Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23 января 1997 г. N 4 "О Программе стабилизации и дальнейшего развития экономики Санкт-Петербурга в 1997 - 2000 годах" стр. 17

* недостаток управленческих навыков собственников и менеджеров малых предприятий;
* недоразвитость рыночной инфраструктуры городского и районного уровней;
* усиление давления криминальных структур.
Решение этих проблем будет осуществляться в рамках Программы поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге, разработанной Комитетом экономики и промышленной политики совместно с Северо-Западным региональным фондом поддержки предпринимательства и развития конкуренции. Международным центром социально-экономических исследований "Леонтьевский Центр", Санкт-Петербургским отделением Российской ассоциации развития малого предпринимательства, Северо-Западным Агентством по предпринимательству и инвестициям, Санкт-Петербургским центром поддержки предпринимательства.
Данная Программа является одним из важнейших стратегических направлений экономической реформы в Санкт-Петербурге и ориентирована на создание необходимых и достаточных условий для успешного развития деловой активности различных видов малого предпринимательства, разнообразных слоев дееспособного населения города. Программа предусматривает первоочередное решение проблем Санкт-Петербурга в сфере малого предпринимательства прежде всего за счет внутренних резервов и возможностей, не исключая необходимости привлечения городских, федеральных или иных финансовых источников и материально-технических ресурсов. Основная цель Программы - обеспечить устойчивое развитие малого предпринимательства, как неотъемлемой части новой структуры экономики Санкт-Петербурга и важнейшего направления создания новых рабочих мест.
Основные комплексы мероприятий Программы включают:
1. Дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (МП).
2. Усиление деятельности муниципального Фонда развития предпринимательства.
3. Создание целевого Фонда помещений для субъектов МП.
4. Формирование кредитно-финансового механизма по поддержке МП путем привлечения бюджетных и внебюджетных средств.
5. Создание развитой информационной сети на базе Регионального информационно-аналитического центра.
6. Создание информационно-коммерческого центра на базе Санкт-Петербургской Торгово-промышленной Палаты.
7. Создание муниципального гарантийного Фонда.
8. Создание Центра субконтрактации.
9. Создание лизингового Центра.
10. Развитие сети бизнес-инкубаторов и техно-парков.
Реализация мероприятий по поддержке малого предпринимательства будет осуществляться с использованием различных форм государственной поддержки.
Одна из важнейших форм - развитие инфраструктуры МП. Это, по сути, те каналы, по которым государственная поддержка доводится до ее получателей - субъектов МП. Одновременно по этим же каналам осуществляется обратная связь, позволяющая в максимальной степени ориентировать всю систему на реальные потребности и действительные интересы малого бизнеса (фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны, учебные, консультационные, информационные центры).
Современной формой коммерциализации научно-технических разработок является создание Технопарков, поэтому поддержка развития их позволят городу решить проблему сохранения интеллектуального потенциала Санкт-Петербурга и создания новых рабочих мест в этой области. В Санкт-Петербурге действуют четыре технопарка.
Учитывая тенденции развития малого предпринимательства, можно ожидать, что к 2000 г. МП в Санкт-Петербурге как минимум сохранит свои позиции и превратится в стабильный сектор городской экономики. Основное значение приобретет не рост количества малых предприятий, а совершенствование их структуры, устойчивость и эффективность. Число закрепившихся малых предприятий к 2000 г. может достичь примерно 120 тыс. с общей численностью занятых на них около 850 тыс.человек. Доля малого предпринимательства в создании валового продукта приблизится при этом к 20 - 25%. Постепенно должно произойти изменение структуры предпринимательства на основе приоритетной (льготной) налоговой политики по отношению к предприятиям в области производства и научного обслуживания. Доля малых предприятий в промышленности увеличится до 16%, в научном обслуживании - до 12%. При этом малое предпринимательство будет все более активно приобретать новые качества. В частности, усилятся его экономические связи со сферой среднего и крупного бизнеса, оно будет целенаправленно включаться в новые технологические и корпоративные цепочки. Это даст дополнительное ускорение в развитии малых предприятий товаропроизводящего и инновационного профилей, а также малых предприятий, оказывающих производственные услуги. При стабилизации уровня жизни и расширении платежеспособного спроса произойдет увеличение доли малых предприятий в сфере услуг, повысится их конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, возрастет объем хозяйственного оборота и прибыльность, что создаст условия для расширения устойчивой налогооблагаемой базы в экономике города.

4.9. Градостроительная политика и развитие городских районов

Градостроительное развитие Санкт-Петербурга - это социально-экономическое развитие города, выраженное через организацию пространственно-материальной среды. Отсюда их неразрывная связь и зависимость одного от другого. Это выражается через решение как вопросов стратегического характера - определение градостроительного прогноза на базе стратегии социально-экономического развития на долгосрочную перспективу, реализацию его через разработку генеральных планов и на их основе детальных планировок и другой градостроительной документации, так и оперативную деятельность, заключающуюся в выборе конкретных зон для размещения объектов, выдаче разрешительной документации и других необходимых материалов. Длительность цикла реализации крупных градостроительных проектов (до 10 - 20 лет) требует опережающей подготовки как документации, так и территорий, включая инженерные сети, транспортное обеспечение и т.д.
Пространственное развитие города с большими или меньшими отклонениями происходит в соответствии с Генеральным планом развития на период до 2005 г., который совместно с разработанными в его развитие проектами определяет как функциональное развитие территорий, так и характер их застройки. Социально-экономический кризис в стране в значительной степени отразился на Санкт-Петербурге и в какой-то мере замедлил процессы территориальной экспансии в соответствии с утвержденным в 1987 году Генпланом. Половина намечавшихся к застройке новых селитебных и значительная часть промышленных территорий не была освоена. Не завершена комплексная застройка промышленных и "спальных" районов, не получила достаточного развития инженерно-транспортная инфраструктура. Дополнительные сложности, проявление которых следует ожидать в ближайшее время, вносит процесс продажи недвижимости без учета перспектив общегородского развития (строительства и размещения магистралей, сетей и других объектов инфраструктуры и т.д.).
Объемы градостроительного проектирования снизились до "порогового" минимума, после которого наступает опасность принятия необоснованных градостроительных решений по развитию отдельных узлов и территорий, что может нанести ущерб экономике города и городской среде. Тем не менее и в этих условиях были разработаны важные документы, обеспечивающие дальнейшее продолжение работ по застройке города, в том числе и размещение жилищного строительства в Санкт-Петербурге на 1994 - 1997 гг. и на период до 2000 г. (Проект размещения жилищного строительства на период до 2000 г. с прогнозом до 2003 г., комплексная схема размещения зон малоэтажного жилищного строительства в Санкт-Петербурге и его пригородах и др.) Выполнен значительный объем работ по размещению объектов для Олимпиады 2004 года. Завершены разработкой генеральные схемы водоснабжения и канализации Санкт-Петербурга на период до 2005 г., схемы зимней уборки городских территорий.
Однако, градостроительный задел, накопленный за предшествующие годы, в значительной степени устарел и требует коренной корректуры, либо разработки новой документации, отвечающей сегодняшним реалиям. Разработка новой градостроительной документации в 1997 и 1998 гг. будет сдерживаться дефицитом бюджетных ассигнований, лимит которых в 1997 г. уменьшен по сравнению с 1996 г. в 2 раза. В то же время кредиторская задолженность по Комитету по градостроительству и архитектуре в настоящее время составляет около 2 млрд.руб.
В соответствии с этим первоочередными задачами на сегодняшний день являются:
- разработка нормативно-правовой базы в градостроительной сфере и других документов, обеспечивающих благоприятные условия для деятельности инвесторов;
- завершение разработки и представление на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга документации по первоочередным объектам, приоритетным для городского развития;
- обеспечение финансированием перспективных градостроительных проектов и программ, включая информационное обеспечение, а также погашение задолженности по разработкам прошлых лет.
Целью градостроительной политики на период до 2000 г., как и всей стратегии городского развития, должно являться создание и совершенствование городской среды и условий проживания населения с учетом потребностей различных социальных групп. Соответственно приоритетным на ближайшие годы будет решение следующих задач:
- выработка стратегии управления пространственным развитием города, отвечающей стратегическим направлениям социально-экономической политики на основе стабилизации и модернизации градообразующей базы города в новых условиях;
- адаптация системы градорегулирования к условиям рыночной экономики;
- сохранение и развитие культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга, в том числе в рамках федеральной целевой программы по историческому центру города;
- создание концепции преобразования города к проведению Олимпийских игр 2004 года как первого шага к градостроительному планированию;
- подготовка новой концепции территориального развития Санкт-Петербургской агломерации, координация градостроительного развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
- разработка нового Генерального плана города и зональных планов отдельных территорий;
- реконструкция районов пятиэтажек первого поколения и исторически сложившегося промышленного пояса;
- градостроительное обеспечение развития и совершенствования инженерно-транспортной инфраструктуры города;
- формирование нормативно-правовой базы градостроительства и архитектуры Санкт-Петербурга как города федерального значения;
- градостроительная поддержка инвестиционной стратегии города;
- развитие рекреационных, курортных территорий и повышение уровня благоустройства Санкт-Петербурга и пригородов.
Работы, обеспечивающие реализацию указанных приоритетов в градостроительной политике как сегодняшнего дня, так и на период после 2000 года, связаны прежде всего с разработкой нового Генерального плана города, так как принятый в 1987 году не отвечает новым социально-экономическим условиям. Кроме того, необходима разработка таких первоочередных актов, как Градостроительный кодекс, Правила застройки, Закона о зонировании территории Санкт-Петербурга, нормативных документов о градостроительном кадастре, градостроительных регламентах и др., которые позволят эффективно регулировать градостроительную деятельность в условиях рыночной экономики.
Ожидаемое территориальное развитие города до 2000 года и на более отдаленную перспективу. До 2000 г. подлежит освоению порядка 2,0 тыс.га территории, из которой половина подготовлена полностью или частично к застройке, а остальное требует инженерной подготовки территории. Здесь предстоит построить жилые дома общей площадью 6-7 млн.кв.м и другие объекты различного назначения. При этом меняется характер застройки, от экстенсивного развития город переходит к центростремительному развитию, однако застройка будет вестись по прежнему в основном многоэтажными домами. В то же время должен активизироваться процесс малоэтажного строительства, хотя основной его рост произойдет в более отдаленной перспективе. Соответственно можно ожидать коренных изменений в размещении производительных сил и системе расселения в Санкт-Петербургской агломерации, с ускоренным развитием благоустроенных поселений в пригородной зоне, эффективным использованием природных ресурсов, изменением характера застройки как селитебных, так и нежилых зон, совершенствованием городской Среды. Резервы городской территории, пригодной для строительства, составляют около 16.0 тыс.га, а перспективная потребность оценивается в 25 - 30 тыс.га, что потребует объединения ресурсов города и области.
Можно выделить отдельные территориальные районы, в которых необходима корректировка общей градостроительной политики. В историческом центре города наряду с политикой сохранения городских ландшафтов необходимо проведение модернизации для повышения коммерческого потенциала и привлекательности зоны при максимально возможном сохранении количества проживающего здесь постоянного населения. Внутренний промышленно-селитебный пояс, состоящий из разнообразных производственных единиц и жилых кварталов, требует интеграции инфраструктуры в общегородскую сеть, значительного снижения источников загрязнения, конверсии промышленных функций в офисные, обслуживающие, жилые, рекреационные. В новом жилом поясе (кварталы застройки 60 - 80 гг.) актуально повышение плотности застройки за счет модернизации и реконструкции кварталов пятиэтажной застройки, увеличение числа рабочих мест, повышение функционального и эстетического разнообразия. Для внешних территорий (города и поселки агломерации, новые промышленные зоны, зоны отдыха и "спецтерритории") необходимо учитывать интересы как города в целом, так и интересы отдельных территорий.
В целом имеет место несбалансированность распределения по территории агломерации жилого и нежилого фонда, которая создает существенные проблемы в социальном, экологическом, транспортном и других аспектах, снижает эффективность использования потенциала Санкт-Петербурга. Соответственно содействие более рациональному использованию функциональных поясов города и сокращение размеров промышленного пояса являются важнейшими задачами политики территориального развития.
Проблемы реконструкции центральной части города занимают особое место в числе первоочередных задач. На территории центра сосредоточена большая часть материальных ценностей, способных привлекать инвестиции для социально-культурной и социально-экономической деятельности. В настоящее время утверждена федеральная целевая программа "Сохранение и развитие исторического центра г.Санкт-Петербурга", ведется работа по поиску иностранных и отечественных инвесторов для реализации отдельных проектов. На отдельные, наиболее ценные в градостроительном отношении участки, разрабатываются градостроительные проекты реконструктивных комплексов, к которым относятся участки в Василеостровском, Петроградском, Центральном и Адмиралтейском районах.
Другие проблемы стоят при градостроительном развитии нежилых территорий. В настоящее время они занимают около 30% всей городской застройки. Процесс их освоения приобретает стихийных характер, наряду со стагнацией и омертвением территорий идет процесс создания новых промышленных зон (Конная Лахта, Шушары, Пулковское шоссе). Необходимо проведение инвентаризации промышленных зон на всей территории города, разработка документов, определяющих взаимоотношения участников инвестиционного процесса и дающих рекомендации по взаимоувязке деятельности различных организаций, что позволит рационально использовать ресурсы инвесторов и города, упорядочить размещение производственных объектов, обеспечить своевременную разработку и реализацию мер по защите и оздоровлению окружающей Среды.
Проведение градостроительной политики в Санкт-Петербурге должно базироваться также на современном информационном обеспечении, включающем в себя информационно-правовую систему сведений о состоянии и ценности территорий города, обеспеченной системой электронных карт.
Важнейшим элементом организации городской среды Санкт-Петербурга является его территориальная районная структура, районное административное деление. На уровне городских районов решается целый ряд важнейших задач стабилизации и дальнейшего развития Санкт-Петербурга, решается основной массив задач местного самоуправления.
В настоящее время взаимоотношения районных администраций с городскими управленческими структурами нуждаются в совершенствовании. Основная проблема здесь связана с недостаточным уровнем обоснованности и согласованности решений по вопросам финансирования отраслей социальной сферы и инженерной инфраструктуры, содержания и благоустройства территорий, землепользования и землеотводов, аренды нежилых помещений, приватизации и перераспределения жилой площади, привлечения инвесторов на строительство и реконструкцию находящихся на территории районов объектов местного значения.