Речной транспорт.
Намечается осуществить реконструкцию и модернизацию Василеостровского и Невского грузовых районов в связи с открытием пунктов пограничного и таможенного контроля, создание компьютерного терминала на существующих причалах.
Железнодорожный транспорт.
До 2000 г. предполагается произвести реконструкцию железнодорожных путей Октябрьской железной дороги для доведения скорости движения поездов в направлении на Москву до 200 км/час.
Российским акционерным обществом "Высокоскоростные магистрали" планируется до 2000 г. строительство вокзального комплекса в Санкт-Петербурге.
Грузовой автомобильный транспорт.
Значительное увеличение пропускной способности автомобильного транспорта, в том числе международного, прогнозируется в связи с окончанием строительства отдельных участков круговой автомагистрали.
С целью повышения скорости прохождения грузопотоков через Санкт-Петербург предполагается развитие системы транспортно-экспедиционного обслуживания "Терминал" на въездных магистралях города.
Морской транспорт.
Определены четыре зоны размещения портовых комплексов с суммарным грузооборотом около 60 млн.т., в том числе в районе существующего Санкт-Петербургского морского порта - 33 млн.т., с западной стороны южного створа комплекса защитных сооружений - 14 млн.т., в районе г.Ломоносова - 8 млн.т., в районе Горской - 2 млн.т. Предполагается к 2000 году перерабатывать здесь до 20 млн.т. грузов.
Программа развития Санкт-Петербургского морского порта до 2000 г. предусматривает реализацию следующих проектов:
- Строительство контейнерного терминала на причале 101 с пропускной способностью 150 тыс.контейнеров в год. Общий объем инвестиций - 24 млн.долл.США. Предполагаемый срок ввода в эксплуатацию - 1997 г.
- Строительство рефрижераторного терминала на причале 23 с производительностью 0,8 млн.т. в год. Общая сумма инвестиций по проекту - 24 млн.долл.США. Ввод в эксплуатацию - 1998 г.
- Создание сахарного терминала пропускной способностью 1 млн.т. в год. Объем инвестиций 18 млн.долл.США.
- Создание комплекса по перегрузке навалочных и насыпных грузов на причале 107. Предусматривается строительство причала длиной 220 м и образование новой территории 1,5 га. Объем инвестиций 14 млн.долл.США.
- Модернизация контейнерного терминала в 3 районе со строительством причала 88. Объем инвестиций 56 млн.долл.США. После выполнения работ пропускная способность контейнерного терминала увеличится в 1,5 раза.
- Реконструкция причалов 67 - 70 в 3 районе. Ориентировочная стоимость работ 30 млн.долл.США. Планируемая пропускная способность после реконструкции 1,6 млн.т. грузов в год.
Реализация инвестиционной программы порта в целом позволит обеспечить рост пропускной способности на 60%. Готовятся документы по проекту создания в морском порту свободной таможенной зоны. С фирмами отправителями-получателями грузов реализуются совместные проекты по развитию грузовых районов порта. Это позволит существенно снизить себестоимость обработки грузов, направить средства на обновление основных производственных фондов, что создаст условия для повышения конкурентоспособности морского порта по сравнению с портами Прибалтики и Финляндии, а также увеличению грузооборота.
Одна из острейших проблем - ситуация, сложившаяся в Балтийском морском пароходстве, являющемся одним из крупнейших транспортных предприятий России.
Без государственного вмешательства пароходству грозит банкротство и ликвидация, что приведет к утрате государственного имущества (в государственной собственности находится пакет акций в 29,7%), потере более 15000 рабочих мест, ослаблению позиций России как крупнейшей морской державы, ее торгово-экономических и военно-мобилизационных интересов. Уход ОАО "БМП" с рынка услуг по морским перевозкам приведет к тому, что его место займут зарубежные компании. Затраты же на создание нового пароходства (сравнимого по масштабам с ОАО "БМП"), а также на фрахт иностранных судов для перевозок, составят не менее 1,5 млрд.долларов США.
В целях обеспечения национальных интересов России, ведется работа, направленная на оздоровление пароходства. Приняты Указ Президента РФ от 30.06.96 N 1004 и Постановление Правительства от 26.08.96 N 1013 "О государственной поддержке морского торгового флота России на Балтике". Администрацией Санкт-Петербурга совместно с руководством ОАО "БМП" подготовлена программа, направленная на финансовое оздоровление и вывод пароходства из кризиса. В рамках этой работы должна быть разработана новая организационно-правовая и функциональная структура, а также перспективный план развития пароходства, рассмотрена возможность приобретения городом отдельных объектов имущества ОАО "БМП" либо его реализации с целью погашения задолженности перед бюджетами и внебюджетными фондами, предоставление налоговых льгот и другие меры. Несмотря на сложное положение с исполнением городского бюджета в 1996 г., ОАО "БМП" была предоставлена отсрочка по уплате задолженности по налогам, пени и штрафам на общую сумму 146,5 млрд.руб.
Однако, вывести пароходство из кризиса только за счет усилий Санкт-Петербурга невозможно, необходима помощь на государственном уровне. Находящиеся в компетенции федеральных органов государственной власти вопросы в должной мере не решаются; не решен вопрос о предоставлении пароходству отсрочки по уплате платежей и штрафов (в части сумм, поступающих в федеральный бюджет) в целях освобождения от ареста счетов и имущества. Госкомимуществом РФ не предприняты шаги по увеличению пакета акций ОАО "БМП", находящихся в государственной собственности и приобретению контролирующего влияния. Это можно сделать за счет сумм, образовавшихся в результате предоставления льгот и других видов государственной финансовой помощи.
Учитывая изложенное, для успешного функционирования морского, речного, воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта региона необходимо разработать специальную федеральную программу. Основная цель программы - обеспечить увеличение притока отечественных и иностранных инвестиций в транспортно-коммерческий комплекс города, повысить его значимость для бюджета Санкт-Петербурга, решения общегородских экономических и социальных задач.
4.5. Санкт-Петербург как научный и культурно-образовательный центр
Сфера науки и высшего образования всегда была и остается одной из важнейших градообразующих сфер Санкт-Петербурга. Научно-исследовательская деятельность, преимущественно фундаментальная, осуществляется в 38 институтах Российской академии наук, 13 институтах Российской сельскохозяйственной академии, 4 - Российской академии медицинских наук, 2 - Академии образования и во всех государственных высших учебных заведениях. Прикладная наука представлена более чем 300 отраслевыми институтами, 12 из которых имеют статус государственных научных центров. Функционируют также не менее 800 учреждений различной формы собственности с небольшой численностью сотрудников, занимающихся выполнением научно-технических работ. Подготовка кадров включает 43 государственных гражданских и 22 военных вузов, 15 негосударственных вузов, получивших лицензии Госкомвуза, 85 учреждений среднего профессионального образования (колледжей, техникумов, училищ), около 200 организаций, ведущих переподготовку кадров по лицензии Комитета по труду и занятости, десятки организаций, ведущих образовательную деятельность без лицензий.
Всего в сфере науки и высшего образования занято более 600 тысяч жителей города (около 270 тысяч работающих и более 340 тысяч студентов и учащихся).
Санкт-Петербург - крупнейший центр мировой и российской культуры, где имеется широкая сеть государственных учреждений, подведомственных, как местным органам управления (Комитет по культуре), так и центральным органам власти (Минкультуры РФ). Всего в городе около 800 учреждений культуры, в том числе: киноучреждения и кинопредприятия - 71; массовые библиотеки - 422; театры - 26, концертные организации - 19; дома культуры - 94; парки культуры и отдыха - 13; детские музыкальные и художественные школы - 67; музеи - 61.
Переход российской экономики к системе рыночных отношений сопровождался обострением экономических и социальных проблем, которые в наибольшей степени проявились в научно-техническом, образовательном и культурном комплексах.
Наука традиционно занимала второе место в экономике города после промышленности, а также второе место в России по численности занятых после Москвы. Главная проблема, которая сказывается уже сейчас, а в будущем может привести к полному развалу науки - это падение престижа научной деятельности, в результате которого уменьшился приток молодежи в отрасль. Уходят молодые специалисты, ослабляется мотивация на научную деятельность у студентов и аспирантов. Так, из институтов Санкт-Петербургского научного Центра РАН за последние 5 лет ушло более половины научных работников, поступивших в это же время в научные учреждения.
Объем финансирования академических институтов резко сократился. В совокупности с увеличением налогов и других обязательных сборов, сокращением хоздоговорных источников финансирования, реальное сокращение бюджета институтов достигает десятков раз. Институты находятся в состоянии выживания и постепенной деградации основной материальной базы.
Вузовская наука также переживает стагнацию. За период с 1990 г. по 1994 г. численность преподавателей несколько возросла, а количество научных работников уменьшилось вдвое. Практически прекратили работу отраслевые и проблемные научно-исследовательские лаборатории, число учебно-научно-производственных комплексов сократилось в три раза.
В Санкт-Петербурге большая часть научных учреждений (более 62%) была ориентирована на научно-техническое обслуживание отраслей промышленности. Почти треть самостоятельных научно-исследовательских и конструкторских организаций города, объединяющих 60% всех работающих в отрасли "наука и научное обслуживание", обеспечивало своими разработками преимущественно военно-промышленный комплекс. По объемам работ отраслевой сектор науки Санкт-Петербурга занимал второе место в России после Москвы, осваивая около 16% объемов научных работ страны. По мнению ряда специалистов, лишь научно-технические организации военно-промышленного комплекса за последние 5 лет сократили объем своей научной деятельности в 2 - 3 раза.
За последние три года количество самостоятельных научно-технических организаций постепенно увеличивается, в основном за счет разукрупнения отдельных учреждений в процессе приватизации. Предприятия с малой численностью работающих вносят свой постепенно увеличивающийся вклад в объем выполняемых в городе научно-технических работ (к настоящему времени их доля приближается к 7% общего объема работ).
Изменения количественных характеристик в отраслевом секторе науки столь же противоречиво, как и в научной сфере в целом. Происходит резкое возрастание стоимостных значений объемов выполнения научно-технических работ при неоправданно большом сокращении численности научно-технического персонала.
Особенно остро сказалась на развитии науки ликвидация отраслевых министерств и централизованных фондов финансирования НИОКР отраслевого и межотраслевого значения. Прежний механизм взаимосвязи науки и производства был разрушен, а новый не создан: предприятия из-за инфляции, невозможности получить долгосрочные кредиты, изъятия большей части прибыли в виде налогов, кризиса сбыта не смогли заменить министерства в качестве покупателей научно-технической информации.
Сократившийся оборонный заказ ныне сконцентрировался у московских исполнителей. В результате даже в тех отраслях, где наш город традиционно занимал лидирующее положение (оптика и оптоэлектроника, новые материалы, судостроение, морские, авиационные и космические средства связи, приборостроение и т.д.), научно-исследовательские учреждения Санкт-Петербурга оказались практически незадействованными.
Научно-техническая политика в Санкт-Петербурге в первую очередь должна заключаться в приоритетной поддержке инновационной сферы, играющей важнейшую роль в открытой экономике, ориентированной на мировой рынок. Сеть инновационного предпринимательства - новый для нашего города и всей страны элемент инфраструктуры научно-производственной деятельности. Большинство организаций, действующих в инновационной сфере, основано в 1992 г., прошло организационный этап и находится в настоящее время на этапе становления.
Муниципальные органы власти поддержали пионеров инновационной деятельности на организационном этапе. Однако основной финансовый вклад в инновационную сферу города внесли федеральные службы. Так, доля федеральных средств в бюджете Регионального фонда научно-технического развития составляет 88,4% (33,2% - госбюджет, 55,2% - Российский фонд технологического развития), основным источником финансирования муниципального центра "Петербургинжиниринг" в 1993 - 1995 гг. были средства Всероссийской ассоциации центров по комплексной автоматизации.
В целом можно констатировать, что в последние годы в городе развернута инфраструктура инновационной деятельности, по своим масштабам соответствующая перспективной деловой активности. Вместе с тем, для устойчивого развития науки и сохранения научно-технического потенциала города требуется осуществить следующие первоочередные стабилизирующие мероприятия:
* расширить взаимодействие с федеральными органами в направлении придания федерального статуса городским научным и научно-техническим программам;
* совместно с Миноборонпромом и Минобороны РФ определить перечень предприятий, необходимых для поддержания минимальной оборонной достаточности страны, обеспечив их федеральным заказом, оплату которого гарантирует Правительство РФ;
* совместно с федеральными властями, разработать и утвердить программу концентрации однопрофильных НИИ и однотипных производств, одновременно подготовив перечень предприятий, подлежащих консервации.
В области культуры городская политика предусматривает решение первоочередных задач по сохранению и развитию уникальной духовной среды Санкт-Петербурга, культурного потенциала города:
* по сохранению и использованию памятников истории и культуры (включая уникальные территории, зоны, объекты, музейные и библиотечные фонды);
* приобщению граждан России и других стран к Петербургскому культурному наследию;
* поддержанию детского творчества, юных дарований, профессионального искусства, народного творчества и ремесел;
* развитию межнациональных и международных связей.
На решение этих задач предусматривается ежегодно направлять не менее 2% расходов бюджета Санкт-Петербурга. За счет этих средств осуществляется содержание 304 учреждений культуры, в числе которых: 191 библиотека, 30 музеев с филиалами, частичное покрытие расходов 22 театрам, 17 концертным организациям, 18 клубным учреждениям, 13 паркам, 5 музеям и 19 кинотеатрам.
В структуре расходов на культуру до 30% составляют расходы на реставрацию и капитальный ремонт учреждений отрасли. Около 3% всех средств направляется на формирование фонда развития культуры и искусства Комитета по культуре, которые предназначены на создание новых спектаклей, концертных программ, проведение конкурсов и смотров. Свыше 10% ассигнований предусматривается на проведение общегородских праздничных мероприятий и памятных дат.
Помимо средств городского бюджета, решение задач поддержки культуры в Санкт-Петербурге будут осуществляться за счет средств федерального бюджета, путем финансирования содержания объектов культуры республиканского подчинения, выделения средств республиканского бюджета на реализацию федеральной целевой программы "Сохранение и развитие исторического центра Санкт-Петербурга". В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.05.96 г. N 585 на реставрацию памятников по этой программе до 2000 г. Санкт-Петербургу должно быть выделено свыше 5,0 триллионов рублей.