стимулирование конкуренции в потенциально конкурентных видах хозяйственной деятельности и соответствующее постепенное ослабление государственного регулирования;
развитие контрактных отношений между поставщиками и потребителями газа.
Реформирование будет направлено в первую очередь на формирование в регулируемых секторах газовой промышленности системы цен на газ, отвечающей следующим требованиям:
обеспечение самофинансирования РАО "Газпром", то есть возмещение обоснованных затрат, включая покрытие текущих издержек, образование необходимых фондов развития и нормативного уровня прибыли;
справедливое распределение валового дохода между предприятиями, осуществляющими добычу и транспортировку газа;
стимулирование надежного газоснабжения посредством установления цен, способствующих безопасному функционированию и обеспечивающих возмещение связанных с этим издержек;
соответствие цен спросу и предложению, недопущение больших дефицитов или избытков газа на рынке.
Механизм ценообразования будет основываться на налоговой и инвестиционной политике с учетом достойной величины дивидендов акционеров РАО "Газпром". В ценах на газ найдут отражение условия конкуренции различных видов топлива, стимулирование интенсивного энергосбережения.
Предусматривается выработка механизма, по которому осуществляется регулирование цен на газ. Цена реализации газа конечным потребителям будет определяться на базе финансовой отчетности и расчета обоснованных издержек предприятий РАО "Газпром" и включать затраты на его добычу и транспортировку. Для решения этих задач органам государственного регулирования необходимо будет разработать методическое обеспечение своей работы.
Усилятся меры по контролю со стороны органов государственного регулирования за уровнем и структурой затрат на транспортировку газа.
В рамках РАО "Газпром" будет установлено более четкое разграничение финансовых результатов по отдельным его структурным подразделениям и видам их деятельности путем образования центров затрат и прибыли или создания самостоятельных компаний и обеспечения "прозрачности" формирования затрат по всей "газовой цепочке". Это облегчит коммерциализацию потенциально конкурентных видов деятельности РАО "Газпром" и позволит ввести более эффективный режим государственного регулирования видов деятельности в сфере естественных монополий.
Меры, направленные на стимулирование конкуренции в газовой промышленности и использование эффективных газосберегающих технологий, должны заключаться в следующем. Независимые российские производители газа на территории Российской Федерации будут иметь одинаковые с РАО "Газпром" права доступа к газотранспортной системе. Предусматривается внесение необходимых изменений в законодательство и процедуры регулирования с целью обеспечения права доступа независимым производителям газа к газопроводной системе, новым промышленным запасам и месторождениям газа. Тарифы на обслуживание этих производителей газотранспортными подразделениями РАО "Газпром" должны утверждаться органами государственного регулирования.
Коммерческая деятельность независимых российских производителей газа будет осуществляться на основе прямых контрактов с потребителями газа без государственного регулирования цен продажи газа конечным потребителям.
Цена продажи газа, сэкономленного в результате использования газосберегающих технологий, должна стимулироваться регулирующими государственными органами.
4. Общая хозяйственная стратегия реструктуризации
Предусматривается, начиная с 1997 года, переход к дифференцированным ценам на газ в зависимости от стоимости транспортировки газа от места добычи до потребителей и тарифов на транспортировку газа для поставщиков газа, не входящих в структурные подразделения РАО "Газпром".
В целях развития конкурентной среды необходимо осуществить переход к применению тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых производителей газа, не входящих в структурные подразделения РАО "Газпром".
В 1997 году намечается подготовить предложения:
по созданию благоприятных экономических условий для привлечения отечественных и иностранных инвесторов к освоению новых газовых месторождений и строительству газопроводов;
по проведению конкурсов на предоставление права разработки газовых месторождений, расположенных вблизи действующей системы магистральных газопроводов, на участках, имеющих дефицит ресурсов газа и свободные мощности по транспортировке газа;
по повышению степени автономности структурных подразделений РАО "Газпром" по добыче и транспортировке газа;
по созданию торговых компаний в целях развития рынка газа и обеспечения торговых сделок на контрактной основе.
В 1997-1998 годах предусматривается:
отменить практику перекрестного субсидирования разных групп потребителей газа, доведя цены на газ, предназначенный для реализации населению, до уровня цен в промышленности за вычетом акциза;
передать право государственного регулирования тарифов на транспортировку газа по распределительным сетям региональным энергетическим комиссиям под контролем федеральных органов регулирования;
внести РАО "Газпром" в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35%, в соответствии с Федеральным законом "О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках";
подготовить нормативные документы, устанавливающие порядок и правила регулирования тарифов на транспортировку газа;
ввести регулируемые тарифы на транспортировку газа по магистральным сетям и на услуги распределительных сетей;
осуществить со второго полугодия 1997 года переход к исчислению акциза на природный газ по ставке в рублях за 1000 куб. метров с включением его в цену добычи;
разработать положение об условиях обеспечения доступа поставщиков газа к газотранспортной системе РАО "Газпром";
внести предложения по изменению Федерального закона "О естественных монополиях", уточняющие полномочия органов регулирования, в том числе при регулировании инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий, и Правил поставки газа потребителям Российской Федерации, устанавливающих порядок заключения контрактов между поставщиками и потребителями газа.
Учитывая, что природный газ является основой российского экспорта и одним из важнейших источников валютных поступлений, стремление РАО "Газпром" к расширению интеграции отрасли в систему мировых хозяйственных связей, подписание долгосрочных контрактов на взаимовыгодных условиях с европейскими странами позволят в значительной степени защитить позиции России на рынках сбыта в европейских странах.
Создание торговых домов, акционерных обществ, совместных предприятий в ряде европейских стран будет способствовать расширению объемов поставки российского природного газа непосредственно конечным потребителям в странах-импортерах.
Проводимая политика ограничит доступ западных конкурентов к ресурсам газа на востоке страны.
5. Динамика реструктуризации
Объем промышленной продукции в ценах 1995 года
(млрд. рублей)
┌────────────┬────────────────┬───────────────────┬─────────────────────┐
│ 1997 год │ 1998 год │ 1999 год │ 2000 год │
├────────────┼────────────────┼───────────────────┼─────────────────────┤
│ 14936 │ 15300 │ 15786 │ 16514 │
└────────────┴────────────────┴───────────────────┴─────────────────────┘
Объем добычи газа
(млрд. куб. метров)
┌────────────┬────────────────┬───────────────────┬─────────────────────┐
│ 1997 год │ 1998 год │ 1999 год │ 2000 год │
├────────────┼────────────────┼───────────────────┼─────────────────────┤
│ 615 │ 630 │ 650 │ 680 │
└────────────┴────────────────┴───────────────────┴─────────────────────┘
Поставка газа на экспорт
(млрд. куб. метров)
┌────────────┬────────────────┬───────────────────┬─────────────────────┐
│ 1997 год │ 1998 год │ 1999 год │ 2000 год │
├────────────┼────────────────┼───────────────────┼─────────────────────┤
│ 202 │ 207 │ 218 │ 228 │
└────────────┴────────────────┴───────────────────┴─────────────────────┘
Угольная промышленность
1. Состояние угольной промышленности
В угольной промышленности в начале 1996 года действовали 243 шахты и 85 разрезов, 68 обогатительных и 1 брикетная фабрика, 260 строительно-монтажных трестов и управлений, 19 заводов угольного машиностроения, закрытая сеть предприятий торговли и общественного питания, более 300 подсобных сельских хозяйств, в том числе 53 на самостоятельном балансе. По состоянию на конец III квартала 1996 г. в организациях отрасли было занято 664,9 тыс. человек, в том числе промышленно-производственный персонал на шахтах и разрезах - 342 тыс. человек, из них рабочих по добыче 293,6 тыс. человек, подземных рабочих - 183 тыс. человек.
В настоящее время в отрасли действуют на базе указанных предприятий 30 акционерных компаний и более 500 акционерных обществ.
Большинство акционированных угольных предприятий входит в систему компании "Росуголь", которая в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 1992 г. N 1702 осуществляет коммерческое управление закрепленными в федеральной собственности контрольными пакетами акций этих предприятий. Другие предприятия входят в систему АООТ "Ростоппром" или в АООТ "Облкемеровуголь". Существует также небольшое число угольных предприятий, не входящих в указанные выше системы.
Основные показатели, характеризующие состояние угольной промышленности в 1994-1996 годах, представлены в таблице.