Перед органами власти города стоят задачи:
- поиск, восстановление учета интеллектуальной собственности и других нематериальных активов, созданных за счет городского бюджета, и регистрация прав на нее;
- создание нормативной базы для учета интеллектуальной собственности.
5. Управление земельными ресурсами
1. Земельные ресурсы рассматриваются как территория в целом, на которой осуществляется жизнедеятельность городского сообщества, и как обособленные земельные участки - части территории города, имеющие площадь, границы, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в Государственном земельном кадастре.
2. Управление направлено на повышение эффективности использования земельных ресурсов города, вовлечение земельных участков в гражданский оборот в соответствии с Генеральным планом развития Москвы на основе:
а) возможности оперативной государственной регистрации прав на земельный участок;
б) формирования объекта недвижимости, определения его правового статуса;
в) разработки и утверждения системы законодательных и нормативных актов об установлении (определении) сервитутов, ограничений и обременений, целевого назначения земельного участка;
г) наличия земельно-информационной системы, основанной на данных Государственного земельного кадастра;
д) создания и развития инфраструктуры рынка оборота земельных участков и/или прав на земельные участки, включающего специализированные кредитные учреждения, риэлтеров, институт оценки и др.;
е) определения порядка ценообразования на земельные участки (права на них), передаваемые в гражданский оборот;
ж) определения нормативов землепользования (участков, передаваемых в соответствии с целевым назначением под социальные и другие объекты, а также в рамках реализации городских заказов и программ; сверхнормативных участков, передаваемых за дополнительную плату и т.п.);
з) проведения кадастровой оценки земель.
3. Земельные участки подлежат обязательному межеванию и регистрации прав на них.
4. Действие сервитутов, обременяющих использование земельных участков в городе, предусматривает учет особенностей существования городской среды и возможностей дополнения перечня сервитутов по установленной процедуре в интересах города по инициативе уполномоченного органа.
6. Управление недвижимостью
1. Управление объектами недвижимости, принадлежащими городу, предполагает передачу их в оперативное управление, хозяйственное ведение, аренду в различных формах, приватизацию, куплю-продажу, в том числе с рассрочкой платежа и т.п.
Управление недвижимостью реализуется путем формирования объекта управления, представляющего собой комплекс технологически или функционально связанного имущества, включающего земельный участок, здания, сооружения и/или их части, зеленые насаждения и пр., составные части которого могут принадлежать разным владельцам.
Комплекс представляет собой самостоятельный объект учета.
2. Для каждого объекта управления устанавливаются границы земельного участка, формируется перечень отнесенных к нему объектов недвижимости с их кадастровыми характеристиками, обременения и сервитуты, наложенные на объект в целом и его составные части, геоподоснова земельного участка, целевое назначение (разрешенное пользование) объекта в целом и его составных частей, определяется управляющий (управляющая компания).
Объект управления может использоваться как для предпринимательской деятельности, так и для решения социальных задач.
3. Отдельные части объекта управления могут принадлежать различным собственникам и использоваться различными пользователями. Эта особенность ставит специфическую задачу - организацию целевого использования, технической эксплуатации, своевременного восстановления и реновации составляющего объект имущества как целого.
Хозяйственный оборот частей объекта недвижимости и/или прав на него должен происходить вместе с соответствующей долей в праве на земельный участок и общее долевое имущество объекта.
4. Органы городской администрации и/или управляющий консолидируют пользователей объекта управления для эффективного использования, восстановления и реновации общей собственности.
7. Управление объектами недвижимости в жилищной сфере
Специфика жилищного фонда практически исключает правомочия владения и пользования им из круга прав города как собственника. Владение и/или пользование осуществляются отдельными физическими и юридическими лицами на договорной основе.
Основными целями управления недвижимостью в жилищной сфере являются получение социального и коммерческого эффекта от обеспечения жителей города жилыми помещениями, сохранение и восстановление жилищного фонда.
Коммерческое использование недвижимости в жилищной сфере предполагает передачу жилых помещений по договорам найма, аренды, аренды с правом выкупа, купли-продажи, в том числе и с рассрочкой платежа, и т.п., создание "доходных домов".
Задачей управления является снижение издержек на содержание, эксплуатацию и реновацию объектов недвижимости в жилищной сфере на основе Концепции содержания, эксплуатации, ремонта и восстановления объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы в городе Москве. Разработка указанной Концепции является самостоятельной задачей.
Путем коммерческого использования городского жилищного фонда происходит перенесение бремени собственника по содержанию имущества на пользователя.
Организация работ по обеспечению содержания, восстановления, эксплуатации домовладения как объекта управления и единого комплекса недвижимости возлагается на управляющего, определяемого, как правило, по конкурсу.
Органы власти города в лице уполномоченного органа осуществляют правомочия собственника находящихся у города помещений и общей долевой собственности домовладения. Они же содействуют организации сообщества собственников домовладения и до формирования соответствующей организации выступают в роли представителя домовладения.
Объединение домовладельцев может выступать в качестве управляющего.
Органы власти города обеспечивают надзор за эксплуатацией и ремонтом домовладений, целевым использованием жилищного фонда.
Вопросы социального использования жилищного фонда в настоящей Концепции не рассматриваются.
8. Управление собственностью, расположенной за пределами города
Москва обладает собственностью на территории других субъектов Российской Федерации, в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Права города на объекты собственности, расположенные вне территории города, регистрируются на соответствующей территории, оцениваются с учетом конъюнктуры рынка и особенностей законодательства местонахождения объектов и учитываются в отдельном реестре единой системы учета городской собственности.
Управление объектами собственности, расположенными вне территории города, осуществляется с учетом местного законодательства, территориальных, экономических и правовых особенностей местонахождения объектов.
Раздел V. Регулирование пользования имуществом, не находящимся в собственности города
1. Особенности взаимодействия с иными субъектами
1. Регулирование пользования объектами любых форм собственности, расположенными на территории Москвы, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, города Москвы и заключенными договорами (в отношении объектов, находящихся в собственности иностранных физических и юридических лиц и иных субъектов Российской Федерации).
Данное регулирование осуществляется в основном в форме реализации органами власти города властных полномочий относительно:
а) порядка землепользования, функционального зонирования, градостроительной деятельности;
б) установления местных налогов и других обязательных платежей в отношении любых субъектов, осуществляющих деятельность на территории города;
в) создания эффективной инфраструктуры (регистрирующих органов, обеспечивающих оперативную регистрацию, информационных сетей и возможности доступа к информационным ресурсам города, согласованного законодательства и инвестиционной открытости);
г) обеспечения прав всех субъектов.
2. Город как хозяйствующий субъект воздействует на предпринимательскую деятельность иных субъектов, предоставляя собственное имущество (помещения, земельные участки) в различные формы пользования.
Воздействие города реализуется путем: