Приказ МПС РФ от 11 ноября 1997 г. N 23Ц "О порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом на путях общего пользования и присвоения класса квалификации машинистам локомотивов и моторваго стр. 3

Машинисты локомотивов третьего класса квалификации обслуживают грузовое движение и используются на маневровой работе. В исключительных случаях (локомотивное депо, обслуживающее чисто пассажирское и пригородное движения) с разрешения заместителя начальника железной дороги по локомотивному хозяйству машинисты локомотивов, не имеющие первого или второго классов квалификации, могут допускаться к обслуживанию пассажирского и пригородного движения. В этом случае локомотивная бригада состоит:
а) из машиниста локомотива, имеющего третий класс квалификации локомотива, и помощника машиниста локомотива со стажем работы не менее одного года;
б) из машиниста локомотива, не имеющего класса квалификации, но имеющего стаж работы помощником машиниста локомотива не менее трех лет, из них последний год работы действующим помощником машиниста после получения им свидетельства на право управления локомотивом, и помощника машиниста локомотива, имеющего свидетельство на право управления локомотивом.

II. Порядок присвоения класса квалификации

7. Машинисты локомотивов, представленные на присвоение первого, второго и третьего класса квалификации, подвергаются проверке знаний законодательства Российской Федерации, приказов, указаний, инструкций и иных актов МПС России согласно перечню, указанному в пункте 3 Положения о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом на российских железных дорогах, а также проверке знаний о порядке действий в нестандартных ситуациях.
8. Испытания на присвоение второго и первого классов квалификации, а также при восстановлении класса квалификации проводятся дорожными комиссиями в составе: начальника службы локомотивного хозяйства или его заместителя (председатель), дорожного ревизора по безопасности движения поездов, старшего ревизора службы локомотивного хозяйства, начальника отдела ремонта службы локомотивного хозяйства, инженера службы локомотивного хозяйства по эксплуатации и ремонту автотормозов, а также представителя соответствующего выборного профсоюзного органа. Указанная комиссия принимает решение о присвоении класса квалификации.
9. Испытания на присвоение третьего класса квалификации проводятся комиссиями локомотивных депо в составе: начальника депо (председатель), представителя ревизорского аппарата отделения железной дороги или представителя ревизорского аппарата железной дороги, заместителя начальника локомотивного депо по ремонту, машиниста-инструктора локомотивных бригад, а также представителя соответствующего выборного профсоюзного органа. Указанная комиссия принимает решение о присвоении класса квалификации.
Результаты испытаний оформляются актом формы ТУ-139. Акт подписывается всеми членами комиссии.
Представление машинистов локомотивов в дорожную комиссию для проведения испытаний на присвоение второго и первого классов квалификации производится начальником локомотивного депо.
10. Министр путей сообщения Российской Федерации по представлению Департамента локомотивного хозяйства может повысить класс квалификации (вплоть до первого) без сдачи испытаний особо отличившимся машинистам локомотивов, устойчиво обеспечивающим безопасность движения поездов, высокий уровень показателей использования локомотивов, экономию топлива и электроэнергию, увеличение сроков службы подвижного состава в результате внедрения передовых методов труда.
11. Всем лицам, выдержавшим испытания на присвоение класса квалификации в соответствии с настоящим Положением, выдается свидетельство единого образца, которое подписывается: о присвоении первого и второго классов квалификации - начальником службы локомотивного хозяйства железной дороги; третьего класса квалификации - начальником локомотивного депо.
12. Класс квалификации, присвоенный машинистам локомотивов железных дорог узкой колеи, действителен лишь при работе на указанных локомотивах.
13. Машинисты локомотивов, имевшие перерыв в работе на локомотивах более трех лет, теряют право на ранее присвоенный класс квалификации по окончании указанного срока. При перерыве в работе от одного года до трех лет за такими машинистами ранее присвоенный класс квалификации сохраняется в течение 6 месяцев. В течение этого срока они обязаны пройти внеочередные испытания на подтверждение ранее присвоенного класса квалификации в соответствующих комиссиях согласно пунктам 8 и 9 настоящего Положения. В случае неподтверждения ранее присвоенного первого или второго класса квалификации дорожная квалификационная комиссия при службе локомотивного хозяйства присваивает машинисту локомотива класс квалификации, соответствующий его уровню знаний. В случае, когда установленные настоящим пунктом сроки превышены, класс квалификации присваивается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящим Положением.
За руководителями и специалистами управлений и отделений железных дорог и локомотивных депо, которые по занимаемой должности связаны с эксплуатацией локомотивов и работой локомотивных бригад, при переходе на работу машинистами локомотивов ранее присвоенный им класс квалификации сохраняется в течение 6 месяцев. В течение этого срока они обязаны пройти внеочередные испытания на подтверждение ранее присвоенного класса квалификации в соответствующих комиссиях согласно пунктам 8 и 9 настоящего Положения.
14. При переходе машинистов на работу с локомотивов одного вида тяги на локомотивы другого вида тяги ранее присвоенный машинистам класс квалификации сохраняется в течение года с момента перехода на локомотивы другого вида тяги. В течение этого срока они обязаны пройти внеочередные испытания на подтверждение ранее присвоенного класса квалификации в соответствующих комиссиях согласно пунктам 8 и 9 настоящего Положения.

III. Порядок понижения класса квалификации

15. За невыполнение своих обязанностей: необеспечение безопасности движения и порчу локомотива по вине машиниста машинисту может быть понижен класс квалификации.
Решение вопроса о понижении класса квалификации машинистов локомотивов первого и второго классов квалификации осуществляется дорожной квалификационной комиссией, а машинистов локомотивов третьего класса квалификации - квалификационной комиссией локомотивного депо с учетом всех обстоятельств невыполнения машинистом своих обязанностей.
16. Машинистам локомотивов, которым класс квалификации был присвоен в соответствии с пунктом 10 настоящего Положения, понижение класса квалификации может быть произведено только Министром путей сообщения Российской Федерации.
17. При лишении машиниста свидетельства на право управления локомотивом на срок более трех месяцев он может быть допущен к работе в качестве машиниста лишь по истечении указанного срока и после прохождения испытаний на подтверждение класса квалификации.
18. Машинистам локомотивов, которым понижен класс квалификации, соответствующий класс квалификации может быть присвоен вновь на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящим Положением.
19. В случае лишения машинистов локомотивов свидетельств на право управления локомотивом или понижения у машинистов локомотивов присвоенного класса квалификации начальник локомотивного депо пересылает в службу локомотивного хозяйства железной дороги соответствующие свидетельства.
20. Свидетельства о присвоении класса квалификации машиниста локомотива хранятся в отделе кадров локомотивного депо. Всем работникам, имеющим свидетельство о присвоении класса квалификации машиниста локомотива, в служебном удостоверении делается отметка "Свидетельство о присвоении класса квалификации машиниста локомотива N .... сдано в отдел кадров локомотивного депо".
Каждый случай утраты свидетельства расследуется начальником локомотивного депо. Новое свидетельство может быть выдано в службе локомотивного хозяйства и в локомотивных депо железных дорог МПС России.
21. Форма свидетельства о присвоении класса квалификации машиниста локомотива утверждается Министерством путей сообщения Российской Федерации.