2. Экономические и социальные проблемы угольной промышленности
Производственные мощности по добыче угля в начале 1996 года составили 358 млн. тонн, в том числе 149 млн. тонн на шахтах и 209 млн. тонн на разрезах. При этом шахтный и карьерный фонды изношены, используемое оборудование не соответствует мировому уровню. Значительная часть мощностей по добыче угля и непрофильные производства работают неэффективно. Дотирование угольной отрасли в сочетании с недостаточно четкой нормативной базой, определяющей механизм целевого распределения и использования соответствующих бюджетных средств, искажает объективные условия конкуренции между угледобывающими предприятиями, замедляет процесс становления рыночных отношений, сохраняет стремление угольных компаний добиваться выделения дотаций в ущерб снижению издержек производства и работе с потребителями, в известной мере способствуя консервации затратной экономики в отрасли.
Проблемы предприятий угольной промышленности тесно связаны с социально-экономическими проблемами угледобывающих регионов и характеризуются крайне запущенным состоянием социальной сферы многих шахтерских городов и поселков, необходимостью обеспечения занятости и социальной поддержки высвобождаемых работников, существенной зависимостью социально-экономической ситуации в угледобывающих регионах от состояния дел на угольных предприятиях, негативным экологическим воздействием угольного производства на условия жизни населения.
3. Цели и направления реструктуризации
Реструктуризация угольной промышленности России заключается в осуществлении мероприятий, направленных на преобразование производственной и организационной структур угольной отрасли в целях повышения ее эффективности и решение сопряженных социально-экономических проблем угледобывающих регионов.
Основными целями реструктуризации угольной промышленности являются:
формирование конкурентоспособных угольных компаний, обеспечивающих самофинансирование на перспективу;
обеспечение социальной защищенности работников отрасли и высвобождаемых трудящихся;
последовательное снижение государственной поддержки предприятий отрасли; социально-экономическое, экологическое оздоровление и обеспечение социальной стабильности в угледобывающих регионах. Цели реструктуризации угольной промышленности отражают многообразие приоритетов (интересов) основных участников процесса реструктуризации.
Основными направлениями реструктуризации угольной промышленности являются:
в производственной сфере:
создание прибыльного угольного производства на базе перспективных и стабильно работающих предприятий;
ликвидация особо убыточных и неперспективных предприятий;
выделение непрофильных видов деятельности, непосредственно не входящих в технологический комплекс основного производства, прежде всего обслуживание социальной инфраструктуры;
развитие научно-технического потенциала;
углубление процесса преобразования форм собственности;
трансформация системы управления угольной промышленностью;
в социальной сфере:
социальная защита высвобождаемых работников в связи с реструктуризацией;
охрана труда;
повышение квалификации и переобучение работников;
совершенствование социальной инфраструктуры шахтерских городов и поселков.
Реформирование производственной и социальной сфер будет увязано с мерами по дальнейшему совершенствованию механизма государственной поддержки угольной промышленности.
4. Общая хозяйственная стратегия реструктуризации
Реструктуризация угольной отрасли будет достигнута в результате осуществления мероприятий по стратегическим направлениям, обеспечивающим достижение ее целей.
Формирование рентабельных угольных компаний. Формирование рентабельных угольных компаний будет осуществляться путем консолидации закрепленных в федеральной собственности акций эффективных предприятий основного и вспомогательного производства и выделения из состава акционерных угольных компаний неперспективных и особо убыточных шахт и разрезов с последующей их ликвидацией. Предполагается завершить передачу объектов социальной сферы от угольных компаний органам местного самоуправления, а также ускорить создание условий и механизмов, позволяющих освободить угольные компании от несвойственных субъектам рынка социальных обязательств.
Ликвидация убыточных неперспективных угледобывающих предприятий, выделение непрофильных предприятий. За период реструктуризации угольной промышленности предусматривается ликвидировать с участием государства и использованием средств федерального бюджета не менее 140 убыточных шахт и разрезов суммарной мощностью по добыче 49 млн. тонн угля в год и числом занятых около 140 тыс. человек. Ликвидация убыточных угледобывающих предприятий, появляющихся в составе рентабельных угольных компаний после завершения периода реструктуризации, будет осуществляться самими компаниями без участия государства. Завершится вывод из состава угольной промышленности непрофильных предприятий.
Трансформация системы управления, коммерциализация и демонополизация. Реформирование отраслевой системы управления будет направлено на ее децентрализацию, создание условий для формирования рентабельных угольных компаний и конкурентной среды в угольном секторе экономики. Будут приняты меры по созданию института доверительного управления, предусматривающего выполнение по договору с Правительством Российской Федерации работ по повышению рентабельности перспективных угольных компаний и ликвидации особо убыточных неперспективных предприятий. В результате реструктуризации основными субъектами угольного сектора экономики станут самофинансируемые угольные компании.
Инвестиции. Модернизация, реконструкция действующих и строительство новых предприятий и производств будут осуществляться за счет собственных средств угольных компаний, займов, частных внутренних и иностранных инвестиций. Средства государственной поддержки, выделяемые на эти цели, будут способствовать развитию указанной инвестиционной деятельности.
Выделение бюджетных средств на возмещение убытков производства. Последовательное сокращение размера бюджетных средств на возмещение убытков производства осуществляется путем селективной поддержки угледобывающих предприятий, не возмещающих свои производственные расходы за счет реализации произведенной продукции.
Меры в социальной сфере. Смягчение негативных социальных издержек реструктуризации будет осуществляться прежде всего путем принятия упреждающих мер содействия занятости населения параллельно с программами создания новых недотируемых рабочих мест, выплат установленных действующим законодательством пособий и компенсаций, предоставления льгот высвобождаемым работникам угольной промышленности, членам их семей, пенсионерам и инвалидам, работавшим в угольной отрасли, семьям погибших шахтеров. Будет завершен процесс передачи в ведение органов местного самоуправления находящихся на балансе организаций угольной промышленности объектов социальной сферы, жилищного фонда и других элементов социальной инфраструктуры шахтерских городов и поселков. В дальнейшем предусматривается реформировать управление указанной социальной инфраструктурой и сложившиеся в ней отношения собственности.
5. Динамика реструктуризации угольной промышленности
Реструктуризация угольной промышленности позволит кардинально повысить эффективность производственного потенциала отрасли за счет вывода из эксплуатации особо убыточных и неэффективных шахт и разрезов, строительства и ввода в действие высокоприбыльных угольных предприятий, прироста мощностей перспективных предприятий.
Предусматривается поэтапная ликвидация особо убыточных угледобывающих предприятий: в 1996 году прекращена добыча в 22 шахтах, в 1997 году предлагается к закрытию 40 и в 1998-2000 годах - 79 предприятий.
Техническое перевооружение и реконструкция перспективных предприятий позволят повысить их долю в общем объеме добычи угля с 49% в 1995 году до 68-70% в 2000 году. При этом технико-экономические показатели их работы будут приближаться к мировому уровню для аналогичных условий. Удельный вес добычи угля на убыточных предприятиях снизится с 41 до 30-32%, а на особо убыточных и неперспективных - с 9,5 до 1-2%. Доля добычи угля открытым способом увеличится с 55 до 65%.
Предполагается, что в процессе ликвидации убыточных шахт и модернизации действующих общее число занятых на добыче угля сократится к 2000 году на 110 тыс. человек, или на 20% в сравнении с уровнем 1994 года.
За счет вывода из состава отрасли непрофильных предприятий общая численность сократится еще на 175 тыс. человек. Общая численность занятого в отрасли персонала уменьшится к 2000 году ориентировочно на 285 тыс. человек.
Объем добычи угля в 2000 году составит по прогнозу 275-280 млн. тонн.
6. Институциональные изменения в угольной промышленности
Институциональные изменения в угольной отрасли предусматривают комплекс мер, направленных на обеспечение согласованного управления двумя основными видами государственных ресурсов: закрепленными в федеральной собственности пакетами акций угольных компаний и средствами государственной поддержки угольной отрасли.
Управление этими ресурсами по отношению к разным группам предприятий будет принципиально различным.
Первая группа предприятий - это рентабельные угольные компании. Закрепленные в федеральной собственности пакеты акций этой группы угольных компаний будут продаваться после соответствующей подготовки. Средства государственной поддержки будут предоставляться рентабельным компаниям в основном на конкурсной и возвратной основе для софинансирования наиболее эффективных инвестиционных проектов и при условии привлечения в эти проекты негосударственных средств.
Вторая группа предприятий - это нерентабельные угольные компании, которые при определенных условиях в течение ближайших двух-трех лет могут стать рентабельными. Закрепленные в федеральной собственности пакеты акций этой группы потенциально рентабельных угольных компаний могут быть переданы на этот период в доверительное управление различным доверительным управляющим. Средства государственной поддержки предприятиям второй группы будут выделяться на льготных условиях только в течение переходного периода исключительно на финансирование конкретных проектов реструктуризации (финансового оздоровления) компаний.
Третья группа - это убыточные угольные предприятия, не имеющие реальной перспективы стать рентабельными и подлежащие ликвидации. Закрепленные в федеральной собственности пакеты акций этой группы ликвидируемых предприятий могут передаваться в доверительное управление. Средства государственной поддержки ликвидируемым предприятиям будут направляться на компенсацию убытков текущей деятельности до начала ликвидации и финансирование по смете мероприятий по ликвидации. Бюджетные средства будут выделяться по договорам на условиях жесткого контроля со стороны государства за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий и их целевым использованием.
Для более эффективного осуществления проектов ликвидации шахт возможна передача на конкурсной основе пакетов акций этих шахт, закрепленных в федеральной собственности, вместе с бюджетными средствами, предусмотренными проектами их ликвидации, доверительным управляющим.
Магистральное направление реформы угольной промышленности это создание эффективной бездотационной отрасли, способной к самостоятельному привлечению инвестиций в длительной перспективе. Важным звеном этого направления является деятельность менеджеров и управленческих команд, доказавших способность к эффективной работе, целенаправленное создание и воспитание эффективного собственника.
Должна быть также продолжена реформа механизма бюджетного финансирования угольной отрасли. С целью повышения эффективности и усиления контроля за целевым использованием бюджетных средств будут совершенствоваться договорные отношения между государством и получателями. В договоры и отчетность будут вводиться показатели, характеризующие результаты использования полученных бюджетных средств.
Таблица
Состояние угольной отрасли (данные за 1994-1996 годы)
┌────────────────────────────┬─────────────┬─────────┬────────┬─────────┐
│ Показатели │ Единицы │1994 год │1995 год│1996 год │
│ │ измерения │ отчет │ отчет │ отчет │
├────────────────────────────┼─────────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│Количество государственных│ единиц │ │ 55 │ 37 │
│предприятий, состоящих на│ │ │ │ │
│самостоятельном балансе │ │ │ │ │
├────────────────────────────┼─────────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│Количество занятых по│тыс. человек │ 536,9 │ 488,3 │ 445,8 │
│отрасли: Численность│ │ │ │ │
│работников - всего │ │ │ │ │
├────────────────────────────┼─────────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│Численность высвобождаемых│тыс. человек │ - │ 48,6 │ 42,5 │
│(сокращаемых) работников │ │ │ │ │
├────────────────────────────┼─────────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│из них в связи с│тыс. человек │ - │ 12,36 │ 46,64 │
│реорганизационными и│ │ │ │ │
│ликвидационными процедурами │ │ │ │ │
├────────────────────────────┼─────────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│Производство угольной│ млн. тонн │ 270,8 │ 264 │ 255 │
│продукции всего │ │ │ │ │
├────────────────────────────┼─────────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│в т.ч. для коксования │ млн. тонн │ 56,4 │ 60,3 │ 55,0 │
├────────────────────────────┼─────────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│Объем промышленной продукции│млрд. рублей │ 8229 │ 23952 │ 32865 │
│в действующих ценах каждого│ │ │ │ │
│года │ │ │ │ │
├────────────────────────────┼─────────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│в ценах 1995 года │млрд. рублей │ - │ 23952 │ 32865 │
├────────────────────────────┼─────────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│Темпы роста в % к│ │ - │ 100,0 │ 91,8 │
│предыдущему году │ │ │ │ │
├────────────────────────────┼─────────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│Прибыль по всем видам│млрд. рублей │ 558,4 │ 2322,4 │ 2579 │
│деятельности │ │ │ │ │
├────────────────────────────┼─────────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│Инвестиции: в действующих│млрд. рублей │ 2739,3 │ 5981,4 │ 7027,7 │
│ценах │ │ │ │ │
├────────────────────────────┼─────────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│в ценах 1995 года │млрд. рублей │ 7314 │ 5981,4 │ 4392 │
├────────────────────────────┼─────────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│Темпы роста в % к│ │ - │ 82,1 │ 73,4 │
│предыдущему году │ │ │ │ │
└────────────────────────────┴─────────────┴─────────┴────────┴─────────┘