Типовая инструкция по охране труда для машиниста автополивочной машины ТОИ Р-218-26-94 (утв. Федеральным дорожным департаментом Минтранса РФ 24 марта 1994 г.) стр. 2

- не брать рукоятку в обхват;
- проворачивать пусковую рукоятку "снизу вверх";
- при ручной регулировке опережения зажигания устанавливать позднее зажигание.
24. Пуск двигателя производить только с установленным воздушным фильтром.
25. При пуске двигателя автомобиль должен быть заторможен стояночным тормозом, а рычаг переключения передач должен быть поставлен в нейтральное положение.
26. В случае обнаружения неисправности газовой системы газобаллонных автомобилей необходимо немедленно закрыть расходные и магистральные вентили, а затем проветрить подкапотное пространство и другие отсеки, где проходит газопровод.
27. При обнаружении утечки газа перед выездом на линию из арматуры баллона, выпустить или слить газ из баллона в специально отведенном месте с соблюдением необходимых мер безопасности под наблюдением специалиста.
28. При выпуске сжатого природного газа или слива сжиженного нефтяного газа запрещается: курить, пользоваться открытым огнем, выполнять другие работы, не имеющие отношения к сливу или выпуску газа.
29. Перед пуском двигателя автомобиля необходимо отключать и отсоединять элементы подогрева.
30. Машинисту запрещается:
- производить пуск двигателя путем буксировки;
- подогревать двигатель, коробку передач, картер, задний мост открытым огнем;
- оставлять в промежуточном состоянии расходные вентили (они должны быть полностью открыты или закрыты);
- ударять по газовой аппаратуре и арматуре, находящейся под давлением;
- останавливать газобаллонный автомобиль ближе 5 м от мест работы с открытым огнем;
- пользоваться открытым огнем ближе 5 м от газобаллонного автомобиля;
- проверять герметичность соединений газопроводов, газовой аппаратуры и арматуры огнем;
- эксплуатировать автомобиль со снятыми фильтрующими элементами.
31. Около гидранта для заправки автополивочной машины водой должен быть установлен предупреждающий дорожный знак, а в ночное время - красный фонарь.
32. Подавать автополивочную машину задним ходом к гидранту, можно только убедившись, что около гидранта и на пути следования нет посторонних лиц и опасность никому не угрожает.
33. Отъезжая от гидранта, машинист обязан убедиться, что заправочный шланг отсоединен от машины и уложен на место.
34. Открывать люк колодца для установки гидранта без специального инструмента - запрещается.
35. Машинисту автополивочной машины запрещается:
- проводить заправку машины водой при работающем двигателе машины;
- проверять уровень масла в редукторе насоса во время его работы;
- производить смазку и подтягивание сальника центробежного водяного насоса во время его работы;
- эксплуатация машины со снятыми или плохо закрепленными волнорезами цистерны.
36. При остановке газобаллонного (газодизельного) автомобиля на длительную стоянку (более 10 минут) необходимо перекрыть магистральный вентиль.
37. Пробку радиатора на горячем двигателе открывать в рукавице или накрыв ее тряпкой (ветошью). Пробку открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.
38. Перед заправкой автомобиля газовым топливом остановить двигатель и закрыть расходные вентили.
39. После наполнения баллонов газом сначала закрыть вентиль на заправочной колонке, а затем - наполнительный вентиль на автомобиле.
Отсоединять газонаполнительный шланг после того, как оба вентиля закрыты.
Если во время заправки газонаполнительный шланг случайно разгерметизируется, немедленно закрыть выходной вентиль на газонаполнительной колонке, а затем - наполнительный вентиль на автомобиле.
40. При вынужденной остановке автомобиля на обочине или проезжей части дороги для проведения ремонта выставить на расстоянии 25-30 м позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь, включить аварийное освещение и проблесковый фонарь.
41. При работе под автомобилем располагаться таким образом, чтобы ноги не находились на проезжей части дороги.
42. При накачивании или подкачивании снятых с автомобилей шин в дорожных условиях в окна диска колеса установить предохранительную вилку соответствующей длины и прочности или положить колесо замочным кольцом вниз.
43. В случае, когда машинист автомобиля не в силах справиться самостоятельно с поломкой, он обязан оповестить администрацию предприятия.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

44. При возникновении аварии (дорожно-транспортного происшествия), причастный к ней машинист обязан:
- без промедления остановиться и не трогать с места транспортное средство, а также другие предметы, имеющие отношение к происшествию;
- поставить в известность ГАИ и немедленно приступить к оказанию пострадавшим первой медицинской помощи. В случае необходимости вызвать "Скорую помощь", а если это невозможно, отправить пострадавших на попутном или отвезти на своем транспорте в ближайшее лечебное учреждения и сообщить там свою фамилию, номерной знак транспортного средства (с предъявлением водительского удостоверения или другого документа, удостоверяющего личность, и регистрационного документа на транспортное средство), после чего возвратиться к месту происшествия;
- сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев происшествия и ожидать прибытия работников милиции или следственных органов;
- если невозможно движение других транспортных средств, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение транспортного средства и относящихся к дорожно-транспортному происшествию предметов и следов.
45. При невозможности устранения утечки газа из баллонов газобаллонных автомобилей через вентиль, предохранительный клапан или соединения, необходимо эвакуировать автомобиль в безопасное место вдали от людей и источников огня, где выпустить газ в атмосферу.

Требования безопасности по окончании работы

46. Закончив работу, следует:
- осмотреть и проверить газовую аппаратуру на герметичность и исправность на контрольном посту;
- поставить автополивочную машину в специально отведенное место;
- прекратить подачу топлива;
- выключить двигатель;