Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23 января 1997 г. N 4 "О Программе стабилизации и дальнейшего развития экономики Санкт-Петербурга в 1997 - 2000 годах" стр. 8

4.3.1. Состояние промышленности Санкт-Петербурга

Состояние экономики Санкт-Петербурга тесно связано с общей ситуацией в экономике России и ее отраслях. В промышленности города негативные тенденции получили еще большее выражение в связи с ее производственно-отраслевой спецификой, характеризующейся высокой долей оборонных, наукоемких и перерабатывающих предприятий.
Промышленное производство находится в неблагоприятных условиях функционирования и характеризуется:
- падением объема промышленного производства на крупных и средних предприятиях за 1990 - 1995 гг. на 42,4%, в 1996 г. - на 20,6% (падение объема производства в натуральном выражении по отдельным видам продукции представлено в таблице 1);
Таблица 1

Производство предприятиями Санкт-Петербурга отдельных видов продукции

┌────┬─────────────────────────┬──────────┬────────┬────────┬───────────┐
│N │ Продукция │ Единица │1990 г. │1995 г. │ 1995 г. │
│п/п │ │измерения │ │ │ в % к │
│ │ │ │ │ │ 1990 г. │
├────┴─────────────────────────┴──────────┴────────┴────────┴───────────┤
│ Товары народного потребления │
├────┬─────────────────────────┬──────────┬────────┬────────┬───────────┤
│ 1. │Ткани всех видов │млн.кв.м │181,0 │ 11,3 │ 6,2 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 2. │Трикотажные изделия │млн.штук │ 27,0 │ 2,5 │ 6,2 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 3. │Чулочно-носочные │ │ │ │ │
│ │изделия │млн.пар │ 75,5 │ 4,6 │ 6,1 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 4. │Обувь │млн.пар │ 27,0 │ 2,2 │ 8,1 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 5. │Часы │тыс.штук │ 4800 │ 1400 │ 29,2 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 6. │Стальная и эмалированная │ │ │ │ │
│ │посуда │млн.штук │ 4,0 │ 0,121 │ 3,0 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 7. │Видеомагнитофоны │тыс.штук │ 61 │ 3 │ 4,9 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 8. │Радиоприемные устройства │тыс.штук │ 180 │ 5 │ 2,8 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 9. │Телевизоры цветного │ │ │ │ │
│ │изображения │тыс.штук │ 412 │ 9 │ 2,1 │
│ │ │ │ │ │ │
│10. │Холодильники и │ │ │ │ │
│ │морозильники │тыс.штук │ 41,1 │ 2,5 │ 6,1 │
│ │ │ │ │ │ │
│11. │Электроутюги │тыс.штук │ 1400 │ 72 │ 5,1 │
│ │ │ │ │ │ │
│12. │Фотоаппараты │тыс.штук │ 1400 │ 68 │ 4,9 │
│ │ │ │ │ │ │
│13. │Мясо, включая субпродукты│ │ │ │ │
│ │I категории │тыс.тонн │ 72,9 │ 11,2 │ 15,4 │
│ │ │ │ │ │ │
│14. │Цельномолочная продукция │ │ │ │ │
│ │(в пересчете на молоко) │тыс.тонн │942,6 │ 198,5 │ 21,0 │
│ │ │ │ │ │ │
│15. │Спирт сырец этиловый │тыс.дал │ 516 │ 17 │ 3,3 │
│ │ │ │ │ │ │
│16. │Водка и ликеро-водочные │ │ │ │ │
│ │изделия │тыс.дал │ 5587 │ 2343 │ 41,9 │
│ │ │ │ │ │ │
│17. │Сиропы │тыс.дал │ 592 │ 35 │ 5,9 │
├────┴─────────────────────────┴──────────┴────────┴────────┴───────────┤
│ Продукция производственно-технического назначения │
├────┬─────────────────────────┬──────────┬────────┬────────┬───────────┤
│ 1. │Турбины газовые │тыс.квт │ 435 │ 16 │ 3,7 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 2. │Станки металлорежущие │штук │ 3128 │ 809 │ 25,9 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 3. │Электромашины крупные │штук │ 4464 │ 707 │ 15,8 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 4. │Экскаваторы │штук │ 155 │ 11 │ 7,1 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 5. │Кузнечно-прессовые │ │ │ │ │
│ │машины │штук │ 1480 │ 213 │ 14,4 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 6. │Картон │тыс.тонн │ 22,0 │ 4,8 │ 21,8 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 7. │Бумага │тыс.тонн │ 96,5 │ 21,7 │ 22,5 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 8. │Пиломатериалы (березовых │ │ │ │ │
│ │и мягколиственных пород) │тыс.куб.м │ 6,6 │ 1,2 │ 18,2 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 9. │Тракторы │тыс.штук │ 19,9 │ 0,8 │ 4,0 │
└────┴─────────────────────────┴──────────┴────────┴────────┴───────────┘
┌────┬─────────────────────────┬──────────┬────────┬────────┬───────────┐
- компенсацией падения производства путем импорта, прежде всего продукции легкой и пищевой промышленности, а также продукции, сырье для производства которой, наоборот, экспортируется за рубеж (например, лом черных и цветных металлов и под видом лома - изделия из черных и цветных металлов);
- постоянным снижением загрузки производственных мощностей и использования производственного потенциала;
- ростом морального и физического износа основных фондов (коэффициент обновления основных фондов в промышленности города снизился с 6,4% в 1990 г. до 1,8% в 1995 г. и до 1,7% в 1996 г.);
- снижением числа рабочих мест, сокращением численности промышленно-производственного персонала. Численность промышленно-производственного персонала в 1990 г. составляла 773 тыс.человек, а в 1995 г. - 401 тыс.человек, т.е. сократилась за 1990 - 1995 гг. Более чем на 370 тыс.человек (на 48,1%). В 1996 г. она уменьшилась еще на 45 тысяч рабочих мест;
- снижением роли промышленности в формировании бюджета, хотя, несмотря на интенсивное развитие банковского дела, торговли и сферы обслуживания, промышленность пока остается доминирующей как по структуре занятости населения, так и по налоговым поступлениям в бюджеты разных уровней. Удельный вес налоговых поступлений от промышленности составляет 29,9%, что превышает поступления от других отраслей экономики Санкт-Петербурга. Доля промышленности в поступлениях налога на прибыль составляет 34,3%, а НДС - 30,3%;
- прекращением инновационной деятельности, разрушением научно-технического потенциала города;
- невыполнением федеральным бюджетом своих обязательств по оплате государственных заказов (на конец ноября 1996 г. его долг предприятиям оборонного комплекса составил 437,7 млрд.рублей, не финансировались в течение года федеральные программы) и оплатой работ "денежными суррогатами";
- кредитно-финансовой системой, основанной на величине ставки рефинансирования, исключающей эффективные капитальные вложения в промышленное производство;
- тарифной политикой в области естественных монополий, делающей промышленное производство неконкурентоспособным;
- разрушением хозяйственных связей в системе внутри- и межпроизводственной, отраслевой, региональной и государственной кооперации;
- спонтанным, не подкрепленным соответствующими обоснованиями и ресурсами, характером проведения конверсии;
- отсутствием необходимого регулирующего воздействия на производство со стороны государства, муниципальных и отраслевых (ведомственных) органов управления.
Все это позволяет сделать вывод, что продолжается процесс разрушения промышленного комплекса Санкт-Петербурга с одновременной утратой им ведущей роли в экономике города как важнейшего источника доходов местного бюджета.
При сохранении негативных тенденций в 1997 - 2000 годах возможно:
- снижение объема производства (по крупным и средним предприятиям) к 2000 г. - на 32% по отношению к 1995 г.;
- снижение загрузки мощностей в 1997 г. в среднем на 14 - 15% и продолжение процесса ликвидации производственных мощностей;
- сокращение численности работающих, в результате которого к 2000 г. число занятых в промышленности составит менее 200 тысяч человек;
- уменьшение налоговых поступлений от промышленности в бюджет, снижение их удельного веса в 2000 г. до 15%, в абсолютном измерении уменьшение базы исчисления налогов в два раза;
- снижение доли промышленности в валовом внутреннем продукте к 2000 г. до 26%.

4.3.2. Стабилизационная промышленная политика на 1997 - 2000 годы

Развитие промышленности должно включать последовательное решение технических, экономических, организационных и иных вопросов, предполагающих выбор и реализацию таких мер, которые позволят:
- сформировать потребности города в продукции и услугах промышленного характера;
- оценить состояние предприятий, их производственные возможности, ресурсное и кадровое обеспечение, инфраструктуру;
- произвести дифференциацию производства по степени обеспеченности и оборачиваемости оборотных средств;
- определить круг предприятий, наиболее полно выражающих на первом этапе проведения промышленной политики требования по преодолению кризиса в промышленности города, ее оживлению и дальнейшему развитию;
- определить источники пополнения оборотных средств предприятий, процедуры их формирования и возврата заемных средств и средств, полученных на льготных условиях;
- устранить воздействие негативного влияния внешних условий, сложившихся от проявления действующей налоговой, финансово-кредитной, ценовой, валютно-денежной системы, отсутствия протекционистской политики, и других, независящих от предприятий факторов;
- привести в соответствие с требованиями производства нормативно-правовую, организационную, материальную, инвестиционную, информационную основу и разработать направления по формированию условий, позволяющих: предотвратить необоснованное банкротство предприятий; вывести их из кризисного состояния; восстановить и углубить систему внутри - и межпроизводственной, отраслевой, региональной и государственной кооперации; повысить эффективность функционирования и развития промышленного производства.
Выход промышленности из кризиса и ее развитие представляет целенаправленный процесс, в котором должны быть учтены как внешние, стоящие над предприятиями условия, так и непосредственно состояние предприятий. Предлагаемые в Программе направления являются руководством к действию Комитета экономики и промышленной политики, других органов власти и хозяйствующих субъектов города в функционировании и развитии промышленного производства до 2000 года. Это предполагает, с одной стороны, разработку в качестве базовой основы, учитывающей требования мирового прогресса, концепции развития промышленности на длительную перспективу, а с другой - реализацию конкретных практических мер на каждый год, по выходу предприятий из кризиса, оживления их деятельности, научно-технического, производственного и экономического потенциала.
1997 год становится, таким образом, точкой отсчета обоснования, разработки и реализации практических мер по выходу промышленности Санкт-Петербурга из кризиса и формированию направлений ее дальнейшего развития. В этой связи в 1997 и последующих годах необходимо решить следующие проблемы.
1. Разработать комплекс мероприятий по улучшению использования имеющегося промышленно-производственного потенциала:
- провести обследование и оценку финансово-хозяйственной деятельности промышленных предприятий;
- определить наиболее приоритетные предприятия с точки зрения потребности в собственных оборотных средствах, сроков их оборачиваемости, восприимчивости к нововведениям, создания рациональных хозяйственных кооперированных связей, эффективного использования материальных средств, ресурсов и производственного потенциала;
- разработать на этой основе мероприятия по формированию на предприятиях оборотных средств и получению для этого льгот на отсрочку платежей, графика их возврата и т.д.;
- произвести оценку сложившейся ситуации по образованию на предприятиях города дебиторской, кредиторской задолженности, нереализованных остатков готовой продукции и разработать необходимые мероприятия по улучшению положения;
- обосновать направления выхода из кризиса промышленного производства и его развития, предполагающие:
* использование энергосберегающих, безотходных, наукоемких технологий;
* сбалансированное функционирование технологически взаимосвязанных отраслей;
* сохранение научных, инженерных и рабочих кадров, технической базы, инфраструктуры, традиционно обеспечивающих освоение и внедрение в производство новых образцов техники;
* переработку сырья прилегающих областей и удовлетворение за счет этого потребностей населения в продуктах питания и товарах народного потребления (легкая и пищевая промышленность) и обеспечение нужд стройиндустрии (промышленность строительных материалов);
* совершенствование внутри и межпроизводственной, внутри- и межрегиональной (прежде всего с Северо-Западом, учитывая его географическое положение, сырьевые ресурсы, инфраструктуру, организационную основу и т.п.), межгосударственной кооперации - со странами СНГ и дальнего зарубежья.
2. Устранить негативное воздействие на промышленное производство отдельных внешних факторов, в частности: