Постановление Правительства РФ от 31 марта 1997 г. N 360 "Об утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" стр. 50

Геолого-разведочная отрасль

1. Состояние отрасли

Минерально-сырьевой комплекс России формировался в условиях единой централизованной системы управления экономикой бывшего СССР. При этом отдельные звенья единой технологической цепочки подготовка запасов, добыча, первичная переработка минерального сырья и получение конечного продукта зачастую были пространственно разорваны и реализовывались в различных регионах и республиках страны.
Разрушение единого хозяйственно-экономического пространства привело к возникновению многочисленных проблем с обеспечением как общероссийских, так и региональных потребностей в отдельных видах минеральных ресурсов. В частности, в России стали остродефицитными уран, марганец, хром и другие виды сырья. Проблема с обеспеченностью добычи усугубилась наличием на государственном балансе значительных запасов сырья невысокого качества, причем на месторождениях, находящихся вдали от центров его переработки, что сделало их разработку в рыночных условиях нерентабельной и повлекло необходимость переоценки их запасов в соответствии с мировыми ценами на это сырье. В результате проведенной в 1995-1996 годах экспертной переоценки активные разведанные запасы уменьшились на 15-50% учтенных государственным балансом запасов. Особенно значительно сократились балансовые запасы угля (31%), никеля (54%), олова (67%), вольфрама (55%), россыпного золота (40%).
Из-за дефицита финансовых средств в 1992-1996 годах по-прежнему продолжалось падение объемов геолого-разведочных работ и не удавалось стабилизировать положение в геологической отрасли. В 1996 году объемы работ уменьшились на 5% по сравнению с 1995 годом в сопоставимых ценах. В 1996 году происходило их дальнейшее сокращение.
В результате прирост запасов важнейших видов минерального сырья (кроме угля, цинка и газа) не компенсирует их погашение в недрах. Значительно ослаблены поисковые работы.
Вследствие исчерпания разведанных запасов эксплуатируемых месторождений к концу 90-х годов, особенно в 2005-2010 годах, может произойти обвальное выбытие действующих в настоящее время горнодобывающих мощностей, что представляет реальную угрозу национальной безопасности России и ее суверенитету. За последние четыре года разведанные запасы нефти сократились на 1 трлн. тонн. Обеспеченность добычи 1995 года активными запасами (кратность) по сравнению с 1991 годом уменьшилась по меди почти в 2 раза, свинцу - в 8,6 раза, вольфраму - в 1,6 раза.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" были изложены основные принципы преобразования системы недропользования и геологической отрасли. Функционирование государственной системы недропользования должно основываться на принципах платности, конкурентности, равнодоступности.
Государственное регулирование и координация работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы осуществляются на основе федеральной целевой программы "Развитие минерально-сырьевой базы Российской Федерации на 1994-2000 годы", в которой наряду с отраслевым (по каждому виду сырья) присутствует и региональный аспект в виде территориальных программ по геологическому изучению нераспределенного фонда недр субъектов Российской Федерации и по каждому конкретному недропользователю.
При составлении и утверждении этих программ используется принцип "двух ключей", в соответствии с которым все решения о недропользовании принимаются совместно Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и администрацией соответствующего субъекта Российской Федерации.
Задачи и источники финансирования геолого-разведочных работ определяются исходя из трех уровней потребности в подготовленных к освоению запасах полезных ископаемых (федерального, территориального и предприятия).
Основные затраты по воспроизводству минерально-сырьевой базы осуществляют добывающие предприятия, которые проводят разведочные работы в пределах лицензионных участков недр за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, оставляемых в их распоряжении, и собственных средств.
Территориальными программами на нераспределенном фонде недр предусматривается проведение работ по поиску в перспективных районах новых месторождений, обеспечивающих нужды региона.
Геолого-разведочные исследования для государственных нужд ограничиваются в основном региональными работами. Поисковые и разведочные работы для государственных нужд предусмотрено выполнять в целях подготовки новых районов добычи минерального сырья либо проведения работ в минимальных объемах для повышения ценности участков недр при проведении конкурсов или аукционов на право пользования недрами. Эти работы предусмотрено проводить на конкурсной основе за счет средств федерального бюджета, сверх ставок отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
В связи с принятой концепцией преобразования производится реструктуризация предприятий отрасли.
Создана государственная система лицензирования пользования недрами, включающая 54 территориальных геологических центра и комитета. В результате функционирования этой системы единый государственный фонд недр в основном распределен между недропользователями, а перспективные территории находятся в государственном резерве (нераспределенный фонд). К началу 1997 года недропользователям выдано 10576 лицензий на добычу основных видов полезных ископаемых и 8345 лицензий на добычу общераспространенных полезных ископаемых и пресных подземных вод. Подавляющее большинство лицензий выдаются по результатам проведения конкурсов или аукционов. Только в 1994-1996 годах проведено 228 конкурсов, в которых участвовало 2107 претендентов, в том числе 211 иностранных.
В отрасли приватизировано 160 предприятий, или 47 процентов от общего числа организаций и предприятий, подлежащих приватизации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 942 запрещена приватизация 79 предприятий.
В настоящее время геологическим изучением недр занимаются 233 государственных федеральных предприятия и организации, 26 государственных геологических предприятий субъектов Российской Федерации, около 240 акционерных обществ со смешанной и частной формами собственности.
Численность работающих в отрасли сократилась в 1996 году почти в 2 раза по сравнению с 1991 годом (с 306 до 172 тыс. человек), в том числе по предприятиям, подведомственным Министерству природных ресурсов Российской Федерации, более чем в 3 раза (с 332,5 до 105 тыс. человек).

2. Цели и направления реструктуризации

Реструктуризация отрасли производится в основном по следующим направлениям:
интегрирование геолого-разведочных предприятий в специализированные геологодобычные предприятия в районах, имеющих возможность использовать существующую инфраструктуру добычи минерального сырья или требующих относительно небольших инвестиций в ее создание;
передача предприятий Министерства природных ресурсов Российской Федерации добывающим АО, ГОКам и т.д.;
ликвидация специализированных геолого-разведочных предприятий в районах, имеющих надежную сырьевую базу добычи конкретного минерального сырья, где ввод в разработку месторождений в настоящее время нерентабелен или требует значительных инвестиций (Ямальский полуостров Тюменской области - по газу, северные районы Тимано-Печорской провинции - по нефти и т.д.);
значительное сокращение численности работающих в районах с высокой обеспеченностью добычи подготовленными промышленными запасами либо в районах, выявленные и оцененные месторождения которых по качеству сырья или объемам запасов при существующей налоговой системе не обеспечивают минимальной рентабельности (нефть, газ Восточной Сибири, медь в Читинской области и т.д.);
создание унитарных государственных предприятий для выполнения геолого-разведочных работ для государственных нужд.

3. Стратегия и динамика реструктуризации отрасли

До 2000 года предусматривается завершить реструктуризацию отрасли. В составе федеральной геологической службы в системе Министерства природных ресурсов Российской Федерации предполагается задействовать около 50 тыс. человек. В связи с этим за четыре года необходимо переселить, в основном из районов Крайнего Севера, 40-45 тыс. человек.
Предусматривается преодолеть негативную тенденцию сокращения объемов геолого-разведочных работ и получить прирост разведанных запасов минерального сырья в объемах, превышающих в 1,5-2 раза их погашение в недрах, что позволит обеспечить добычу в объемах, достаточных для внутреннего потребления и экспортных поставок. Основное внимание будет уделено привлечению децентрализованных источников финансирования, долю которых к 2000 году по сравнению с 1995 годом предусматривается увеличить в 1,3 раза. При этом предполагается кроме прибыли предприятий направить на инвестиции не менее 50% средств, получаемых дополнительно геолого-разведочными предприятиями и организациями в результате уменьшения ставки акциза на нефть. В 1997 году только за счет этого будут выполнены геолого-разведочные работы в объеме около 600 млрд. рублей.
В условиях значительного дефицита финансовых средств поиск выхода минерально-сырьевого сектора экономики из кризисного состояния будет вестись в основном в направлении мобилизации внутренних возможностей самого сектора при увеличении регулирующего воздействия государства на процессы, происходящие в нем. В этих целях будет разработана концепция минерально-сырьевой политики Российской Федерации, определяющая цели, задачи и механизм ее реализации.

4. Основные задачи

В ходе реструктуризации отрасли предстоит в 2000 году решить следующие основные задачи:
предотвращение процесса исчерпания поисково-разведочного задела путем усиления геологических исследований и геолого-разведочных работ, а также повышения темпов подготовки новых месторождений;
принятие мер по ликвидации острого дефицита в стране отдельных видов минерального сырья (марганца, хрома, урана и др.);
приостановление процесса отставания прироста запасов от объемов добычи полезных ископаемых;
развитие минерально-сырьевой базы на региональном уровне за счет выявления, оценки и промышленного освоения небольших по масштабам месторождений угля, торфа и агрохимического сырья прежде всего в удаленных районах России, в которых отсутствуют альтернативные источники твердого топлива и минеральных удобрений;
повышение комплексности использования минерального сырья;
разработка мероприятий по модернизации геолого-разведочных работ, внедрению новой техники буровых, геофизических работ, адаптированной к геологическим и природным условиям конкретных нефтегазоносных и рудоносных регионов России;
расширение объемов изучения и использования ресурсов континентального шельфа Российской Федерации и Мирового океана.

Черная металлургия

1. Состояние отрасли

В отрасль входят 274 крупных и средних предприятия.
Сложности текущего периода для металлургической промышленности выражаются в продолжающемся росте цен на все элементы основных и оборотных фондов, сырье, топливо и оборудование при сохраняющемся неудовлетворительном состоянии технико-экономического уровня основных фондов (особенно устаревших заводов Урала). Увеличение массы прибыли достигается за счет повышения цен. А при низком платежеспособном спросе потребителей металлопродукции это приводит в конечном итоге к спаду производства и другим неблагоприятным факторам, что и подтверждается итогами деятельности предприятий металлургической промышленности.

Данные об освоении капитальных вложений на предприятиях черной металлургии за 1994-1996 годы

(млрд. рублей, в ценах 1995 года)
┌─────────────────────────────┬───────┬───────┬────────┬────────┬───────┐
│ Показатели │ 1994 │ 1994 │1995 год│1996 г. │1996 г.│
│ │факт в │ год │(отчет) │ оценка │отчет в│
│ │действ.│(отчет)│ │ │фактич.│
│ │ ценах │ │ │ │ ценах │
├─────────────────────────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼───────┤
│Черная металлургия - всего │ 2952 │ 8856 │ 7501 │ 4906,5 │ 8292 │
├─────────────────────────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼───────┤
│в том числе: │ 2289 │ 6867 │ 5987 │ 3961,5 │ 6695 │
│Объекты производственного│ │ │ │ │ │
│назначения │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼───────┤
│Объекты непроизводственного│ 663 │ 1989 │ 1514 │ 945 │ 1597 │
│назначения │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼───────┤
│из общего объема за счет: │ 34 │ 102 │ 61 │ 40,2 │ 68 │
│Средств федерального бюджета│ │ │ │ │ │
│и субъектов федерации │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼───────┤
│Собственных средств│ │2267,9 │ 6455,2 │ 4750,9 │ 8029 │
│предприятий │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼───────┤
│"Золотого" кредита│ │ - │ - │ - │ │
│Роскомдрагмета │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼───────┤
│Продажи государственной доли│ │ - │ 0,3 │ 0,6 │ │
│акций на конкурсах │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼───────┤
│Долгосрочных коммерческих│ │ 404,9 │ 340,1 │ 1200 │ │
│кредитов │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼───────┤
│Иностранных инвестиций, (млн.│ │ 29 │ 20 │ 156,6 │ │
│долларов США) │ │ │ │ │ │
├─────────────────────────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼───────┤
│млрд. руб.* │ │ 1,5 │ 32 │ 722,1 │ │
└─────────────────────────────┴───────┴───────┴────────┴────────┴───────┘
* Средневзвешенный курс, руб/USD за 1995 г. = 4985.

Удельный вес продукции, получаемой с применением прогрессивных технологических процессов

(процентов)
┌─────────────────────────────────────────────────┬──────────┬──────────┐
│ Номенклатура продукции │ 1995 год │ 1996 год │
├─────────────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│Чугун │ - │ - │
├─────────────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│Электросталь + кислородно-конвертерная сталь │ 60,8 │ 64,1 │
├─────────────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│Сталь, разлитая на МНЛЗ │ 36,8 │ 40,8 │
└─────────────────────────────────────────────────┴──────────┴──────────┘