Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23 января 1997 г. N 4 "О Программе стабилизации и дальнейшего развития экономики Санкт-Петербурга в 1997 - 2000 годах" стр. 13

1. Закупка за рубежом и в других регионах России техники и оборудования, что, возможно, будет для бюджета дешевле, да и качество будет выше. Но деньги будут уходить из города, городская промышленность лишится заказов, работники - зарплаты. Падение платежеспособного спроса отразится на других отраслях (в т.ч. и на возможности оплаты услуг городского хозяйства).
2. Ежегодное формирование адресной программы поставок продукции производственно-технического назначения при обязательном конкурсном размещении на промышленных предприятиях города. Цена, возможно, иногда будет выше, а качество ниже, но будет приобретаться опыт высококачественной работы. Деньги в этом случае остаются в городе. Сохраняются рабочие места. Есть платежеспособный спрос. Он оживляет другие секторы экономики. Есть чем оплачивать услуги городского хозяйства.
3. Создание совместных производств на базе конверсируемых оборонных предприятий по выпуску новейшего энергоэффективного и высокотехнологического оборудования и материалов. Это позволит создать дополнительные рабочие места в городе, подготовить кадры по новым профессиям и организовать производства, способные выпускать конкурентоспособные по сравнению с западными фирмами изделия.

Направления реформирования городского хозяйства

Основным направлением реформ будет демонополизация этих отраслей и установление действенного контроля за естественными монополиями. В результате удастся перейти от дотирования к субсидированию, а затем и к приватизации значительной части городского хозяйства. Это должно привести к экономии затрат и росту качества услуг.

Реформы в сфере эксплуатации жилищного фонда.

В целях повышения качества работы при одновременном снижении бюджетных затрат на содержание и эксплуатацию жилищного фонда и привлечение внебюджетных источников финансирования необходимо создание конкурентной среды в сфере эксплуатации жилищного фонда. Это обеспечивается путем:
* демонополизации предоставления жилищно-коммунальных услуг путем стимулирования возникновения новых обслуживающих организаций разных форм собственности;
* разделения функций управления и обслуживания жилищного фонда между службами заказчика и ремонтно-эксплуатационными предприятиями;
* введения конкурсных процедур отбора подрядчиков;
* коммерциализации государственных ремонтно-эксплуатационных предприятий.
Кроме того, необходима всемерная поддержка создания товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов, иных объединений граждан и юридических лиц, образуемых в целях обеспечения содержания и эксплуатации недвижимости в жилищной сфере.
Экономию затрат и повышение эффективности их расходования должен дать переход от существующей системы дотаций на оплату жилья и коммунальных услуг к индивидуальному предоставлению компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи и действующих льгот.

Реформы в общественном транспорте.

В общественном транспорте необходимо:
- сократить дотируемую из бюджета сеть маршрутов, передав часть маршрутов частным предприятиям. Для этого должно быть разработано положение о муниципальном заказе на пассажирские перевозки;
- рекомендовать федеральным органам изменить методы регулирования ценообразования на транспорте (установление предельной нормы рентабельности производства конкретного вида продукции);
- ограничить действие льгот по проезду на общественном транспорте определенным временем суток (вне часов "пик"), использовать повышенные тарифы в вечернее время.

Регулирование отраслей городского хозяйства - естественных монополий.

Отрасли, обеспечивающие энерго-, газо-, тепло-, водоснабжение являются в условиях Санкт-Петербурга естественными монополиями.
С целью регулирования естественных монополий необходимо:
1. Создать в Санкт-Петербурге исполнительные органы регулирования естественных монополий, предусмотренные Законом РФ "О естественных монополиях" и Законом "О государственном регулировании тарифов на электро- и тепловую энергию".
В ведении этих органов (комиссий) должны находиться:
* вопросы дифференциации тарифов;
* все аспекты цен, в том числе плата за присоединение к сетям в том или ином виде;
* утверждение или согласование схем развития сетей;
* анализ отчетных документов, касающихся издержек и направлений использования прибыли.
2. Включить в компетенцию создаваемых органов регулирование деятельности естественных монополий независимо от форм собственности. В целях обеспечения такого регулирования:
* разработать проект Закона об общедоступности услуг сетевых предприятий;
* организовать работу по обсуждению и пересмотру типовых договоров присоединения - на производство работ (услуг) предприятий-монополистов, не отнесенных к компетенции специальных регулирующих органов;
* пересмотреть все договоры о доверительном пользовании (трасте) акциями предприятий-монополистов и об аренде имущества сетевых объектов;
* пересмотреть уставные документы АО "Ленэнерго" и приватизационные документы предприятий по эксплуатации электрических и тепловых сетей;
* разработать рекомендации по привлечению средств сторонних инвесторов в развитие предприятий-монополистов (эмиссия акций, облигаций, целевых муниципальных облигаций);
* разработать положение о конкурсе на обеспечение работы городского маршрутного транспорта (в первую очередь - автобусных маршрутов).
3. Пересмотреть порядок взаимодействия между структурами городской власти и предприятиями-монополистами по вопросам присоединения к городским инженерным сетям новых потребителей и увеличения мощностей уже существующих с целью решения вопросов о технической возможности присоединения, источниках финансирования развития, учитывая при этом необходимость сохранения единства и управляемости систем и недопустимость незаконного увеличения имущества соответствующих предприятий.
4. Разработать договоры между городом и естественными монополистами по вопросам обеспечения потребителей города всеми видами их услуг.
5. Постепенно выравнивать тарифы на все услуги естественных монополистов для различных групп потребителей, обеспечивая при этом выплату компенсаций незащищенным слоям населения.
6. Подробно освещать в средствах массовой информации работу органов по регулированию.
7. Организовать подготовку, обучение и стажировку экономистов и других специалистов для работы в органах по регулированию естественных монополий.

Ресурсо- и энергосбережение

Генеральным направлением в повышении эффективности городского хозяйства становится ресурсо- и энергосбережение. Одним из показателей эффективного использования водо- и энергоресурсов является их удельное потребление в городском хозяйстве. В Санкт-Петербурге этот показатель в 3 - 3,5 раза выше среднеевропейских, такое же положение сохраняется и в промышленности. Поэтому одним из главных направлений на ближайшую и среднесрочную перспективу должны стать мероприятия по сбережению энергетических ресурсов. По экспертным оценкам, потенциал ресурсо- и энергосбережения в Санкт-Петербурге оценивается в 30 - 35% от объема водо- и теплопотребления.
В качестве основных мер необходимо:
- разработать и реализовать Программу внедрения приборного учета потребления энергоресурсов и Программу ресурсо- и энергосбережения при обязательной поддержке со стороны бюджета города;
- создать Фонд энергосбережения - как основной источник финансирования работ в области ресурсо- и энергосбережения;
- создать Агентство энергосбережения;
- создать службу энергетического и водного надзора;
- разработать и ввести в действие пакет региональных законов и др. нормативных актов, обеспечивающих выполнение принятых Программ;
- разработать и ввести в действие методы экономического стимулирования потребителей и поставщиков водо- и энергоресурсов.
Реализация этих Программ и мероприятий позволит к 2001 году обеспечить:
- снижение удельного водо- и энергопотребления на 30 - 40%;