Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23 января 1997 г. N 4 "О Программе стабилизации и дальнейшего развития экономики Санкт-Петербурга в 1997 - 2000 годах" стр. 5

* согласованные действия в развитии города и области в общих интересах.
Конкретные перечни основных стабилизационных мероприятий и предполагаемых городских проектов и объектов строительства на 1997 г. приведены в приложениях 1 и 2.
Валовой региональный продукт (ВРП) в Санкт-Петербурге в 1997 г. прогнозируется относительно уровня 1996 г. практически в неизменном размере. На первое место в структуре ВВП в будущем году выходят транспорт и связь (с 33,9% в 1995 г. до 36,9% в 1997 г.); заметно снижается доля промышленности (соответственно с 38,6% до 36,2%); практически сохраняют свои удельные показатели строительство, торговля и общественное питание.
Промышленность в 1997 г. будет характеризоваться продолжением спада (до 13 - 15% по отношению к производству продукции в 1996 г.); однако в ряде отраслей могут сложиться предпосылки стабилизации или даже некоторый рост производства (электроэнергетика, пищевая промышленность). Наиболее вероятно значительное сокращение в отраслях легкой промышленности, в химической и нефтехимической, в машиностроении и металлообработке.
На транспорте увеличится объем перевозок грузов автомобильным транспортом и пассажирооборот городского электрического транспорта; могут несколько возрасти перевозки горожан метрополитеном, если будут введены в действие участок Правобережной линии протяженностью 6,32 км с двумя станциями - "Спортивная" и "Чкаловская". Ситуация на Санкт-Петербургском метрополитене будет и далее осложнена закрытием аварийного участка Кировско-Выборгской линии. Сохранится отставание развития системы городских транспортных коммуникаций от нужд города.
В инвестиционной сфере и капитальном строительстве могут иметь место стабилизационные процессы, если необходимые ресурсы будут выделены в бюджете города, а из федерального бюджета поступят минимально необходимые средства. В этом случае, а также при общей благоприятной экономической конъюнктуре, объем подрядных работ в строительстве может прогнозироваться с незначительным ростом. Иностранные инвестиции могут возрасти до 280 млн.долл. (1995 г. - 153 млн.долл.).
Возможности для инвестиций предприятий расширятся благодаря переоценке основных фондов и индексации амортизационных отчислений, применению ускоренной амортизации. Восстановление амортизации в качестве нормального устойчивого источника инвестиций является сегодня важнейшей задачей.
В 1997 г., при условии выделения соответствующих инвестиций из средств федерального бюджета, предполагается их направить на финансирование таких федеральных программ и объектов, как "Сохранение и развитие исторического центра Санкт-Петербурга", "Обеспечение жильем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей", "Обеспечение жильем участников аварии на Чернобыльской АЭС", "Сохранение и развитие культуры в регионах", на строительство защитных сооружений от наводнений, водоохранных сооружений по защите Балтийского моря от загрязнений, метрополитена, а также на реконструкцию Большеохтинского моста, строительство предприятия по переработке токсичных отходов, ряда объектов здравоохранения, культуры и др.

Труд и занятость.

В 1997 г. и последующих годах предполагается постепенное уменьшение численности трудовых ресурсов, обусловленное снижением общей численности населения. Прогнозируемая численность постоянного населения в 1997 г. составит 4714,5 тыс.чел. и уменьшится по сравнению с 1996 г. на 0,77%. Трудовые ресурсы сократятся на 4 тыс.чел. или на 0,13%.
Общая численность занятых в экономике города в 1997 г. увеличится на 1 тыс.человек. Количество официально зарегистрированных безработных может увеличиться к концу 1997 г. до 60,0 тыс.чел. (в конце 1996 г. - 47,4 тыс.чел.), что связано с ожидаемым сокращением скрытой безработицы и ужесточением борьбы с "теневой экономикой". Прогнозируемое некоторое увеличение на 1997 г. объема работ в строительстве, на предприятиях связи, в торговле и сфере услуг позволяют надеяться на увеличение занятости в этих отраслях.
Реальные доходы населения (в расчете на душу населения) в 1997 г. могут возрасти по сравнению с 1996 г. примерно на 10% (тенденция роста доходов прослеживается с 1994 г.). В расходах намечено дальнейшее повышение доли доходов, направляемых населением на оплату услуг, при сохранении доли доходов, направляемых на сбережения. Сохранится тенденция роста розничного товарооборота (по всем каналам реализации) - на 0,5% по сравнению с ожидаемыми показателями за 1996 г.
Развитие социальной сферы, как и в предыдущие годы, будет характеризоваться, в основном, мероприятиями по сохранению и поддержанию состояния отраслей на прежнем уровне. При этом необходимо частично компенсировать отставание по вводу важнейших объектов в 1995 - 1996 гг.

Внешнеэкономическая деятельность.

Стабилизация экономики Санкт-Петербурга возможна лишь при условии успешного выхода предприятий города на мировой рынок и широкого привлечения иностранных инвестиций в ключевые отрасли материального производства и сферу обслуживания. В 1997 г. администрации города предстоит начать поэтапно решать задачу оптимизации товарной структуры экспорта (сокращение вывоза сырья и полуфабрикатов при повышении доли продукции машиностроения) и импорта (повышение доли продукции производственно-технического назначения при сокращении закупок товаров народного потребления). На 1997 г. прогнозируется опережающий рост экспорта (на 5,2 - 10,5% больше, чем в 1996 г.) по сравнению с ростом импорта (на 2,8 - 5,7% больше, чем в 1996 г.), однако сохранится значительное отрицательное сальдо (около 25% от внешнеторгового оборота). Это объясняется, отчасти, преобладанием транзитных грузов, поступающих в Россию через петербургские торгово-посреднические фирмы и учитываемых таможней как импорт Санкт-Петербурга.
Прогнозируется увеличение числа иностранных туристов из стран дальнего зарубежья, посещающих Санкт-Петербург, с 1,0 млн.чел. в 1996 г. до 1,1 млн.чел. в 1997 г.
Прогноз развития города на 1997 г. носит активный характер и предполагает реализацию действенных мер по обеспечению устойчивости экономического и социального положения (Приложения 1 и 2).
Основные показатели прогноза социально-экономического развития города на 1997 г. представлены в приложении 3 "Важнейшие социально-экономические ориентиры развития Санкт-Петербурга на 1996 - 2000 годы".
В сфере бюджетно-финансовой политики, осуществляемой в 1997 г. городской администрацией, основными стабилизационными мерами являются:
* активное участие в реализации основополагающих принципов бюджетного федерализма, в первую очередь - закрепление между бюджетами разных уровней расходных статей одновременно с источниками соответствующих доходных поступлений;
* упорядочение финансовых отношений города с федеральным бюджетом и централизуемыми внебюджетными фондами с учетом выполняемых Санкт-Петербургом важнейших общероссийских функций, недофинансирования из федерального бюджета за прошлые годы и накопившихся социальных и экономических проблем;
* принятие и исполнение сбалансированного бюджета города с дефицитом, полностью покрываемым реальными заимствованиями;
* изыскание резервов для повышения доходной части бюджета и своевременное поступление налогов и других обязательных платежей в городской бюджет;
* отмена необоснованных налоговых льгот и льгот по арендной плате за объекты недвижимости;
* формирование нормативной базы и постепенный переход на обоснованную адресную направленность бюджетных средств;
* сокращение расходов на городское хозяйство, в том числе за счет упорядочивания системы оплаты жилья, коммунальных, транспортных и иных услуг населением.
Бюджет города на 1997 г., представленный Законодательному Собранию, учитывает и во многом реализует эти направления.
Первоочередной мерой бюджетной политики должно стать законодательное упорядочение бюджетного процесса, которое будет базироваться на принятии новой редакции Закона Санкт-Петербурга "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Санкт-Петербурге", с учетом нормативных и базисных программ развития Санкт-Петербурга "О программах и планах социально-экономического развития Санкт-Петербурга", "О бюджетной классификации в Санкт-Петербурге".
В 1997 г. впервые за последние годы, проект бюджета Санкт-Петербурга составлен, исходя из принципа сбалансированности, с дефицитом 1,9 трлн.руб. (2,4% к валовому внутреннему продукту), финансирование которого полностью обеспечивается заемными средствами.
Расходная часть бюджета Санкт-Петербурга на 1997 год предусматривает выделение более 3845 млрд.руб. на обслуживание основного долга города и его частичное погашение.
В 1997 году планируется значительно снизить доходность муниципальных облигаций до 20 - 30% годовых с одновременным увеличением их среднего срока обращения до полутора-двух лет.
Таблица

Объем и структура внутреннего долга Санкт-Петербурга

млн.руб.
┌───┬──────────────────────────────────────┬──────────────┬─────────────┐
│N │ Структура внутреннего долга │ Утвержден- │ Ожидаемый │
│п/п│ │ ный бюджет │ объем на │
│ │ │ 1996 г. │ 01.01.97 │
├───┼──────────────────────────────────────┼──────────────┼─────────────┤
│ 1.│Задолженность по кредитам, полученным │ │ │
│ │Администрацией Санкт-Петербурга на │ │ │
│ │покрытие бюджетного дефицита │ │ │
│ │в 1996 году. │ 809400 │ 1024400 │
├───┼──────────────────────────────────────┼──────────────┼─────────────┤
│ 2.│Задолженность по векселям, выпущенным │ │ │
│ │Комитетом финансов в счет финансиро- │ │ │
│ │вания текущей и кредиторской задол- │ │ │
│ │женности. │ 120000 │ 120000 │
├───┼──────────────────────────────────────┼──────────────┼─────────────┤
│ 3.│Государственные именные облигации │ │ │
│ │Администрации Санкт-Петербурга. │ 1900000 │ 1900000 │
├───┼──────────────────────────────────────┼──────────────┼─────────────┤
│ 4.│Второй облигационный заем │ │ │
│ │Санкт-Петербурга. │ 25000 │ 25000 │
├───┼──────────────────────────────────────┼──────────────┼─────────────┤
│ 5.│Вексельные кредиты. │ 20000 │ 20000 │
├───┼──────────────────────────────────────┼──────────────┼─────────────┤
│ 6.│Всего основной долг. │ 2874400 │ 3089400 │
└───┴──────────────────────────────────────┴──────────────┴─────────────┘
┌───┬──────────────────────────────────────┬──────────────┬─────────────┐
млн.руб.
┌─────────────────────────────────┬──────────────┬──────────┬───────────┐
│ │ 1996 г. │ 1997 г. │ 1998 г. │
├─────────────────────────────────┼──────────────┼──────────┼───────────┤
│Задолженность по дисконту с │ │ │ │
│учетом экономии по операциям │ │ │ │
│с ГГКО на вторичном рынке │ 980000 │ 980000 │ 1600000 │
└─────────────────────────────────┴──────────────┴──────────┴───────────┘
┌─────────────────────────────────┬──────────────┬──────────┬───────────┐
Прогнозируется снижение объема основного долга на 01.01.98 до 2939400,0 млн.руб. Структура по видам заимствований и объемы на 1998 год по конкретным видам будет определена в процессе исполнения бюджета, исходя из необходимости и целесообразности привлечения наиболее дешевых и долгосрочных финансовых ресурсов.
Наиболее крупным резервом реструктуризации бюджетных расходов в среднесрочной перспективе являются народнохозяйственные субсидии, составляющие по Санкт-Петербургу в настоящее время около 7 процентов ВВП, большую часть из которых представляют собой субсидии жилищно-коммунальному хозяйству. Сокращение этих субсидий предполагается достигнуть за счет постепенного отказа от существующей системы дотаций на оплату жилья, коммунальных услуг и транспорта и постепенного перехода к адресной программе выделения дотаций в виде компенсационных выплат потребителям, в лице наиболее нуждающихся горожан.
Резервы сокращения этих субсидий в среднесрочной перспективе составляют порядка 4% ВВП. Еще порядка 2% ВВП может дать совершенствование бюджетных процедур. В то же время ряд расходных статей должен быть увеличен: госинвестиции - на 1%, адресные выплаты в связи с сокращением субсидий - на 1,5 процента.
Для более четкого финансирования бюджетного процесса предусматривается формирование казначейской системы исполнения бюджета города.
Переход на двухуровневую систему формирования бюджета является принципиальным отличием бюджетной политики Санкт-Петербурга в 1997 г. В преддверии избрания органов местного самоуправления на территории Санкт-Петербурга предполагается дальнейшее развитие самостоятельности районов в вопросах финансовой политики.
В 1997 г. районные администрации будут формировать и исполнять бюджеты районов. В связи с этим объемы доходов бюджетов районов определены с учетом законодательства РФ как сумма закрепленных доходов, направляемых в бюджеты районов полностью и отчислений от отдельных регулирующих доходов по утвержденным нормативам и дотаций из городского бюджета.
Расходы определяются районной администрацией самостоятельно, исходя из прогнозируемого объема доходов.
Районные администрации будут заинтересованы в проведении мероприятий по привлечению в бюджет дополнительных доходов и повышению собираемости налогов и других обязательных платежей на территории района.
Практика самостоятельного исполнения бюджета, при котором не будет возможности перекладывать решения своих проблем на городской бюджет, должна дать дополнительные стимулы в поисках экономии расходов и повышения эффективности использования бюджетных средств.
Таблица

Основные показатели бюджета Санкт-Петербурга на 1996 - 1997 годы в процентах к ВВП