурными подразделениями по поручению руководства Министерства и в соответствии с планами организационных мероприятий Министерства. Приказы должны издаваться только в случаях действительной необходимости воздействия на события в приказной форме.
Проект приказа должен соответствовать действующему законодательству, а содержащиеся в нем распоряжения не должны превышать компетенции и прав Министерства.
Ответственность за своевременную и качественную подготовку проекта приказа и представление его на подпись в установленный срок возлагается на руководителей структурных подразделений.
В тех случаях, когда подготовка проекта приказа поручается нескольким структурным подразделениям свод материалов, согласование проекта и своевременное представление его на подпись возлагается на руководителя структурного подразделения, указанного в поручении первым.
Срок подготовки проекта приказа во исполнение документов вышестоящих органов, как правило, не должен превышать одного месяца, если в самом документе или руководством Министерства не установлен другой срок.
Вопрос о продлении срока подготовки проекта приказа может быть решен только руководителем, давшем указание о подготовке данного документа.
Контроль за соблюдением сроков подготовки проектов приказов осуществляет Управление делами.
В подписанный приказ запрещается вносить изменения или дополнения. Опечатки и неточности редакционного характера, выявленные в приказе после его подписания Министром или первым заместителем Министра, вносятся после согласования с Управлением делами.
Размножение приказов осуществляется типографией Минздрава России в первую очередь. Срок изготовления тиража не должен превышать двух дней.
Рассылку приказов осуществляет Управление делами в день поступления тиража согласно разнарядке, составленной исполнителем и подписанной руководителем структурного подразделения.
9.4.2. Порядок подготовки приказов
Все приказы обязательно должны иметь заголовок к тексту, в котором кратко и точно формулируется его содержание. Заголовок начинается с предлога "О" (О чем?). Например: "О мерах по реализации Федеральной целевой программы "Сахарный диабет".
Текст приказа состоит, как правило, из двух частей: констатирующей и распорядительной.
В первой части указываются причины, окончания, цели составления приказа.
Констатирующая часть приказа начинается словами "С целью ...", "В связи ...", "В соответствии ...", "Во исполнение ..." и т.п.
Формулировка "Во исполнение ..." пишется в том случае, когда решения вышестоящих органов обязывают Министерство выполнить определенные действия.
Формулировка "В соответствии ..." пишется, если в документ вышестоящего органа нет прямого указания Минздраву России, но содержится порядок или нормы, в соответствии с которыми необходимо решать те или иные вопросы, относящиеся к деятельности Министерства.
При необходимости издания приказа в дополнение или во изменение ранее изданного приказа, в констатирующей части пишется: "Во изменение ..." или "В дополнение ..." и указывается дата, номер, заголовок дополняемого или изменяемого приказа.
В тексте приказов, подготовленных на основании или в развитие документов вышестоящих органов, указываются их реквизиты: название вида документа, автор, дата, номер, заголовок. Например:
"Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 1996 г. N 257 "О неотложных мероприятиях по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1996-1997 годы ...".
Констатирующая часть приказа должна быть лаконичной и может отсутствовать, если предписываемые действия не нуждаются в пояснении или обосновании.
Так, при утверждении уставов подведомственных учреждений, предприятий и других организаций, а также при утверждении проектно-сметной документации текст приказа начинается с распорядительной части (без слова приказываю).
Распорядительная часть приказа начинается словом приказываю.
Формулировки распорядительной части приказа должны быть конкретными, не противоречить по смыслу ранее изданным распорядительным документам четкими, ясными, не допускающими различных толкований.
Распорядительная часть оформляется в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, имеющие буквенную или цифровую нумерацию.
Значительные по объему нормативные документы могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовок.
Действия однородного характера перечисляются в одном пункте.
Каждый самостоятельный пункт должен иметь полностью законченное содержание и сформулирован так, чтобы в случае извлечения его из приказа, было понятно содержащееся в нем поручение.
Каждый пункт, как правило, должен начинаться указанием исполнителя и конкретного действия, выраженного глаголом в неопределенной форме, и срока исполнения, оформленного тремя парами арабских цифр, например:
"Руководителю Национального органа контроля медицинских иммунобиологических препаратов Медуницыну Н.В. разработать программу ... до 10.04.96".
В качестве исполнителей могут быть указаны структурные подразделения центрального аппарата Министерства и подведомственные организации.
Если в приказе в качестве исполнителя называется структурное подразделение Министерства, то фамилия руководителя этого подразделения, ответственного за организацию работы по выполнению приказа, не указывается, например:
"Управлению организации обеспечения лекарствами и медицинской техникой...".
В том случае, если исполнение действия предписывается конкретному лицу, соответствующий пункт приказа должен начинаться с указания должности и фамилии исполнителя (инициалы в тексте ставятся после фамилии) в дательном падеже, например:
"Начальнику Управления охраны здоровья матери и ребенка Зелинской Д.И.
В одном пункте может содержаться одно и то же указание в адрес нескольких исполнителей, например:
"Департаменту научно-исследовательских и образовательных медицинских учреждений, Управлению кадровой политики принять необходимые меры по ...".
В одном пункте могут содержаться различные указания в адрес разных исполнителей только в том случае, когда эти указания тесно взаимосвязаны, например:
"Руководителям структурных подразделений Министерства до 15.10.98 представить ...".
При подготовке проекта приказа во исполнение документов вышестоящих органов текст этих нормативных актов, как правило, не приводится, а поручения в адрес Минздрава России должны быть конкретизированы в распорядительной части приказа.
Не допускается свободный пересказ документа вышестоящего органа. При необходимости дать изложение указанных документов допускается только точное, дословное изложение текста отдельных пунктов или полностью всего акта.
Утверждение документа изданием приказа происходит в тех случаях, когда требуются дополнительные предписания и разъяснения. Исключение составляют приказы об утверждении уставов подведомственных учреждений, предприятий и других организаций.
Если при подготовке проекта приказа выявляется необходимость внесения изменений в ранее изданный приказ, в проекте приказа дается новая редакция соответствующих пунктов (подпунктов) действующего приказа.
Специальным (предпоследним) пунктом перечисляются документы, ранее изданные Министерством по содержащемуся в приказе вопросу и подлежащие отмене в связи с выходом данного приказа.
Как правило, в последнем пункте распорядительной части приказа указывается фамилия должностного лица, на которое возложен контроль за исполнением приказа и целом. Ответственность за выполнение приказа возлагается Министром на одного из своих заместителей в соответствии с распределением обязанностей.
В случае ликвидации отдельных учреждений системы Минздрава России, в приказах о ликвидации необходимо предусматривать порядок передачи документов ликвидируемого учреждения на государственное хранение или правопреемнику.
Проект приказа должен быть написан ясно, доходчиво, с соблюдением всех грамматических правил. Следует избегать сложных придаточных предложений и большого числа причастных и деепричастных оборотов.
Специальные медицинские термины нужно употреблять в пределах необходимости и только лишь общепризнанные. Нельзя употреблять произвольные сокращения.
Если в тексте приказа требуется неоднократно упомянуть тот или иной объем или то или иное понятие, при первом упоминании о таком объекте (понятии) приводится его полное и в скобках сокращенное наименование (по форме - "далее - ...") или аббревиатура, а в последующем тексте употребляется только его сокращенное наименование, например: