- перевод промышленных предприятий на использование технической воды на технологические нужды (сейчас потребляют питьевую);
- оптимизацию работы системы водоснабжения с целью снижения избыточных напоров;
- внедрение экономических механизмов, стимулирующих экономию воды потребителями;
- внедрение на предприятиях водосберегающих технологий.
Проблема качества питьевой воды должна решаться путем изменения технологии обработки воды, модернизации сооружений, применения новых расчетов. Необходимо продолжить работу по реконструкции и капитальному ремонту сетевого хозяйства, для обеспечения надежного водоснабжения города и сокращения потерь в сетях. Требуется отремонтировать более 400 км сетей водопровода.
Канализование. В настоящее время около 30% сточных вод в Санкт-Петербурге сбрасывается без очистки в акваторию Финского залива и р.Невы. Для решения проблемы 100%-й очистки сточных вод реализуется программа "Охрана бассейна Балтийского моря", которая предусматривает завершение строительства I пускового комплекса продолжения Главного коллектора Северной части города протяженностью 12 км с подключением прямых выпусков канализационных стоков, что позволит передать на существующие Северные очистные сооружения около 450 тыс.куб.м неочищенных сточных вод.
С завершением строительства Петроградского тоннельного канализационного коллектора и коллектора по Вяземскому пер. (9,1 км) на Северные очистные сооружения будет передано около 137 тыс.куб.м сточных вод Петроградской стороны.
В 1997 г. предстоит завершить и ввести в эксплуатацию цех по обработке и сжиганию осадков сточных вод на Центральной станции аэрации. Внедрение технологии сжигания осадка позволит сократить его количество в 10 - 12 раз. В дальнейшем та же технология сжигания осадка сточных вод будет внедрена и на Северной станции аэрации.
Строительство Южного и Северного полигонов для складирования осадка, а также золоотвала на Южном полигоне, должно завершиться к 2000 г., в противном случае может произойти остановка работы станций аэрации.
Предусматривается дальнейшее строительство крупнейших в Европе очистных сооружений производительностью 500 тыс.куб.м сточных вод в сутки, а также подводящего коллектора к Юго-Западным очистным сооружениям, что позволит решить в основном проблему 100% очистки стоков города и обеспечить жилищную застройку в районе Юго-Запада.
Кроме того, для обеспечения надежности работы системы водоотведения за счет кольцевания коллекторов необходимо предусмотреть строительство Южного широтного коллектора. Впоследствии будут ликвидированы очистные сооружения г.Пушкина, п.Металлострой и п.Понтонный с переключением стоков от них на городские очистные сооружения.
Предусматривается осуществить расширение очистных сооружений г.Петродворца мощностью 59 тыс.куб.м/сут. и расширение очистных сооружений г.Сестрорецка на 35 тыс.куб.м/сут. для обеспечения новой жилищной застройки в г.Петродворце, г.Ломоносове и г.Сестрорецке.
Составной частью программы по охране Балтийского моря является переключение действующих выпусков в открытые водоемы сточных вод на городскую канализацию, а также реконструкция, восстановление и капитальный ремонт канализационных сетей. Работы выполняются новыми, нетрадиционными методами строительства без вскрытия дорожной поверхности с применением зарубежной технологии, оборудования и материалов. При этом нет необходимости закрывать движение транспорта, сносить зеленые насаждения, а применение труб из полимерных материалов повысит долговечность и надежность сетевого хозяйства.
Теплоснабжение в городе осуществляется от ТЭЦ Ленэнерго, промышленных ТЭЦ, крупных и мелких отопительных квартальных и промышленных котельных. Для покрытия возрастающих тепловых нагрузок предусматривается как дальнейшее развитие системы централизованного теплоснабжения с использованием в качестве основного топлива природного газа, так и приобретение электрокотельных небольшой мощности для отдельных потребителей. В целях обеспечения надежности теплоснабжения города предполагается:
- завершение до 1998 г. строительства I-ой очереди новой Северо-Западной ТЭЦ;
- расширение Южной ТЭЦ, Северной ТЭЦ и ТЭЦ-5; техническое перевооружение и реконструкция с заменой устаревшего оборудования на электростанциях города: ТЭЦ-2, ТЭЦ-7, ТЭЦ-14, ТЭЦ-17 с дальнейшим соответствующим выводом из работы мелких и физически устаревших котельных;
- строительство и реконструкция магистральных тепловых сетей от новых, расширяемых и реконструируемых теплоисточников.
Чтобы решить проблемы в области теплоснабжения, необходимо:
- увеличивать объем капитального ремонта и реконструкции тепловых сетей до 300 - 400 км в год;
- постоянно внедрять новые технологии по изоляции труб;
- провести мероприятия по охране окружающей среды;
- к 2000 г. завершить строительство и ввод мощностей в 540 Гкал/час на Приморской котельной, для обеспечения жилищно-гражданского строительства Северо-Западных районов города;
- решить вопрос взаимодействия работы Приморской и Коломяжской котельных с Северо-Западной ТЭЦ (пиковый режим или самостоятельный) и строительства тепломагистралей от ТЭЦ до Северо-Западных районов города;
- завершить строительство котельной в г.Пушкине для обеспечения жилищной застройки южных районов г. Пушкина, а также котельной Юго-Западных канализационных очистных сооружений.
Одновременно со строительством и реконструкцией новых источников теплоснабжения необходимо провести большую работу по внедрению приборов учета тепловой энергии и горячей воды, что приведет к существенной экономии этих ресурсов, создав стимулы для сокращения их потребления, а также снизит непроизводительные затраты при производстве и транспортировке энергоносителей.
Газоснабжение. Для улучшения условий работы действующих систем и обеспечения принципиальных решений по развитию газоснабжения города и его пригородов на перспективу до 2000 г., предлагается ряд мероприятий:
- строительство трех новых ГРС для городской системы и 3 ГРС - для систем газоснабжения пригородов, а также магистральных газопроводов-отводов к ним;
- перевод действующей городской системы газопроводов в режим работы с давлением Р=1,2 Мпа для увеличения ее пропускной способности;
- строительство новых ГРП высокого и среднего давления и реконструкция головных ГРП высокого давления;
- реконструкция систем газоснабжения в целях обновления устаревших сетей (ветхих, малонадежных газопроводов);
- внедрение передовых зарубежных технологий и оборудования при реконструкции подземных газопроводов и их ремонте.
Электроэнергетика. Важнейшим направлением развития электроэнергетики является сооружение новых опорных подстанций 330/110 кв (в том числе "Октябрьская" и "Центральная"), что позволит обеспечить возможность дальнейшего развития в Центральных районах города сети 110 кв для метрополитена.
В связи с тем, что ввод опорных подстанций 330 и 110 кв задерживается, элементы сети работают с недопустимой нагрузкой, используется физически и морально устаревшее оборудование. Необходимо до 1998 г. завершить строительство I-ой очереди Северо-Западной ТЭЦ. В декабре текущего года намечен пуск 1-го парогазового энергоблока электрической мощностью 450 МВт.
При отсутствии Северо-Западной ТЭЦ, в период с 2000 г. до 2005 г. в энергосистеме "Ленэнерго" возможен дефицит электроэнергии порядка 1500 Мвт, в связи с выводом на ЛАЭС отслуживших свой срок 1 и 2 реакторов. Ввод I очереди Северо-Западной ТЭЦ позволит решить не только проблемы электро-, но и теплоснабжения северо-запада Санкт-Петербурга, пос.Ольгино и Лахта. Кроме того, это позволит повысить устойчивость энергоснабжения Северо-Западного региона России, перейти к прогрессивному газопаровому циклу, сэкономить топливо на 25%, уменьшить объем капиталовложений в 1,5 - 1,8 раза на единицу вводимой мощности, сократить потребление воды на 60%, сократить срок окупаемости первоначальных инвестиций не менее, чем в 1,5 раза. Технология парогазового бинарного цикла является экологически чистой; проект предусматривает мероприятия по очистке воды Большой Невки. Кроме того, ввод в эксплуатацию ТЭЦ позволит сократить закупки электроэнергии с ЛАЭС, что соответственно повлечет изменение в меньшую сторону тарифов на электроэнергию для потребителей.
Дорожное строительство и благоустройство. Для решения проблемы функционирования транспортной инфраструктуры города на ближайшую перспективу необходимо:
1. Завершить работы по:
- реконструкции Большеохтинского моста, что позволит обеспечить надежное функционирование транспортной схемы в исторически сложившемся центре Санкт-Петербурга с организацией непрерывного движения по левому берегу р.Невы от моста Л.Шмидта до Володарского моста (протяж.трассы около 15 км). Наличие левобережной транспортной развязки позволит значительно улучшить транспортное сообщение правового и левого берегов за счет устранения пересечения транспортных потоков в одном уровне и увеличения скорости прохода автотранспорта по мосту. Одновременно, наличие сквозного проезда по Синопской наб. до наб.Робеспьера позволит значительно разгрузить Невский пр. и вынести грузовой транспорт на Внутреннюю грузовую магистраль;
- Внутренней грузовой магистрали. Трасса магистрали формируется на основе сложившихся городских проездов с реконструкцией существующих сооружений и строительством новых. Как элементы этой магистрали должны быть построены: набережные Обводного канала, путепровод на пр.Энергетиков через железнодорожные пути станции Охта-Товарная, Песочная набережная от Кантемировского моста до Пионерской ул., продолжение наб.Адмирала Макарова по Железноводской ул. с мостом через реку Смоленку, и т.д., что обеспечит отвод грузового транспорта из центральных районов города.
- Центральной дуговой магистрали для обеспечения пассажирского, легкового и грузового движения между периферийными районами Санкт-Петербурга и решения задач перераспределения транспортных потоков на "дальних" подходах к центру города, отвода грузового и транзитного транспорта от центра города.
Для обеспечения устойчивых межрайонных связей, увеличения пропускной способности и повышения уровня безопасности движения необходимо осуществить строительство 20 транспортных сооружений (развязок и пешеходных переходов) на существующих магистралях и их продолжениях.
2. Начать реконструкцию моста Ал.Невского, являющегося мостовым переходом с транспортными узлами на примыкающих к нему площадях и набережных, главным связующим звеном на создаваемой внутригородской грузовой магистрали.
3. Начать строительство Кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга (КАД), что значительно сократит транспортные нагрузки на центральную часть и основные магистрали города. Так, интенсивность движения на Петергофском шоссе может сократиться на 40%, на Приморском - до 35%, а излишние пробеги транзитного транспорта сократятся на 40 км.
Инженерная подготовка территорий под жилищное и культурно-бытовое строительство будет включать в себя, кроме непосредственно инженерного обустройства территорий под застройку, проведение комплекса работ по ликвидации свалочных масс в Приморском районе, обводнению и благоустройству территории района озера Долгое и района за Лахтинским разливом, ликвидации золоотвалов и санированию территорий, урегулированию и отводу поверхностных и подземных водных систем районов Кудрово и Рыбацкое, намыву и образованию новых территорий под застройку районов Юго-Запада.
Комплексная уборка и санитарная очистка. В настоящее время город живет без концепции на перспективную санитарную очистку и мусоропереработку, так как срок действия "Схемы санитарной очистки Ленинграда" истек еще в 1990 г. Необходимо разработать "Схему сбора, удаления, обезвреживания и утилизации твердых бытовых отходов в Санкт-Петербурге и пригородах" и на ее базе определить пути решения проблем по санитарной очистке и уборке города.
Городской пассажирский транспорт. В Санкт-Петербурге в настоящее время транспортное обслуживание населения является одной из важнейших проблем города. Перевозки пассажиров осуществляют в основном три государственных предприятия: "Пассажиравтотранс" (2932 автобуса); "Горэлектротранс" (1785 трамваев и 1032 троллейбуса); "Петербургский метрополитен", имеющий протяженность тоннелей 91,7 км.
Автобусный транспорт Санкт-Петербурга соединяет отдельные районы города и подвозит население к станциям метро. Состояние автобусного транспорта в настоящий момент необходимо признать критическим.
"Пассажиравтотранс" осуществляет обслуживание населения автобусным транспортом, имеет в своем распоряжении 10 автобусных парков и ряд других подразделений.
С целью преодоления тенденции снижения перевозок пассажиров было решено в 1996 г. все капитальные вложения, выделенные на развитие автобусного транспорта, направить на приобретение автобусов. Ежегодно до 2000 г. предусматривается приобретать по 550 - 700 автобусов.
На 1998 - 2000 гг. намечается завершение ранее начатых и начнется строительство новых автобусных станций на 300 отправлений в сутки, пассажирских вокзалов на 5400 пассажиров, автопредприятий и стоянок на 1000 машино-мест.
Возникает необходимость расширения маршрутной сети, обслуживаемой автобусами-экспрессами и маршрутными таксомоторами. В настоящее время в городе насчитывается 58 маршрутов, обслуживаемых автобусами-экспрессами и 56 таксомоторных маршрутов.