Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23 января 1997 г. N 4 "О Программе стабилизации и дальнейшего развития экономики Санкт-Петербурга в 1997 - 2000 годах" стр. 16

В связи с постоянным снижением количества автобусов, работающих на городской маршрутной сети, и в целях расширения транспортных услуг, предоставляемых населению (в том числе и на коммерческой основе), необходимо дальнейшее развитие маршрутной сети вышеупомянутых видов пассажирского транспорта, работающих на бездотационной основе.
В целях упорядочения и регламентации деятельности предприятий различных форм собственности и индивидуальных предпринимателей в сфере оказания транспортных услуг населению необходима разработка и утверждение пакета нормативных документов, определяющих правила предоставления услуг, конкурсные условия допуска перевозчиков на рынок транспортных услуг, порядок учета доходов для внесения налоговых платежей.
В этой связи необходимо скорейшее завершение разработки и внедрение в производство на НПО "Ленинец" электронных таксометров, универсальных для применения на всех марках отечественных и иностранных автомобилей. Таксометр позволяет применять до 4 - 5 размеров тарифов, фискальную память до 9 месяцев, имеет защиту от несанкционированного доступа, приспособлен к приему кредитных карт, имеет печатное устройство для выдачи чека пассажиру.
Для повышения собираемости доходов на автобусных маршрутах, выходящих за пределы городской черты Санкт-Петербурга и соединяющих его с населенными пунктами пригородной зоны, предполагается повсеместное восстановление на данных маршрутах кондукторской формы контроля и сбора проездной платы.
В целях дифференцированного подхода к построению тарифной системы и на основании обследования пассажиропотоков на отдельных маршрутах городского пассажирского транспорта представляется возможной и целесообразной апробация, в порядке эксперимента, повышения тарифов на услуги пассажирского транспорта, предоставляемые населению в позднее вечернее время.
В целях создания дополнительных удобств для пассажиров, повышения их заинтересованности в оплате своего проезда предполагается апробация различных видов комбинированных проездных документов как по видам транспорта, так и по сроку их действия.
Одновременно предполагается проведение комплекса дополнительных мероприятий по защите проездных документов от подделки и регламентации условий и мест их реализации.
Аналогичные меры предполагается предпринять на всех автобусных маршрутах, проходящих в границах Курортного района, которые согласно распоряжению мэра Санкт-Петербурга от 03.06.94 N 582-р были переведены с пригородного тарифа на городской.
Наличие огромного количества льготников (практически каждый второй житель города) наряду с острым дефицитом городского бюджета и отказом федерального бюджета от возмещения связанных с этим убытков транспортных организаций обуславливают актуальность проблемы разработки и поэтапной реализации механизма замены обезличенного предоставления льгот по оплате проезда на выплату целевых адресных компенсаций транспортных расходов наиболее нуждающимся гражданам с учетом индивидуального уровня душевого дохода каждого гражданина.
Одновременно представляется целесообразным разработка механизма определения и реализации минимально гарантированного уровня льгот по оплате проезда для отдельных категорий населения.
Потребительский дефицит автобусов Санкт-Петербурга составляет не менее 1000 ед.в год. Сокращение на внутри российском рынке производства новых автобусов и недостаток валютных ассигнований для закупки автобусов зарубежных фирм требует продолжения работы по организации производства городских автобусов большой вместимости в АО "ПЕТЕРБУРГавтоКАМ" (регистрационное свидетельство N 4224 от 24.01.94). Постановлением Правительства РФ от 24.01.95 N 79 производство автобусов в Санкт-Петербурге включено в "Федеральную программу развития производства городских автобусов, троллейбусов и трамваев в РФ".
Решение вопроса производства автобусов в Санкт-Петербурге невозможно без поддержки Правительства Российской Федерации.
Для реализации программы по созданию серийного производства городских автобусов большой вместимости требуется выделение АО "ПЕТЕРБУРГавтоКАМ" капитальных вложений в сумме 78,6 млрд.рублей. При этом, для пуска первой очереди производства автобусов мощностью 400 единиц в год требуется выделение в 1997 году 41,0 млрд.рублей.
Наземный электрический транспорт. В городе действуют 66 трамвайных и 50 троллейбусных маршрутов, на которые ежедневно выпускаются 1440 трамвайных и 960 троллейбусных вагонов. Городской электрический транспорт располагает 10 трамвайными и 6 троллейбусными парками, заводом по ремонту городского электротранспорта и строительству трамвайных вагонов.
Основной причиной критического состояния городского электротранспорта следует считать его недостаточное финансирование. На период до 2000 г. намечается обновление подвижного состава и реконструкция трамвайных путей и переездов, контактно-кабельной сети. Предполагается за пять лет приобрести 447 единиц подвижного состава, закончить реконструкцию завода по ремонту городского электротранспорта, завершить строительство 11 трамвайного парка в кв.22 нежилой зоны Ржевка.
В связи с дефицитом городского бюджета необходимо более широкое применение лизинга при приобретении транспортных средств. Прорабатывается вариант финансирования приобретения 50 трамвайных вагонов лизинговой компанией "Балтийский лизинг", входящей в финансовую группу АО "Промышленно-строительный банк", у Петербургского трамвайно-механического завода для последующей передачи их в лизинг ГП "Горэлектротранс".
Решение вопроса производства трамваев в Санкт-Петербурге невозможно без поддержки Правительства Российской Федерации.
Для реализации программы необходимо выделение до 2000 года капитальных вложений на реконструкцию АО "Петербургский трамвайно-механический завод" - 229,3 млрд.рублей, при этом из местного бюджета - 33,5, федерального - 46,9 и других внебюджетных источников - 148,9 млрд.рублей.
Петербургский метрополитен. Перегрузка метрополитена в последние годы резко увеличилась из-за сокращения подвижного состава наземного общественного транспорта, увеличения жилой застройки города на окраинах, сокращения финансирования на строительство и ввод новых линий метрополитена.
Для устранения сложившегося отставания в развитии метрополитена до 2000 г. предусматривается увеличение длины линий на 24,3 км и ввод в действие 11 станций:
1997 г. - "Спортивная", "Чкаловская" (Правобережная линия) - 8,71 км, "Парнаская" (Московско-Петроградская линия) - 2,08 км;
1998 г. - "Адмиралтейская", "Крестовский остров", "Старая Деревня" (Правобережная линия) - 3,05 км;
1999 г. - "Комендантский проспект" (Правобережная линия);
2000 г. - "Садовая", "Звенигородская", "Обводный канал", "Волковская" (Фрунзенский радиус) - 6,0 км.
Необходимо также возобновить к 2000 г. движение на аварийном участке Кировско-Выборгской линии метрополитена (4,5 км).
Для обеспечения безопасности пассажирских перевозок в метрополитене в июле 1996 года между Петербургским метрополитеном и НИИ точной механики заключен контракт по модернизации системы обеспечения безопасности и автоматизированного управления движением поездов на сумму 52,0 млн.долларов США, в том числе на период 1997 - 2000 годы - 41,1 млн.долларов США. Срок исполнения 1997 - 2002 годы.
Внедрение автоматизированной системы "Движение" позволит увеличить безопасность движения поездов. Оснащение всех линий метрополитена автоматизированной системой контроля оплаты проезда ("Метромат") позволит значительно сократить, особенно в часы "пик", количество пассажиров, проходящих через контроль на станциях бесплатно, а также автоматизировать учет объемов пассажироперевозок и финансовые операции. За счет городского бюджета планируется закончить работы по реконструкции пересадочного узла станций "Гостиный двор" - "Невский проспект", базы по ремонту эскалаторов, депо "Дачное".
В соответствии с решением совещания у Первого заместителя Председателя Правительства РФ (протокол от 08.11.95 N ОС-П14-63 пр), Минэкономики и Минфину предложено с 1996 г. предусматривать выделение целевым назначением средства на финансирование закупок подвижного состава метрополитена для замены списываемого по сроку службы за счет лимита государственных капвложений, направляемых на развитие действующих метрополитенов.
Учитывая нормативный срок эксплуатации вагонов метрополитена и в целях обеспечения безопасности перевозок пассажиров до 2000 г. необходимо приобретение 345 вагонов. Для этого потребуется выделение 759,0 млрд.рублей.
В Минстрое России была рассмотрена технологически необходимая потребность финансирования капитальных вложений метростроения Санкт-Петербурга, с учетом ввода в эксплуатацию двух участков общей протяженностью 8,4 км линии и первой очереди депо "Выборгское" на 1997 год составит 1805,06 млрд.руб.
В соответствии с разработанной и утвержденной программой:
- для завершения строительства участков метрополитена в Санкт-Петербурге на 1997 год необходимо финансирование в сумме 1136,93 млрд.руб.;
- для ликвидации аварийной ситуации на участке "Размыв" Кировско-Выборгской линии в сумме 80,83 млрд.руб.;
- по вновь начинаемым стройкам - 454,3 млрд.руб., в том числе 265,5 млрд.руб. восстановление движения на перегоне станций Лесная - пл.Мужества;
- замена подвижного состава - 115 млрд.руб.;
- проектно-изыскательские работы - 18 млрд.руб.
В проекте бюджета Российской Федерации на 1997 год на метростроение для Санкт-Петербурга предусматривается только 529,2 млрд.руб.
Учитывая изложенное, Министерству экономики и Министерству финансов Российской Федерации необходимо пересмотреть программу финансирования Петербургского метрополитена в соответствии с реально складывающейся ситуацией и увеличить объем финансирования на развитие метрополитена в 1997 году до 1805,06 млрд.руб.

4.8. Развитие малого предпринимательства

Сегодня малое предпринимательство играет все более весомую роль в развитии национальной экономики и процессе ее стабилизации. Несмотря на все еще неблагоприятные условия для своего существования, малое предпринимательство за годы реформ было единственным быстрорастущим сектором экономики, обеспечивающим создание новых рабочих мест и эффективное использование ресурсов. Число малых предприятий Санкт-Петербурга увеличилось по сравнению с 1991 г. более чем в 10 раз и в настоящее время зарегистрировано более 100 тыс. субъектов малого предпринимательства. Малые предприятия обеспечивают занятость свыше 600 тыс.человек и дают 17% от всех доходов в бюджет города.
Проблемы развития малого бизнеса в Санкт-Петербурге крайне сложны и включают, прежде всего, следующие:
* неустойчивость и незавершенность законодательной базы;
* тяжелое бремя налогов;
* недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств;
* сложность получения кредита из-за отсутствия гарантий возврата;
* ограниченные возможности получения лизинговых услуг;
* отсутствие схем финансирования малого предпринимательства из средств федерального, городского бюджета, внебюджетных средств и международных программ;
* недоступность зданий, помещений из-за высокого уровня арендной платы;
* недостаток информации о свободных помещениях в нежилом фонде, производственных и складских помещениях;
* недостаток информационного обеспечения малого предпринимательства;