- снижение на 30 - 40% затрат, выделяемых из городского бюджета на водо- и энергопотребление;
- сократить издержки производства и расходы населения на потребление энергоносителей и тем самым смягчить финансовый кризис и инфляционный эффект повышения цен на энергоресурсы.
Тарифная политика
Решение проблем городского хозяйства невозможно без проведения гибкой тарифной политики. Ее цели состоят в реализации следующих установок:
- получение остро необходимых дополнительных финансовых средств для городского хозяйства с их строго целевым использованием прежде всего на повышение качества услуг;
- регулирование спроса на услуги городского хозяйства, установление равновесия между спросом и предложением на отдельные виды услуг в целом по городу, в отдельных зонах и районах, в разные временные периоды (по часам суток, дням недели, сезонам и т.д.);
- стимулирование экономии топлива, энергии и продукции других отраслей городского хозяйства юридическими и физическими лицами и самими организациями городского хозяйства;
- дифференцированная социальная защита отдельных слов населения в отношении пользования услугами городского хозяйства.
Изменение тарифной политики в 90-е годы носило вынужденный характер и не обеспечивало достижения вышеуказанных целей. Ниже приводятся некоторые данные о влиянии тарифов на общее финансирование городского хозяйства и их значимости в расходах горожан.
Таблица 7.1
┌───┬───────────────────────────────────────┬───────┬─────────┬─────────┐
│N │ Показатели │1990 г.│ 1995 г. │ 2000 г. │
│п/п│ │ │ │ │
├───┼───────────────────────────────────────┼───────┼─────────┼─────────┤
│ 1.│Доля средств населения в общем объеме │ │ │ │
│ │затрат на городское хозяйство: │ │ │ │
│ │- городской транспорт │ 15 │ 35 │ 50 │
│ │- жилищно-коммунальное хозяйство │ 10 │ 20 │ 35 │
├───┼───────────────────────────────────────┼───────┼─────────┼─────────┤
│ 2.│Доля затрат населения на услуги город- │ │ │ │
│ │ского хозяйства в общих расходах насе- │ │ │ │
│ │ления: │ │ │ │
│ │- оплата услуг городского транспорта │ 2 │ 5 │ 10 │
│ │- оплата жилищно-коммунальных услуг │ 4 │ 10 │ 20 │
└───┴───────────────────────────────────────┴───────┴─────────┴─────────┘
┌───┬───────────────────────────────────────┬───────┬─────────┬─────────┐
В целях совершенствования тарифной политики предлагаются следующие направления:
В сфере жилищно-коммунальных услуг. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.06.96 N 707 по переходу на новую систему оплаты услуг с доведением оплаты жилья и коммунальных услуг населением до 100% от фактических затрат в 2003 г., с одновременным применением мер социальной защиты граждан в виде предоставления компенсаций, необходимо:
- изменение доли платежей граждан за содержание и ремонт жилья и коммунальных услуг (в процентах к фактическим затратам в этих сферах);
- разработка методики расчета ставок и тарифов на услуги, оказываемые жилищно-эксплуатационными организациями, ставки найма;
- включение в тарифы на коммунальные услуги (тепло, ГВС, холодное водоснабжение и водоотведение) затрат на обслуживание и содержание внутридомовых инженерных сетей;
- проведение ремонта и замены внутриквартирного оборудования за счет средств нанимателей, собственников и арендаторов жилья;
- переход на прямое перечисление средств за оказанные услуги, собираемых ВЦКП "Жилищное хозяйство", прямым поставщикам услуг (ГП "ТЭК Санкт-Петербург", ГУП "Водоканал Санкт-Петербург", АП "Ленгаз", Департамент по благоустройству и дорожному хозяйству) в согласованных объемах;
- выравнивание тарифов для всех категорий потребителей на основе создания узлов измерения расхода тепла, горячей и холодной воды, газа и включение инвестиций, направленных на реконструкцию и обновление существующих основных фондов, в состав себестоимости продукции.
В топливно-энергетическом комплексе. Указом Президента Российской Федерации от 17 октября 1996 года N 1451 "О дополнительных мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий и созданию условий для стабилизации работы промышленности", пункт 3, рекомендовано региональным энергетическим комиссиям субъектов Российской Федерации в целях упорядочения структуры тарифов и прекращения перекрестного субсидирования исходить при установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию для всех категорий потребителей из реальной стоимости ее производства и передачи.
В связи с этим в области регулирования тарифов в топливно-энергетическом комплексе необходимо:
- совершенствование структуры тарифов по группам потребителей, с доведением оплаты потребленной энергии до 100% фактических затрат на ее производство для всех без исключения потребителей с целью сокращения объемов дотаций из бюджета города;
- с участием специалистов-экспертов из проектных и научных энергетических институтов и организаций города разработать методику планирования экономически оптимальных для региона объемов поставок мощности и электроэнергии;
- внедрение дифференцированных тарифов для потребителей по временным критериям с введением для населения минимального предельного тарифа за пользование электроэнергией;
- определение механизмов целевой поддержки социально незащищенных групп населения в условиях предстоящего сближения тарифов на электро- и теплоэнергию для промышленности и населения;
- разработать предложения с обосновывающими материалами о включении инвестиционной составляющей в тарифы на электро-, тепло-, водоснабжение и канализование с целью постепенного сокращения затрат бюджета города на реконструкцию и развитие инженерной инфраструктуры города;
- совершенствование общей методики расчета тарифов на электро- и теплоэнергию для АО "Ленэнерго" с тарифной политикой на оптовом рынке (ФОРЭМ);
- разработка методов и практическая реализация системы раздельного учета затрат на производство и транспорт электро- и теплоэнергии, а также на транспорт газа для энергетических объектов;
- совершенствование структуры управления топливно-энергетическим комплексом на территории Санкт-Петербурга независимо от форм собственности с целью создания рынка энергоресурсов и снижения тарифов на их поставку.
В транспортном комплексе. Основным направлением реформ тарифной политики является совершенствование структуры управления предприятиями городского хозяйства, с целью демонополизации и коммерциализации для создания конкурентоспособных структур.
К числу первоочередных мер по тарифной политике следует отнести:
- разработать Положение о муниципальном заказе на оказание услуг по перевозке пассажиров на всех видах общественного транспорта;
- разработать Закон о тарифной политике на городском общественном транспорте;
- разработать программу совершенствования использования городского общественного и пригородного железнодорожного транспорта на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
- сократить дотируемую из бюджета сеть маршрутов, передав часть из них частным предприятиям;
- разработать Положение по ограничению действия льгот по проезду на общественном транспорте определенным временем суток (вне часов "пик"), использовать повышенные тарифы в вечернее время;
- разработать предложения по пересмотру перечня категорий граждан, пользующихся бесплатным и льготным проездом на городском общественном транспорте, ввести адресность и разработать механизм предоставления льгот социально-незащищенным слоям населения.
В этом же направлении должны готовиться предложения и разрабатываться мероприятия по совершенствованию тарифной политики и в других отраслях (связь, бытовые услуги и т.д.).
Для выполнения намеченных целей и задач в области совершенствования тарифной политики города признать необходимым разработку всеми отраслевыми структурами города и организациями, независимо от форм собственности, Программ совершенствования тарифов на среднесрочный (до 2001 г.) и долгосрочный (до 2005 г.) периоды по видам услуг, оказываемых населению и остальным потребителям Санкт-Петербурга.
Вопросы развития отдельных сфер городского хозяйства
Инженерно-транспортная инфраструктура Санкт-Петербурга, в связи с систематическим недофинансированием капитальных вложений - с 1991 г. по 1996 г. только по отрасли "Коммунальное строительство" эта сумма составляет порядка 5 трлн.руб. (см.график) - сегодня не отвечает требованиям и уровню современного крупнейшего города.
Для устранения диспропорций в работе инженерно-транспортных коммуникаций города, обеспечения их надежности и бесперебойности, подготовки новых территорий под дальнейшее жилищно-гражданское строительство следует предусмотреть до 2000 г. развитие следующих подотраслей.
Водоснабжение. В целях ликвидации дефицита воды и повышения надежности системы водоснабжения города предполагается завершение строительства III очереди Северной водопроводной станции, ввод I пускового комплекса которой в 2000 г. даст городу дополнительно 250 тыс.куб.м воды в сутки.
Завершение строительства водопровода Металлострой-Рыбацкое позволит перебросить 125 тыс.куб.м воды в сутки от водозаборных сооружений в п.Корчмино в город на Южную водопроводную станцию.
Результатом завершения строительства водоводов (19,6 км) и реконструкции Варваросинских источников будет являться стабильное положение с водообеспечением г.Ломоносова.
Одновременно со строительством объектов водоснабжения, ГУП "Водоканал Санкт-Петербург" осуществляется работа по рациональному использованию воды и сокращению ее потерь, без чего невозможно будет снизить в ближайшее время дефицит мощностей городского водопровода, нормализовать водоснабжение города и получить серьезный экономический эффект. Эта работа включает в себя следующие мероприятия:
- организацию учета расхода воды как у всех видов потребителей, так и в системе городского водопровода;
- сокращение потерь воды при транспортировке;
- снижение водопотребления в жилом секторе;