Инструкция Роскомнедрпо применению "Положения о порядке лицензирования пользования недрами" к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных(утв. Роскомнедра 14 апреля 1994 г.) стр. 2

До окончания первого этапа строительство и эксплуатация водозаборов и других сооружений для разработки недр запрещается, кроме случаев, предусмотренных в п. 3.4.3.
На втором этапе после указанных экспертиз и согласований владелец лицензии может приступить к строительству и эксплуатации сооружений для разработки недр.
3.4.2. В тех случаях, если на предлагаемом к лицензированию неэксплуатируемом месторождении проведена разведка и утверждены эксплуатационные запасы подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, по категориям, обосновывающим их промышленное освоение, на первом этапе осуществляется подготовка проекта разработки и его согласование (в т.ч. экологическая экспертиза). Если с момента утверждения запасов произошло изменение природных и (или) водохозяйственных условий или требований к использованию подземных вод и природоохранных ограничений, на этом этапе проводится дополнительная разведка и вся процедура не отличается от изложенной в п. 3.4.1.
3.4.3. При выдаче совмещенной лицензии на правах предпринимательского риска (в отличие от случаев, указанных в пп. 3.4.1 и 3.4.2) эксплуатация подземных вод может быть начата до проведения государственной экспертизы геологической информации, но при наличии согласования органами Минприроды России и другими заинтересованными государственными контрольными органами.
Срок эксплуатации недр до проведения государственной экспертизы геологической информации, подготовки проекта (технологической схемы) разработки недр и его согласования в установленном порядке оговаривается в лицензионном соглашении, но не должен превышать трех лет.
3.4.4. Лицензирование пользования недрами для добычи подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, действующими предприятиями проводится в процессе эксплуатации сооружений для разработки недр. В этих случаях на первом этапе пользования недрами действующие предприятия обязаны осуществить все мероприятия для обеспечения рациональной эксплуатации недр, в том числе: создание или расширение сети мониторинга, проведение в случаях, предусмотренных "Классификацией", переоценки и переутверждения эксплуатационных запасов подземных вод, уточнение проекта разработки и получение необходимых согласований, перечисленных в п. 3.5. Все эти требования, как и срок их реализации, определяются в лицензии. При невыполнении указанных требований в назначенный срок органы, выдающие лицензию, а также органы Минприроды России могут запретить или приостановить дальнейшее пользование недрами, в том числе и по представлению других государственных контрольных органов.
3.4.5. Особенности лицензирования недр для добычи подземных вод одиночными рассредоточенными скважинами изложены в разделе 8.
3.5. При выдаче лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод и их извлечения при других видах хозяйственной деятельности, а также для добычи полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, требуются следующие согласования:
3.5.1. С бассейновыми и территориальными органами Комитета Российской Федерации по водному хозяйству:
- по вопросам возможности добычи подземных вод и использования подземных вод питьевого качества для целей, не связанных с питьевым водоснабжением населения;
- по величине изменения поверхностного стока при планируемом отборе подземных вод;
- по возможности сброса сточных вод, образовавшихся после использования добытых подземных вод в поверхностные водные объекты (кроме подземных вод питьевого назначения).
3.5.2. С органами Минприроды России:
- по вопросам возможного воздействия разработки недр на окружающую среду (при экологической экспертизе проектов или технологических схем разработки месторождений, в том числе, согласовываются и условия сброса подземных вод).
- по границам горных отводов для питьевых, минеральных лечебных вод и теплоэнергетических вод, используемых для горячего водоснабжения, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных.
3.5.3. С органами Министерства здравоохранения Российской Федерации:
- по вопросам использования минеральных лечебных вод, полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также использования термальных минеральных лечебных вод для теплоснабжения.
3.5.4. С органами Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации:
- по вопросам пригодности питьевых, минеральных лечебных вод, полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также теплоэнергетических вод при их использовании для горячего водоснабжения;
- по возможности организации зоны санитарной охраны и границам горного отвода для перечисленных типов вод.
3.5.5. С органами Федерального горного и промышленного надзора России:
- по условиям лицензии в части вопросов безопасности, экологии и охраны недр при разработке месторождений минеральных лечебных вод и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, теплоэнергетических и промышленных вод, а также проектов (технологических схем) разработки указанных месторождений и границ горных отводов.
3.6. Должностные лица Роскомнедра несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае выдачи лицензии на право пользования недрами без согласования с перечисленными в п.3.5. органами заинтересованных министерств и ведомств.

4. Система выбора претендентов на получение лицензий

4.1. Владельцами лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод и полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, в соответствии с п. 9.1 "Положения" могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.
4.2. В соответствии с разделом 10 "Положения" лицензии на право пользования недрами предоставляются путем проведения конкурсов или аукционов. При этом учитываются следующие особенности лицензирования недр для добычи подземных вод и полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных:
4.2.1 Действующим предприятиям в соответствии с п.19 "Положения" лицензии предоставляются без проведения конкурсов и аукционов.
4.2.2. В соответствии с п.п. 10.7 и 10.8 "Положения" собственникам или владельцам земельных участков для удовлетворения их потребностей в воде питьевого качества лицензии на право добычи подземных вод выдаются без проведения аукционов и конкурсов с соблюдением требований, установленных в п. 14 "Положения". В случае использования первого от поверхности водоносного горизонта необходимо руководствоваться пунктом 1.3. настоящей инструкции.
4.2.3. Аукционная система предоставления лицензий на право разработки месторождений подземных вод для целей питьевого водоснабжения не допускается (п.10.8 "Положения").
4.2.4. Лицензия на извлечение подземных вод при разработке месторождений твердых полезных ископаемых, нефти и газа, а также при осуществлении других водопонижающих, осушительных и дренажных мероприятий выдается юридическим и физическим лицам, получившим лицензию на основной вид недропользования, без проведения конкурсов.
4.3. Выбор конкурсного или аукционного способа предоставления лицензии, сроков, порядка и условий проведения конкурсов и аукционов осуществляется совместно органом, определенным соответствующим субъектом Российской Федерации и Роскомнедра или его территориальными подразделениями.
Условия конкурсов и аукционов целесообразно согласовывать с бассейновыми и территориальными органами Роскомвода, с органами Минприроды России, Госкомсанэпиднадзора России, Госгортехнадзора России, Минздрава России и другими заинтересованными организациями.
При определении условий конкурсов и аукционов целесообразно учитывать следующие рекомендации:
4.3.1. При проведении конкурсов на пользование месторождениями питьевых подземных вод при прочих равных условиях предпочтение целесообразно отдавать претендентам, реализующим право добычи этих вод для водоснабжения городов, населенных пунктов, сельскохозяйственных районов, не обеспеченных защищенными источниками хозяйственно-питьевого водоснабжения.
4.3.2. При лицензировании разведанного, но неэксплуатируемого месторождения подземных воз, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, разведка которого ранее была осуществлена за счет средств госбюджета для удовлетворения потребностей конкретного недропользователя, предпочтение при прочих равных условиях целесообразно отдавать этому недропользователю.
4.3.3. При проведении конкурсов на пользование месторождениями минеральных лечебных вод и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, условия конкурса согласовываются с органами здравоохранения.
4.3.4. Порядок предоставления лицензий, а также проведения конкурсов и аукционов определяется п. 11 "Положения".
В состав комиссий по оценке соответствия условиям конкурса технико-экономических показателей, разработанных предприятием-заявителем, целесообразно включать представителей бассейновых и территориальных органов Комитета Российской Федерации по водному хозяйству, органов Минприроды России, органов Госкомсанэпиднадзора России, Госгортехнадзора России, Минздрава России и других заинтересованных организаций.

5. Планирование лицензионной деятельности

5.1. В соответствии с п. 2.3 "Положения" Роскомнедра и его территориальные подразделения на основании имеющейся геологической информации ведут учет ранее известных и вновь выявляемых объектов лицензирования, в том числе разведанных, но неосвоенных месторождений. Подготавливают предложения о порядке, сроках и условиях вовлечения в освоение этих объектов или зачисления их в государственный резерв в соответствии с государственной программой развития добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы, конъюнктурой минерального сырья и поступающими заявками на разведку и разработку месторождений подземных вод и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных.
5.2. В соответствии с п. 2.4 "Положения" предложения о порядке, сроках и условиях вовлечения в освоение имеющихся и вновь выявленных объектов лицензирования согласовываются с органами Министерства экономики Российской Федерации, бассейновыми и территориальными органами Комитета Российской Федерации по водному хозяйству, с органами Минприроды России, Госкомсанэпиднадзора России, Госгортехнадзора России, Минздрава России и другими государственными органами, которые принимают участие в лицензировании в соответствии со своей компетенцией, установленной положениями об этих органах.
5.3. Предложения о вовлечении в освоение объектов лицензирования должны включать:
- наименование объекта и вид пользования недрами;
- цель использования добываемых подземных вод и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных;
- степень геологической изученности месторождения;
- величину утвержденных или апробированных эксплуатационных запасов с указанием даты и органа, их утвердившего;
- объем возможного отбора подземных вод и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также данные об их качестве (для объектов с неутвержденными запасами);
- предполагаемый срок конкурса или аукциона;
- сведения о согласовании отвода земель.

6. Содержание лицензии