Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23 января 1997 г. N 4 "О Программе стабилизации и дальнейшего развития экономики Санкт-Петербурга в 1997 - 2000 годах" стр. 6

┌───────────────────────────┬──────────────┬──────────────┬─────────────┐
│ Показатели │ 1996 г. │ 1996 г. │ 1997 г. │
│ │утвержденный │ ожидаемое │ проект │
│ │ бюджет │ исполнение │ │
├───────────────────────────┼──────────────┼──────────────┼─────────────┤
│ │ │ │ │
│Валовый внутренний продукт │ 74270 │ 67987 │ 78923 │
│в действующих ценах │ │ │ │
├───────────────────────────┼──────────────┼──────────────┼─────────────┤
│Доходы бюджета │ 11311 │ 9778 │ 12303 │
├───────────────────────────┼──────────────┼──────────────┼─────────────┤
│ в % к ВВП │ 15 │ 14,2 │ 15,5 │
├───────────────────────────┼──────────────┼──────────────┼─────────────┤
│Расходы бюджета │ 14055 │ 12125 │ 14196 │
├───────────────────────────┼──────────────┼──────────────┼─────────────┤
│ в % к ВВП │ 18,9 │ 17,8 │ 18 │
├───────────────────────────┼──────────────┼──────────────┼─────────────┤
│В том числе: │ │ │ │
│Обслуживание долга │ 1092 │ 1710 │ 3764 │
├───────────────────────────┼──────────────┼──────────────┼─────────────┤
│ в % к ВВП │ 1,5 │ 1,8 │ 4,8 │
├───────────────────────────┼──────────────┼──────────────┼─────────────┤
│Расходы на городское │ 5220 │ 3928 │ 3986 │
│хозяйство │ │ │ │
├───────────────────────────┼──────────────┼──────────────┼─────────────┤
│ в % к ВВП │ 7,0 │ 5,8 │ 5,0 │
├───────────────────────────┼──────────────┼──────────────┼─────────────┤
│Из них: │ │ │ │
│Жилищно-коммунальное │ │ │ │
│хозяйство │ 3691 │ 3087 │ 2945 │
├───────────────────────────┼──────────────┼──────────────┼─────────────┤
│ в % к ВВП │ 5,0 │ 4,6 │ 3,7 │
├───────────────────────────┼──────────────┼──────────────┼─────────────┤
│Транспорт, дорожное │ │ │ │
│хозяйство │ 1529 │ 841 │ 971 │
├───────────────────────────┼──────────────┼──────────────┼─────────────┤
│ в % к ВВП │ 2,0 │ 1,2 │ 1,2 │
├───────────────────────────┼──────────────┼──────────────┼─────────────┤
│Дефицит │ 2744 │ 2347 │ 1893 │
├───────────────────────────┼──────────────┼──────────────┼─────────────┤
│ в % к ВВП │ 3,7 │ 3,5 │ 2,4 │
└───────────────────────────┴──────────────┴──────────────┴─────────────┘
┌───────────────────────────┬──────────────┬──────────────┬─────────────┐

Часть 4 Основные направления социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2000 года

4.1. Реформы и новая экономическая стратегия города

Реализация неотложных стабилизационных мер позволит улучшить положение в городе. Это, однако, не решит принципиальных проблем его социально-экономического развития. Сегодня необходимо четкое представление о том, как нужно дальше продолжать реформы, какой должна быть новая экономическая политика города, его стратегический выбор. Без этого невозможно проведение сколько-нибудь серьезных экономических мер, определение ближайших и дальнейших приоритетов городской политики. Именно в период до 2000 года должен быть в основном сделан стратегический выбор города. Откладывание этого важнейшего вопроса неизбежно приведет к неправильным решениям, к напрасной и неэффективной трате столь ограниченных финансовых ресурсов.
Новая экономическая стратегия - это общественно признанный выбор населения, всех хозяйствующих субъектов, городских властей. Это стратегия взаимного согласия конструктивных сил. Она исходит из долгосрочных интересов города, задач социального развития и повышения качества жизни всего его населения, объективных возможностей хозяйствования в новых условиях.
Стратегическая цель в экономике - развитие такой экономической базы и специализации, которые обеспечивали бы городу постоянно растущий доход и соответствовали культурно-историческим традициям, складу жизни горожан, социальной и демографической специфике, гармонично вписывали город в экономику России.
Главные направления экономической стратегии Санкт-Петербурга, которые должны стать стержнем городской политики в ближайшие годы, следующие:
* реформирование экономических отношений, исходя из интересов большинства населения, поддержка эффективных собственников, подконтрольных обществу через систему действующего законодательства;
* сохранение равновесия и ассортиментного разнообразия на потребительском рынке;
* обеспечение максимальной занятости населения с учетом его социально-профессиональных особенностей и квалификации;
* определение и поддержка приоритетных, дающих наибольший доход стратегических функций города в российском и мировом разделении труда;
* увеличение внутреннего хозяйственного оборота и максимальное насыщение потребностей города и его населения своей и отечественной продукцией, разработка и реализация мер по защите ряда жизненно важных сфер экономики города от иностранной конкуренции (при регулируемом ее допущении);
* расширение социально-экономических связей с Ленинградской областью и Северо-Западным регионом;
* обеспечение динамичного инвестиционно-инновационного процесса, постоянное обновление на этой основе выпускаемой продукции, повышение рентабельности и качества.
Итого 7 главных направлений. Эти стратегические направления должны определять действия городской администрации, ее регулирующую роль, служить ориентиром и быть выгодными для хозяйствующих субъектов.
Несмотря на безусловное лидерство города среди других регионов по темпам институциональных преобразований экономическая реформа в городе, как и в целом в России, находится по существу на начальном этапе. Практически проведен лишь передел собственности, что означает лишь подготовку поля для осуществления реформы. По большинству направлений ее еще нужно провести, по другим она имеет незавершенный характер.
Например, проведено разгосударствление и приватизация, но отсутствует система защиты прав собственников, предприятия получили самостоятельность, но не несут ответственности за неэффективное хозяйствование, сохраняются элементы уравниловки. Таким образом, в основе сложностей настоящего периода лежит еще и то, что реформирование не носило равномерного. поступательного характера. По отдельным направлениям реформы: приватизация, либерализация внешнеэкономической деятельности, свободное ценообразование и др. были заданы высочайшие (и не всегда оправданные) темпы преобразований. По другим (демонополизация, в части регулирования деятельности естественных монополий, социальная сфера, финансово-бюджетная политика, жилищно-коммунальное хозяйство и др.) в лучшем случае сделаны (или намечены) лишь первые шаги. Наиболее наглядный результат этого: тарифы на услуги предприятий-монополистов и отсутствие эффективной поддержки социально незащищенных слоев населения.

Дальнейшая стратегия экономической реформы

Она связана с осознанием того, что основной массив мероприятий реформы еще впереди. Мировой опыт говорит о том, что столь крупномасштабные, по существу системные политико- и социально-экономические преобразования имеют цикл реализации порядка 15 - 20 лет. В связи с этим необходима реализация долгосрочной программы постепенного реформирования, целевой программы в прямом смысле этого слова, со всеми требованиями, присущими программам. Должны быть четко определены цели реформы, исходящие из общественно признанной социально-экономической стратегии; установлены экономические и социальные ограничители, которые нельзя преступать; определены сроки и этапы, разработана взаимосвязанная система адресных мер; выявлены издержки и требуемые ресурсы; установлены ответственные и механизмы реализации реформ. Реформа, основываясь в целом на действующем российском законодательстве и положительном опыте мировой практики, должна по ряду важнейших направлений проводиться в ее региональном варианте, в большей степени учитывать особенности города, наличие в нем огромного научно-технического и военно-промышленного потенциала. Стратегия реформы должна предусматривать ее последовательное системное осуществление, с обязательным учетом того воздействия, которое она может оказать на различные звенья хозяйственной системы, в том числе городское хозяйство, социальную инфраструктуру, на демографическую, социальную, нравственную составляющие, сферу безопасности.
Содержание последующих этапов экономической реформы определяется, во-первых, закреплением ее положительных моментов и корректировкой ошибок, во-вторых - задачами реформирования еще по существу не затронутых изменениями и тормозящих общее развитие участков хозяйства и сфер экономических и социальных отношений, завершением уже начатых преобразований.
Первоочередные действия в ближайший период должны предусматривать общее упорядочение организационно-правовой структуры экономики города. Необходима инвентаризация приватизированных предприятий и других хозяйствующих субъектов. С учетом этого должна быть проведена оценка эффективности хозяйствования и выработаны меры по поддержке "работающих структур" и, наоборот, по созданию, через систему экономических рычагов и стимулов, режима наименьшего благоприятствования для тех категорий, которые имеют откровенно спекулятивный характер, препятствуют развитию здоровой экономики. В связи с этим, в рамках действующего законодательства, необходимо провести комплексный анализ последствий проведения реформ по наиболее важным направлениям, с целью выявления причин, приведших к существенным негативным последствиям. Следует определить четкий перечень предприятий, где необходимо осуществление процедур санации и городского антикризисного управления.
В Санкт-Петербурге в период до 2000 г. предусматривается существенное продвижение на следующих принципиальных направлениях экономической реформы:
* реализация, в основном, второго этапа приватизации, который должен привести к упорядочению отношений собственности, нахождению эффективного собственника в каждом секторе, сфере экономики города;
* решение "послеприватизационных" проблем на предприятиях, совершенствование их внутренней материально-вещественной и организационной структуры, в соответствии с изменениями в отношениях собственности и требованиями эффективной экономики. Отработка новых моделей внутрипроизводственных отношений (коллектив - собственники - менеджеры);
* проведение реформы и эффективное управление в государственном и муниципальном секторах экономики, совершенствование управления государственными пакетами акций;
* проведение комплексной реформы в системе городского хозяйства в целях повышения эффективности его функционирования, удовлетворения дифференцированных потребностей населения в услугах этой сферы городской экономики с соответствующей социальной защитой ряда групп населения;
* реформа в сфере управления и регулирования на рынке недвижимости, проведение городской земельной реформы;
* осуществление жилищной реформы, содействующей более эффективному использованию существующего фонда, развитию цивилизованного рынка жилья, активизации нового строительства для широких слоев населения;
* реконструкция и оздоровление рыночной инфраструктуры города, ориентирование ее не только на иногородние операции, но и на хозяйство города, создание опорных элементов инфраструктуры под эгидой городских властей;
* системная разработка городского законодательства, в том числе налогового, и нормативно-правовой базы хозяйствования в условиях Санкт-Петербурга с учетом особенностей реформирования экономики города, функций Петербурга во внешнеэкономических связях России;
* последовательная реформа городского управления и развитие местного самоуправления.

Экономическая стратегия

Несмотря на все трудности реформирования, сложную ситуацию в экономике, Санкт-Петербург показывает пример хорошей "живучести", пример использования текущих выгод рынка. В город приходят деньги, по размеру сбора налогов Петербург держит третье место в Российской Федерации после Московского и Тюменского регионов. Является ли устойчивым, дает ли стратегическую перспективу это положение, когда город, резко уменьшив промышленное производство, сократив мощности транспортного комплекса, снизив уровни предоставления научных, строительных, туристических и иных услуг, тем не менее продолжает получать доход, получать финансовые прибыли? Откуда идут средства? Они образуются большей частью в сфере торгово-посреднической деятельности, рыночной инфраструктуры, информации и коммуникаций и по существу представляют собой "перераспределенный доход", "комиссионные", часто весьма высокие, которые Санкт-Петербург разными путями получает от других регионов и предприятий, участвующих во внешнеэкономической и иной деятельности через посредничество Санкт-Петербурга и его фирм.
Динамика внутрироссийских межрегиональных отношений, те или иные повороты в федеральной и региональной экономической и финансовой политике, в частности связанные с появлением новых губернаторов, региональной интеграцией могут изменить это положение. Регионы могут перестать платить большие "комиссионные", перейти на прямые внешние связи, найти других посредников. Тем более, что у Петербурга здесь вполне могут появиться сильные конкуренты. Вывод здесь однозначен. Не отказываясь от вышеуказанной роли Санкт-Петербурга, развивая ее, город, его администрация должны содействовать формированию и других стабильных в стратегическом плане источников доходов, лежащих в сфере производства, научно-технической, культурной и образовательной сферах, вытекающих из других возможных экономических функций. То есть, встает главная проблема поиска долгосрочных стратегических приоритетов.
Главные стратегические приоритеты в экономике города - это те отрасли, сферы хозяйства, роль и функции в России и мировой экономике, которые обеспечат Санкт-Петербургу поступательное развитие, экономический и социальный подъем и, в дальнейшем, процветание. Это та экономическая база, которая принесет городу доход, финансы, которая будет работать на обмен. Поскольку, даже при максимально возможном развитии внутреннего хозяйственного оборота, внутреннего рынка, большая часть потребительского продукта для города может быть получена лишь за счет обмена с областью, другими регионами, заграницей. Здесь нужно встречное предоставление продуктов и услуг, нужно зарабатывание средств. Тщательное исследование условий и факторов развития города, возможное их изменение в перспективе, опыт последних лет позволяют сделать следующие предположения о том, каким должен быть экономический облик города, как расположатся в порядке значимости и вклада в общий городской доход его стратегические функции.
1. Сохранение и развитие промышленной функции с ориентацией на российский и зарубежный рынок. Использование прогрессивных технологий ВПК, в том числе по линии международного сотрудничества. Город как форпост "новой индустриализации" (постиндустриализации) Российской Федерации. Акцент на выпуск стартовых серий новой техники широкого ассортимента, высококачественных потребительских товаров.
2. Город как крупнейший транспортно-коммуникационный, коммерческий и посреднический центр, обслуживающий до 1/3 внешнеторгового оборота и обеспечивающий значительную часть предпринимательских контактов России с Западом.
3. Город как научно-технический, культурно-образовательный, информационный центр, создающий и передающий соответствующую интеллектуальную продукцию в разные регионы Российской Федерации и в зарубежные страны.
4. Разносторонние международные функции города (центр туризма, спортивных, научных, культурных, политических, деловых, финансовых и иных международных связей).
5. Рациональное функционирование города как военно-стратегического центра (военные наука и технологии, производство и экспорт военной техники, подготовка кадров, базирование военных структур).

Внешние стратегические условия.

Программа исходит из такого варианта развития общероссийских условий и событий, который представляет собой определенную корректировку по ряду направлений государственной экономической политики. Этот вариант вполне реален при согласии и напряженной работе всех здоровых сил общества. Основные направления здесь могут быть сформированы на федеральном уровне и состоять в следующем: изменение налоговой политики; восстановление функций денег как платежного средства, обслуживающего хозяйственный оборот; упорядочение на основе согласия взаимоотношений между экспортерами и сектором внутренней экономики; защита отечественного производства и внутреннего рынка при регулируемом допущении иностранной конкуренции; прекращение неконтролируемого вывоза из страны ресурсов и капитала, когда выручка идет мимо бюджета и мимо инвестиционных потребностей общества; восстановление государственной монополии на производство и реализацию этилового спирта и алкогольной продукции; восстановление управляемости государственного сектора и косвенное регулирование деятельности других секторов экономики; обуздание экономической преступности; устранение резких различий в уровне доходов отдельных групп населения и массовой безработицы, что явится важнейшей основой политической стабилизации. Иное развитие внешних условий создаст неблагоприятную ситуацию для большинства регионов. Функционирование города осложнится, создастся ситуация, которая потребует длительного периода антикризисного управления.

4.2. Социальная политика

Стратегической целью социальной политики является формирование в городе социально разнообразной среды, где для всех социальных групп, каждой семьи и человека будет достигнут баланс их трудовой активности, экономических и духовных интересов, уровня потребления и качества жизни, исключены социальные антагонизмы.
С этой целью необходимо осуществить комплекс мер по: стабилизации уровня жизни населения, сокращению масштабов бедности, уменьшению разрыва в уровне жизни между различными категориями населения, стабилизации уровня безработицы, усилению защиты трудовых и социальных прав граждан, усилению адресности социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учета материального положения семей, обеспечению стабильного финансирования отраслей социальной сферы и социальных программ.
Реализация права на труд рассматривается как первейшая социальная задача, определяющая возможности решения большей части остальных задач. Политика на рынке труда в предстоящий период должна учитывать демографическую ситуацию, характеризующуюся диспропорциями в половозрастной структуре горожан, постарением и низкой подвижностью населения, что отражается на качестве рабочей силы и ее количественных характеристиках, а также на других социально-экономических показателях. Разрабатываемая "Программа Санкт-Петербурга по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 - 2000 годы" направлена на обеспечение рациональной структуры занятости населения, достижение сбалансированности рабочей силы и рабочих мест, предотвращение массовой безработицы, создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест, совершенствование систем обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров. Только все это обеспечит, как указано в Концепции среднесрочной программы Правительства РФ, рост реальных доходов и потребления населения, существенное продвижение в борьбе с бедностью.
Главные задачи городской политики в сфере занятости - содействие занятости населения, сдерживание роста и смягчение социально-экономических последствий безработицы, развитие инфраструктуры рынка труда.
Направления реализации городской политики в сфере занятости:
* повышение эффективности работы по трудоустройству незанятого населения;