Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23 января 1997 г. N 4 "О Программе стабилизации и дальнейшего развития экономики Санкт-Петербурга в 1997 - 2000 годах" стр. 12

- заключение соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве со странами СНГ и Балтии.
4. Содействие внедрению научно-технических разработок:
- создание информационного центра новых технологий;
- расширение сети технопарков и бизнес-инкубаторов.
5. Содействие развитию малого и среднего бизнеса.

Необходимые финансовые ресурсы для выполнения программы мер городской Администрации по развитию внешнеэкономической деятельности

┌──┬──────────────────────┬──────────────────────┬──────────────────────┐
│N │ Объект │ Источники │ Необходимый объем │
│ │ финансирования │ финансирования │ финансирования │
├──┼──────────────────────┼──────────────────────┼──────────────────────┤
│1.│Проработка концепции, │Городской бюджет │1.0 млрд.руб.в год │
│ │структуры и техниче- │Средства международ- │250 тыс.USD в год │
│ │ского обеспечения ин- │ной технической по- │ │
│ │фраструктуры внешне- │мощи │ │
│ │экономической дея- │ │ │
│ │тельности │ │ │
├──┼──────────────────────┼──────────────────────┼──────────────────────┤
│2.│Формирование залого- │Городской бюджет, │2.0 млрд.руб. │
│ │вого фонда (залог го- │иностранные инвесторы,│1.0 млн.ЭКЮ │
│ │родской недвижимости) │средства международной│200 тыс.ЭКЮ │
│ │ │технической помощи, │11.0 млрд.руб. │
│ │ │недвижимость города │ │
│ │ │как активы фонда │ │
├──┼──────────────────────┼──────────────────────┼──────────────────────┤
│3.│Формирование гаран- │Городской бюджет, │1.1 млрд.руб. │
│ │тийного фонда │внебюджетные средства,│3.0 млн.ЭКЮ и 1.5 │
│ │ │средства международной│млрд.руб. │
│ │ │технической помощи, │250 тыс.ЭКЮ │
│ │ │иностранные инвесторы │1.0 млн.ЭКЮ │
│ │ │недвижимость города │0.3 млрд.руб. │
│ │ │как активы фонда │ │
├──┼──────────────────────┼──────────────────────┼──────────────────────┤
│3.│Проведение маркетин- │Привлеченные средства │20.0 млрд.руб. │
│ │говых и статистических│ │(ориентировочно) │
│ │работ по определению │ │ │
│ │объектов товарооборота│ │ │
│ │с субъектами РФ и соз-│ │ │
│ │дание региональной │ │ │
│ │финансовой компании- │ │ │
│ │иммитента │ │ │
├──┼──────────────────────┼──────────────────────┼──────────────────────┤
│4.│Создание фонда пер- │Городской бюджет │1.3 млрд.руб. │
│ │вичного финансирования│Средства международ- │1.5 млн.ЭКЮ │
│ │ │ных финансовых орга- │ │
│ │ │низаций │0.9 млн.ЭКЮ │
│ │ │Средства международ- │ │
│ │ │ной технической по- │ │
│ │ │мощи │ │
└──┴──────────────────────┴──────────────────────┴──────────────────────┘
┌──┬──────────────────────┬──────────────────────┬──────────────────────┐

Международное сотрудничество

Сотрудничество с городами-партнерами Санкт-Петербурга, прежде всего с Турку (Финляндия), Гамбургом (Германия), Манчестером (Великобритания), Антверпеном (Бельгия), Миланом (Италия), Осакой (Япония), Роттердамом (Нидерланды), Барселоной (Испания), Гавром (Франция) и другими предполагается развивать в следующих направлениях:
- координация действий с консульскими учреждениями в определении наиболее перспективных направлений сотрудничества;
- содействие привлечению средств для финансирования гуманитарных, культурных и иных мероприятий, программ и проектов.
Поддержание и развитие национальных культур в Санкт-Петербурге, где зарегистрировано свыше 120 национально-культурных объединений, позволит гарантировать стабильное развитие города, способствовать развитию социальной, торгово-производственной сферы и внешнеэкономических связей. Для этого будет подготовлено положение о регистрации национально-культурных автономий, создан Координационно-наблюдательный совет.

Международный и отечественный туризм

Санкт-Петербург - один из крупнейших городов - центров науки, техники, образования, культуры и искусства, что и определяет его привлекательность для иностранных и отечественных туристов. Согласно оценке в 1996 году его посетили около 1.0 млн.туристов из зарубежных стран, 200 тыс.туристов из России и 200 тыс. из стран СНГ. За счет налогов от туризма город получил в бюджет около 600 млрд.руб., валютные поступления в банки Санкт-Петербурга составили более 100 млн.долларов, лицензионные сборы составили более 1.0 млрд.руб. В городе насчитывается более 1200 организаций, занимающихся туристической деятельностью, 148 гостиниц в городе имеют около 30000 мест для размещения туристов при средней загрузке номеров около 60%. При этом с 1992 по 1996 год число туристов, посетивших город, выросло с 730 тыс. до 1.4 млн. в год. Одновременно происходило разделение туристского потока на элитарный (5 - 10%) и групповой (80%) с соответствующим разделением требований по уровню цен, услуг и сервиса. Изменялось и структура туризма, в частности, с 1996 года перестали прибывать в город круизные туристы на судах БМП (около 250 тыс. в год).
Курортный район Санкт-Петербурга обладает совокупностью природных факторов, позволивших создать здесь живописную курортную зону с сетью оздоровительных комплексов, включающих в себя 54 здравницы. Благодаря имеющимся ресурсам и расположению около Санкт-Петербурга этот регион может быть процветающим центром отдыха, туризма и лечения для граждан России и СНГ. Однако вследствие высоких цен на путевки при неадекватном уровне сервиса и комфорта в настоящее время уровень заполняемости 15 тыс.мест в санаториях и домах отдыха составляет менее 40%.
Таким образом в настоящее время:
- количество туристов и посетителей курортов неадекватно возможностям туристского и курортного комплексов Санкт-Петербурга;
- культурные и исторические ценности Санкт-Петербурга являются наиболее привлекательным предметом туристического рынка, поэтому туризм как рентабельная отрасль мог бы вносить больший вклад в восстановление и развитие историко-культурной Среды города и в выполнение социальных программ развития;
- рыночная стихия породила большое количество туристических фирм различной формы собственности и видов деятельности, что однако привело к снижению качества обслуживания туристов;
- не обеспечено формирование цивилизованного туристического рынка, концентрации инвестиций в развитие инфраструктуры культуры и туризма;
- северное побережье Финского залива должно получить новое развитие как курортный регион федерального значения.
Общая стабилизация политической обстановки и улучшение социально-экономического положения Санкт-Петербурга приведет к существенному росту количества посещающих город туристов, поэтому сохраняется проблема по превращению Санкт-Петербурга в международный и российский туристский центр с развитой научно-производственной, образовательной и социально-культурной инфраструктурой. Ожидается, что в 2000 г. число побывавших в городе иностранных туристов (без СНГ) достигнет 2 млн.человек, а посетивших курорты - 180 тыс.человек. С целью реализации этих прогнозов в городе разрабатывается региональная программа развития туризма и курортного дела до 2000 г., предусматривающая комплекс мероприятий, стимулирующих повышение эффективности туризма и базирующихся на сочетании бюджетного и главным образом внебюджетного финансирования.
Основные мероприятия по развитию туризма и курортного дела предусматривают:
* Создание разветвленной сети гостиниц разного уровня, в том числе путем привлечения частных инвестиций через продажу доли города в действующих отелях и привлечение к строительству новых. Реконструкция и развитие отелей среднего класса с приведением их в соответствие международным стандартам за счет внешних инвесторов, а также развитие сети дешевых гостиниц, находящихся в собственности города (прежде всего, за счет улучшения уровня менеджмента). Переоборудование зданий и строительство новых гостиниц в старой части города. В курортной зоне предполагается значительное увеличение числа комфортабельных номеров ("люкс" с 400 до 2.0 тыс.), что при общем сокращении мест позволит увеличить число проживающих;
* Расширение спектра туристических услуг, развитие наряду с традиционно привлекательными для туристов музеями и театрами новых объектов отдыха и развлечений;
* Проведение в Санкт-Петербурге большого числа крупных международных мероприятий (спортивных, культурных, научных, деловых и т.д.) в целях уменьшения влияния сезонного фактора на количество иностранных туристов;
* Снижение цен на туристические услуги за счет гибкой налоговой политики, стимулирования конкуренции при одновременном расширении специализации и кооперации туристских организаций, развитии международного сотрудничества, внедрении прогрессивных технологий обслуживания;
* Проведение рекламно-информационной политики, направленной на формирование образа Санкт-Петербурга как центра мирового туризма с использованием возможностей специализированных выставок, средств массовой информации, системы Интернет, выпуск каталогов и справочной литературы и т.д.;
* Совершенствование нормативно-правовой базы, стимулирующей развитие цивилизованного рынка туристических услуг, поддержку отечественных предпринимателей;
* Совершенствование системы подготовки кадров всех уровней для сферы туризма.
Отдельно рассмотрим проблемы развития гостиничного сектора города.
В настоящее время Санкт-Петербург располагает 43 гостиницами на 24,4 тыс.мест. Из них 4 гостиницы можно отнести к первому классу ("Астория", "Гранд Отель Европа", "Невский Палас"), а остальные являются гостиницами среднего класса (наиболее значимы "Прибалтийская", "Пулковская", "Москва", "Санкт-Петербург"), либо гостиницами дешевого тарифа. Заполняемость гостиниц в течении года составляет чуть более 60% и подвержена сильным сезонным колебаниям (от 35 до 95%). При этом спрос на гостиницы первого и среднего класса формируется в основном за счет приезжих из западных стран, а гостиницы дешевого тарифа используются гражданами России и стран СНГ.
Стратегия города в сфере развития гостиничных комплексов включает в себя следующие основные направления:
- привлечение частных инвестиций в проекты реконструкции и развития гостиниц через участие в инвестиционных конкурсах;
- продвижение гостиниц Санкт-Петербурга на международный туристический рынок;
- поэтапная реализация проекта развития городского туристического и информационного центра;
- привлечение международных гостиничных цепей к управлению гостиницами;
- совершенствование управления долями города в приватизированных гостиницах;
- создание городской менеджерской компании по управлению гостиницами низкого тарифа.
Потребность в первоклассных гостиницах должна удовлетворяться путем нового строительства за счет привлечения средств инвесторов. Предполагается, что к 3 действующим гостиницам первого класса в 1997 году добавится "Северная Корона", а впоследствии возможно строительство еще 1 - 5 первоклассных гостиниц (так, подготовлен проект гостиницы ***** на пл.Островского, 2).
Гостиницы среднего класса в основном хорошо расположены и популярны среди туристских групп, однако уровень оборудования и обслуживания в них недостаточен для индивидуальных гостей (особенно бизнесменов). Основные возможности развития этого сектора - реконструкция на базе проведения инвестиционных конкурсов за счет продажи принадлежащей городу доли собственности. Для реализации этой стратегии в полном объеме потребуется достаточно продолжительное время, поскольку городу нелегко найти инвесторов для всех имеющихся гостиниц. В настоящее время проведены инвестиционные конкурсы по продаже акций гостиниц "Санкт-Петербург" и "Карелия", подготовлены проекты реконструкции гостиниц "Москва" (на 30 млн.долл.США) и "Октябрьская" (на 50 млн.долл.США) с преобразованием их в отели международного класса ****, а также гостиниц "Пулковская", "Прибалтийская", "Нева", "Россия", "Чайка", "Выборгская", "Южная".
Учитывая, что в основном гостиницы дешевого тарифа не представляют интереса для потенциальных инвесторов из-за низкого дохода от вложенных средств, хотя и пользуются хорошим спросом, скорее всего эти гостиницы будут в ближайшее время оставаться в собственности города. Для них целью должно являться создание местной компании гостиниц, предоставляющей платные услуги хорошего качества в пределах средств их традиционных потребителей. Разработан и готовится к осуществлению проект создания менеджерской компании гостиниц низкого тарифа, основными задачами которой должны быть определения путей оказания помощи гостиницам в улучшении их деятельности, разработке и обеспечении определенного стандарта оказываемых услуг, создание централизованной системы бронирования мест, подготовки персонала, консолидации средств на реконструкцию и развитие.
Особо необходимо выделить работу над развитием инфраструктуры туризма в рамках подготовки к Олимпийским Играм 2000 г. В частности, в случае принятия решения о проведении Игр в Санкт-Петербурге потребуется строительство и модернизация гостиниц дешевого класса, (реконструкция 34 городских зданий и 18 участков под новое строительство), обеспечение возможности приема гостей в общежитиях учебных заведений города, а также реконструкция имеющихся гостиниц. В случае реализации этих программ общим объемом около 2.75 млрд.долл.США Санкт-Петербург получит около 40 тыс.гостиничных мест, соответствующих мировым стандартам, а кроме того сможет разместить в студенческих общежитиях около 27 тыс. гостей Олимпиады.
В результате осуществления программы развития туристско-курортного комплекса к 2000 году предполагается создание около 11 тыс.новых рабочих мест, увеличение поступлений в бюджет непосредственно от туризма на 100 - 110 млрд.руб.в год и увеличение валютных поступлений в город до величины 300 - 320 млн.долларов.

4.7. Концепция дальнейшего развития городского хозяйства и систем жизнеобеспечения

Один из важнейших факторов качества жизни в городе - состояние городского хозяйства, функционирование и развитие которого должно быть в центре внимания городских властей. Его значение велико как для повышения уровня жизни населения, так и для изменения степени привлекательности города в острой конкурентной борьбе между регионами России и со странами Балтийского региона.
Система городского хозяйства Санкт-Петербурга претерпела в последние годы существенные качественные изменения как в положительном, так и в негативном плане. Сегодня оно характеризуется сложной организационно-правовой и управленческой структурой, не представляет собой единого комплекса, где возможно проведение единой политики, что было бы желательно для города и его жителей. Последние получают услуги от государственных (муниципальных) предприятий и от бюджетных организаций, от коммерциализированного сектора, частных фирм, малого бизнеса, ведомственного сектора городского хозяйства, других структур, но с претензиями обращаются в городскую администрацию. Таким образом, важнейшей задачей администрации является согласованная деятельность всех секторов городского хозяйства, а не только тех, что традиционно входят в эту систему (городской транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, инженерная инфраструктура, благоустройство, энергетика и др.) и так или иначе опирается на бюджетное финансирование.
Расходы на городское хозяйство являются важнейшими в бюджете и составляют в проекте бюджета на 1997 год до 40% (без учета расходов на обслуживание внутреннего долга). Давление этих отраслей на бюджет с годами не уменьшается, а уровень недофинансирования возрастает. Выход возможен при разумном сочетании трех направлений: увеличение бюджетного финансирования (что возможно лишь при общем росте доходности городской экономики и увеличении базы налогообложения); развитие и совершенствование системы платного предоставления услуг городского хозяйства, проведение разумной тарифной политики (что позволит снизить бюджетные расходы, более экономно пользоваться услугами); реформирование городского хозяйства в целях коренного повышения его эффективности и качества услуг. Акцент только на какое-либо одно из этих направлений не даст желаемого результата, да и вряд ли возможен по финансовым, социальным, управленческим причинам.
Принципиально важен и связан с общеэкономической ситуацией вопрос обеспечения городского хозяйства современным оборудованием, машинами, техникой, подвижным составом, материалами, технологиями. Здесь также выход может быть найден при рациональном сочетании двух подходов: