Приказ Госстроя РФ от 2 марта 1994 г. N 17-14 "Об утверждении Инструкции о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель по вопросам, отнесенным к компетенции Госстроя России"

Во исполнение п.19 Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993 г. N 1362,
приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель по вопросам, отнесенным к компетенции Госстроя России.
2. Соответствующим структурным подразделениям Госстроя России, органам архитектуры и градостроительства республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов и городов и органам Госархстройнадзора России принять указанную Инструкцию к руководству и использованию в своей деятельности.
3. Главградстроительству (Борисов), Главархитектуре (Цветков), Главархстройнадзору (Немерцев) оказать необходимую методическую помощь территориальным органам архитектуры и градостроительства и органам Госархстройнадзора России по вопросам практического применения законодательства о государственном контроле за использованием и охраной земель.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя Хихлуху Л.В.
Председатель
Е.В.Басин

Инструкция о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель по вопросам, отнесенным к компетенции Минстроя России (утв. приказом Госстроя РФ от 2 марта 1994 г. N 17-14)

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция разработана во исполнение п.19 Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993 г. N 1362.
2. Функции по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель (далее - госземконтроль), отнесенные указанным Положением к компетенции Минстроя России и его органов на местах, а также привлечение к административной ответственности юридических лиц, граждан и должностных лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, выполняют структурные подразделения Минстроя России в пределах их компетенции, органы архитектуры и градостроительства республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов и городов (далее - соответствующие органы архитектуры и градостроительства) и органы Госархстройнадзора России.
3. Соответствующие органы архитектуры и градостроительства осуществляют государственный контроль за:
соблюдением осуществления всех видов градостроительной деятельности в городах и других поселениях в соответствии с утвержденной градостроительной документацией;
соблюдением норм и правил планировки и застройки городов и других поселений;
соблюдением установленного порядка использования территорий с особым режимом градостроительной деятельности;
предотвращением сноса зданий и сооружений, вырубки зеленых насаждений общего пользования в городах и других поселениях;
предоставлением земельных участков в городах и других поселениях в соответствии с их целевым назначением и градостроительными требованиями.
Органы Госархстройнадзора России осуществляют государственный контроль за предотвращением самовольного строительства. В городах и других поселениях, где органы Госархстройнадзора России отсутствуют, указанный контроль осуществляют соответствующие органы архитектуры и градостроительства.
4. Соответствующие органы архитектуры и градостроительства налагают штрафы за:
самовольное занятие земельных участков, а также противоправные действия должностных лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель в городах и других поселениях;
использование земельных участков не по целевому назначению, нарушение утвержденной градостроительной документации при отводе земель;
проектирование и размещение объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;
нарушение сроков рассмотрения заявлений граждан (ходатайств) о предоставлении земельных участков в городах и других поселениях;
уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение выданных должностными лицами органов архитектуры и градостроительства предписаний по вопросам устранения нарушений земельного законодательства;
самовольное строительство в городах и других поселениях, где отсутствуют работники органов Госархстройнадзора России.
5. Органы Госархстройнадзора России налагают штрафы за: самовольное строительство; строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение выданных должностными лицами органов Госархстройнадзора России предписаний по вопросам устранения нарушений земельного законодательства.
6. За нарушения земельного законодательства юридические лица, граждане и должностные лица, в соответствии с Земельным кодексом РСФСР и Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. N 2162 "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы", подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке, в следующих размерах:
самовольное занятие земельных участков: юридические лица - от ста до двухсот, граждане - от семи до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; противоправные действия должностных и юридических лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель: юридические лица - от ста до двухсот, должностные лица - от трех до десяти минимальных размеров оплаты труда;
самовольное строительство: юридические лица - от пятнадцати до двадцати, граждане - от пяти до семи минимальных размеров оплаты труда;
нарушение утвержденной градостроительной документации при отводе земель: юридические лица - от ста до двухсот, граждане - от одного до трех, должностные лица - от трех до десяти минимальных размеров оплаты труда;
использование земельных участков не по целевому назначению: юридические лица - от десяти до двадцати, граждане и должностные лица - от трех до десяти минимальных размеров оплаты труда;
проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель: юридические лица - от ста до двухсот, граждане - от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний по вопросам нарушений земельного законодательства, выданных должностными лицами органов архитектуры и градостроительства и органов Госархстройнадзора России: юридические лица - от двадцати до тридцати, граждане - от пяти до десяти, должностные лица - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков в городах и других поселениях: должностные лица - от семи до десяти минимальных размеров оплаты труда.
7. В соответствии с п.10 Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, дела о нарушениях земельного законодательства могут рассматривать самостоятельно уполномоченные на то должностные лица. В этом случае размер налагаемого штрафа не может превышать: для юридических лиц - двадцати, для граждан - пяти, для должностных лиц - десяти минимальных размеров оплаты труда.
При рассмотрении дел о нарушениях земельного законодательства комиссией сумма штрафа не может превышать указанных в п.6 настоящей Инструкции размеров.
8. Комиссии по рассмотрению дел о нарушениях земельного законодательства, отнесенных к компетенции Минстроя России и его органов на местах, образовываются соответствующими органами архитектуры и градостроительства и органами Госархстройнадзора России.
В решении о создании комиссии указывается персональный состав членов комиссии, назначаются ее Председатель и секретарь, определяются виды нарушений земельного законодательства, которые должны рассматриваться комиссией, отражаются другие вопросы, связанные с ее деятельностью. Число членов комиссии должно быть нечетным и не менее трех человек.

II. Оформление документов при выявлении нарушений земельного законодательства

9. При обнаружении нарушения земельного законодательства, указанного в п. 6 настоящей Инструкции, должностное лицо органа архитектуры и градостроительства или органа Госархстройнадзора России составляет протокол по форме согласно приложению N 1.
Одновременно с составлением протокола должностное лицо выдает предписание о приостановке работ, ведущихся с нарушением земельного законодательства, и устанавливает срок устранения нарушения. В случае продолжения этих работ в финансово-кредитные органы направляется предписание о прекращении финансирования (кредитования) строительства по форме согласно приложению N 2.
10. Согласно ст. 235 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в протоколе указываются: дата и место его составления; должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя; место, время совершения и существо правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное нарушение; объяснения нарушителя (при необходимости), иные сведения. Протокол подписывается лицом, его составившим, и должностным лицом, гражданином или представителем юридического лица, совершившими правонарушение. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола, об этом в нем делается соответствующая запись.
Если нарушителем является юридическое лицо, то в протоколе вместо сведений о личности нарушителя указываются юридический адрес, банковские реквизиты, телефон, фамилия, имя, отчество представителя юридического лица.
Представителем юридического лица является его руководитель или должностное лицо, которому по доверенности, согласно ст. 64 - 70 Гражданского кодекса РСФСР, предоставлено право представлять интересы этого юридического лица.
11. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу замечания по его содержанию, а также изложить мотивы своего отказа от подписания протокола.
При составлении протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, о чем делается соответствующая отметка в протоколе.
12. Существо правонарушения должно быть описано таким образом, чтобы было видно, где, когда оно было совершено, и в каком именно действии (бездействии) выразилось, с указанием на конкретные нормативные акты, а также разделы, статьи, пункты этих актов, требования которых нарушены юридическим лицом, гражданином или должностным лицом.