В целях дальнейшего развития работ по сертификации продукции и услуг в Российской Федерации с учетом международной практики, отечественного и зарубежного опыта и в соответствии с Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг"
Госстандарт России постановляет:
1. Утвердить "Правила по проведению сертификации в Российской Федерации" (далее - Правила).
2. Главному управлению технической политики в области сертификации (М.А.Ушакову), главным управлениям и управлениям Госстандарта России привести документы по сертификации однородной продукции в соответствие с Правилами.
3. Главному управлению технической политики в области сертификации (М.А.Ушакову) и Управлению нормативных актов и правовой работы (А.А.Самохвалову) направить Правила на регистрацию в Минюст России.
Председатель Госстандарта России | С.Ф.Безверхий |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 1994 г.
Регистрационный N 521
Правила по проведению сертификации в Российской Федерации (утв. постановлением Госстандарта РФ от 16 февраля 1994 г. N 3)
Настоящие правила устанавливают цели, принципы, общие правила и рекомендации по проведению сертификации в Российской Федерации.
Они применяются при организации и проведении работ по обязательной и добровольной сертификации и распространяются на сертификацию продукции, услуг и иных объектов(*1) (далее - продукция) как отечественных, так и импортируемых.
Настоящие правила применяются при проведении работ по сертификации непосредственно или служат основой для создания систем (правил) сертификации однородной продукции.
1. Определения
В настоящих правилах используются следующие понятия.
1.1. Сертификация - деятельность(*2) по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.
1.2. Система сертификации - совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе.
1.3. Система сертификации однородной продукции - система сертификации, относящаяся к определенной группе продукции(*3), для которой применяются одни и те же конкретные стандарты и правила и та же самая процедура.
1.4. Центральный орган системы сертификации - орган, возглавляющий систему сертификации однородной продукции.
1.5. Орган по сертификации - орган, проводящий сертификацию соответствия определенной продукции (*4).
1.6. Испытательная лаборатория (испытательный центр) - лаборатория (центр), которая проводит испытания (отдельные виды испытаний) определенной продукции (далее - испытательная лаборатория).
1.7. Сертификат соответствия - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.
1.8. Знак соответствия - зарегистрированный в установленном порядке знак, который по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.
1.9. Аккредитация (испытательной лаборатории или органа по сертификации) - процедура, посредством которой уполномоченный в соответствии с законодательными актами Российской Федерации орган официально признает возможность выполнения испытательной лабораторией или органом по сертификации конкретных работ в заявленной области.
1.10. Инспекционный контроль за соблюдением правил сертификации (за деятельностью аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий) - проверка, осуществляемая с целью установления, что деятельность органов по сертификации и испытательных лабораторий продолжает соответствовать правилам системы.
1.11. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией - контрольная оценка соответствия, осуществляемая с целью установления, что продукция продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации.
1.12. Заявитель - предприятие, организация, лицо, обратившиеся с заявкой на проведение аккредитации или сертификации.
1.13. Эксперт (по сертификации, аккредитации) - лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации.
1.14. Способ (форма, схема) сертификации - определенная совокупность действия, официально принимаемая (устанавливаемая) в качестве доказательства соответствия продукции заданным требованиям (далее - схема сертификации).
1.15. Идентификация продукции - процедура, посредством которой устанавливают соответствие представленной на сертификацию продукции требованиям, предъявляемым к данному виду (типу) продукции (в нормативной и технической документации, в информации о продукции).
2. Основные цели и принципы сертификации
2.1. Сертификация направлена на достижение следующих целей:
- создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
- содействие потребителям в компетентном выборе продукции;
- содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;
- защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
- контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
- подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителями.
2.2. Деятельность по сертификации в Российской Федерации основана на законах Российской Федерации "О защите прав потребителя", "О сертификации продукции и услуг" и других нормативных актах.
2.3. В работах по сертификации участвуют предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности (в том числе других стран), признающие и выполняющие ее правила. При проведении сертификации они осуществляют взаимодействие с международными, региональными и национальными системами сертификации других стран.
2.4. Для обеспечения признания сертификатов и знаков соответствия за рубежом настоящие правила и рекомендации по сертификации построены в соответствии с действующими международными нормами и правилами, изложенными в руководствах Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК), международных стандартах ИСО серий 9000 и 10 000, европейских стандартах серий 45000 и 29000, в документах других международных и региональных организаций, осуществляющих работы по сертификации.
2.5. Признание аккредитации зарубежных органов по сертификации и испытательных лабораторий, а также сертификатов и знаков соответствия в России (соответственно российских за рубежом) осуществляется на основе многосторонних и двусторонних соглашений, участником которых является Российская Федерация.
2.6. Обязательная сертификация(*5) осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
2.7. Организацию и проведение работ по обязательной сертификации осуществляет Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). По отдельным видам продукции организацию и проведение работ по обязательной сертификации осуществляют другие государственные органы управления Российской Федерации, если это предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.
2.8. Номенклатуру товаров, подлежащих обязательной сертификации, определяет Госстандарт России, другие государственные органы управления в соответствии с их компетенцией, на которые законодательными актами Российской Федерации возлагаются организация и проведение работ по обязательной сертификации.
2.9. Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических лиц и граждан на основе договора между заявителем и органом по сертификации.
2.10. Добровольную сертификацию могут проводить юридические лица, взявшие на себя функции органов по добровольной сертификации и зарегистрировавшие системы сертификации и знаки соответствия в Госстандарте России, а также органы по обязательной сертификации (в пределах их области аккредитации).
2.11. При сертификации должно осуществляться информирование изготовителей, потребителей, общественных организаций, органов по сертификации, испытательных лабораторий, а также всех других заинтересованных предприятий, организаций и отдельных лиц о правилах и результатах аккредитации и сертификации, участниках сертификации.
2.12 При сертификации должна соблюдаться конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну.