Таким образом, по смыслу Закона, изготовитель (исполнитель) вправе сам установить срок службы.
Согласно п. 2 ст. 8 Закона на товары, потребительские свойства которых могут ухудшаться с течением времени (продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, изделия бытовой химии и т. д.), должен указываться срок годности.
Поскольку в соответствии с п. 3 ст. 18 Закона срок годности определяется либо периодом времени, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию, изготовитель обязан сообщить потребителю соответственно период времени с указанием календарной даты изготовления товара или календарную дату, до наступления которой товар пригоден к использованию.
8. Запрет на реализацию товаров (работ, услуг) без сертификата, установленный п. 5 ст. 5 Закона
Согласно преамбуле Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями. В связи с этим нормы Закона распространяются только на отношения между указанными субъектами. Следовательно, согласно п. 5 ст. 5 Закона запрещается реализация гражданам по договорам купли-продажи, подряда и другим договорам товаров (работ, услуг) без сертификата, если они подлежат обязательной сертификации.
На реализацию товаров (работ, услуг) в сфере коммерческого (предпринимательского) оборота указанный запрет не распространяется, если иное не установлено Законом.
9. О применении правил, установленных п. п. 2, 3 ст. 7 Закона
При применении п.п. 2, 3 ст. 7 Закона следует иметь в виду, что правила, обязывающие иметь вывеску с указанием профиля и форм организации деятельности, фирменного наименования (если оно имеется) и информации о режиме работы, обязанности указывать на вывеске юридический адрес (местонахождение собственника), а также обязанности информировать потребителей о применяемых правилах реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), распространяются как на предприятия торговли, бытового и иных видов обслуживания, осуществляющие свою деятельность по месту постоянного нахождения, так и на торговлю во временных помещениях, с лотков, на ярмарках вне постоянного места нахождения торгового предприятия, предприятия бытового или иных видов обслуживания.
10. Маркировка товара не должна включать его розничную цену
Цена товара является существенным условием договора купли-продажи, в отсутствии которого этот договор считается незаключенным. В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона информация о товаре в обязательном порядке должна содержать цену и условия приобретения товаров. При этом информация, предусмотренная п. 2 ст. 8 Закона доводится до сведения потребителя в том числе и с помощью маркировки товаров (п. 3 ст. 8 Закона). Вместе с тем, следует иметь в виду, что маркировку товаров по общему правилу осуществляет их изготовитель, а розничную цену определяет продавец. Розничная цена товаров в зависимости от конкретных условий приобретения товаров для последующей перепродажи потребителям у разных продавцов может существенно различаться. Кроме того, существует ряд товаров, на которые не распространяются требования о маркировке. Учитывая, это, розничная цена товара не должна включаться в его маркировку.
Розничная цена товара должна быть сообщена потребителю способом, принятым для продажи отдельных видов товаров (например, с помощью ценника).
11. О месте происхождения продуктов питания
Согласно п. 3 ст. 8 Закона продукты питания, упакованные или расфасованные в Российской Федерации, должны быть снабжены информацией о месте их происхождения.
Под местом происхождения продуктов питания понимается:
1) для импортных товаров - страна, где они произведены (выращены);
2) для отечественных товаров - республика в составе Российской Федерации, область, край, автономная область, автономный округ, город федерального значения в составе Российской Федерации, где они произведены (выращены).
12. Предоставление потребителю информации о товаре, работе, услуге
Согласно ч. 2 ст. 6 Закона информация о товарах (работах, услугах) должна в наглядной и в доступной форме доводиться до сведения потребителей при заключении договоров о реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания. В связи с этим предоставление данной информации на иностранном языке является ее не предоставлением. Потребителю должен быть сообщен перевод информации, содержащейся на товаре (результате работы, услуги), изложенной на иностранном языке, в форме, указанной в п. 3 ст 8 Закона. Правовые последствия непредоставления перевода информации, изложенной на иностранном языке, наступают в соответствии со ст. 10 Закона.
13. Предпродажная подготовка товара и последствия ее неосуществления
Если Правилами продажи отдельных видов товаров или договором между изготовителем и продавцом предусмотрена обязанность продавца по осуществлению предпродажной подготовки товара, то в случае ее неосуществления потребитель вправе требовать соразмерного уменьшения покупной цены, т. к. согласно ст. 4 Закона продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий по качеству обязательным требованиям стандартов, условиям договора, обычно предъявляемым требованиям, а также информации о товаре, предоставленной продавцом. Невыполнение указанной обязанности продавцом должно рассматриваться как нарушение им условия договора купли-продажи.
14. Продавец (исполнитель) не вправе навязывать потребителю дополнительные услуги, оказываемые им за плату
Согласно п. 3 ст. 14 Закона продавец (исполнитель) не вправе навязывать потребителю дополнительные услуги, оказываемые им за плату. Под дополнительными услугами должны пониматься такие, которые создают дополнительные удобства при приобретении товаров (использовании результатов работ, услуг), например: раскрой ткани и подгонка одежды по фигуре, фасовка и упаковка, доставка на дом и т. д. Если такие услуги оказываются продавцом (исполнителем) за плату, то они не могут навязываться потребителям, то есть предоставляться без его согласия, а в случае их предоставления без согласия потребителя, потребитель вправе требовать возврата сумм, уплаченных за предоставление без его согласия дополнительных услуг.
Если основная услуга не может быть оказана без совершения дополнительных действий, последние не могут рассматриваться как дополнительная услуга и считаются составной частью основной услуги.
15. О расчете неустойки
В соответствии со статьей 21 Закона продавец, изготовитель (предприятия, выполняющие их функции) несут ответственность в виде неустойки в размере одного процента стоимости товара за каждый день задержки выполнения требований потребителя о предоставлении на время ремонта (замены) аналогичного товара, а также за каждый день просрочки сроков, указанных в статьях 19 и 20. При расчете неустойки в случае повышения цены на товар следует исходить из его стоимости на момент предъявления соответствующего требования, а в случае снижения цены - исходя из стоимости товара на момент покупки.
При добровольной уплате неустойки соответствующим требованием считается требование, за просрочку выполнения которого взыскивается неустойка.
16. О расчетах с потребителем в случае приобретения им товара с недостатками
При применении ст. 22 Закона следует иметь в виду, что:
1) При замене товара с недостатками на товар той же марки (модели, артикула) как в случае повышения цены на товар, так и в случае ее снижения перерасчет стоимости не производится.
Если потребитель предъявил продавцу (изготовителю) требование о замене товара с недостатками на товар той же марки (модели, артикула), а товар снят с производства или прекращены его поставки, то согласно п. 3 ст. 73 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик обязательство продавца (изготовителя) в части такой замены является прекращенным невозможностью исполнения. В связи с этим потребитель вправе предъявить иные требования, предусмотренные статьей 17 Закона.
2) Если потребитель потребовал замены товара с недостатками на товар другой марки (модели, артикула), то:
а) в случае, если цена заменяемого товара на момент предъявления требования известна, то перерасчет стоимости производится исходя из этой цены;
б) в случае, если цену заменяемого товара на момент предъявления требования установить невозможно, и сторонам не удалось достигнуть соглашения о размере этой цены, то перерасчет может производиться исходя из цены заменяемого товара, установленной Бюро товарных экспертиз.
17. Изъятия, установленные п/п "д" п. 1 ст. 17 Закона
Согласно п/п "д" п. 1 ст. 17 Закона в отношении товаров, реализуемых розничными комиссионными торговыми предприятиями, требования потребителя о безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов на их исправление потребителем или третьим лицом (п/п "а" п. 1 ст. 17 Закона) и о замене на товар аналогичной марки, модели, артикула (п/п "в" п. 1 ст. 17 Закона) подлежат удовлетворению с согласия продавца.
Данные исключения распространяются на товары с недостатками, проданные потребителям розничными комиссионными торговыми предприятиями, только в случаях, если они были приняты ими от граждан по договору комиссии, и потребитель был заранее об этом проинформирован, о чем имеется документальное подтверждение (ст. ст. 119-121 Основ гражданского законодательства). При этом следует иметь в виду, что действие настоящей статьи распространяется как на розничные комиссионные торговые предприятия, к которым в соответствии с действующим законодательством относятся любые предприятия независимо от форм собственности, на которых они основаны, и их организационно-правовых форм, так и на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в случаях, когда указанные субъекты осуществляют реализацию товаров, принятых ими от граждан по договору комиссии.
Если розничным комиссионным предприятием потребителю реализован товар с недостатками, на который имеется неистекший гарантийный срок, то потребитель не лишается права, в случае недостижения соглашения с продавцом, требовать безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов по их устранению либо замены товара от изготовителя или предприятия, созданного им для этих целей, или предприятия, выполняющего указанные требования на основании договора с изготовителем (п. 3 ст. 17 Закона).
18. Обязанность разработки специальных правил безопасного использования, хранения, транспортировки и утилизации товаров (работ, услуг)
Согласно п. 4 ст. 5 Закона обязанность разработки специальных правил безопасного использования, хранения, транспортировки и утилизации товаров (работ, услуг) возлагается на изготовителя (исполнителя). При этом, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 10 Закона необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках приобретаемых товаров (работ, услуг), изготовитель (исполнитель) должен обеспечить изложение указанных правил в доступной форме, в том числе с помощью общепринятых символов и терминов. Указанные правила могут быть приведены в эксплуатационной документации, на упаковке, таре, товарном ярлыке либо на самом изделии.
19. О применении ст. 26 Закона
При применении ст. 26 Закона необходимо иметь в виду следующее:
1) Обязанность заключить договор о выполнении работ или оказании услуг с потребителем возлагается только на исполнителя, занимающего доминирующее положение на рынке. Доминирующее положение определяется в ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
2) Основаниями, дающими право исполнителю, занимающему доминирующее положение на рынке, отказаться от заключения договора о выполнении работ или оказании услуг с потребителем являются случаи, когда выполнение работы (оказание услуги) выходит за рамки уставной деятельности исполнителя или превышает его производственные возможности.
Выполнение работы (оказание услуги) выходит за рамки уставной деятельности исполнителя, если такой вид деятельности прямо не указан в учредительных документах или не объявлен им (в том числе не указан в правилах бытового и иных видов обслуживания). При этом деятельность, соответствующая уставным задачам, даже при отсутствии прямых указаний об этом в учредительных документах считается входящей в рамки его уставной деятельности.
При решении вопроса о том, что выполнение работы (оказание услуги) выходит за рамки производственных возможностей исполнителя необходимо иметь в виду следующее:
а) под производственными возможностями исполнителя понимаются его объективные возможности выполнить конкретный заказ потребителя (экономические, финансовые, технологические и т. д.);
б) поскольку ст. 26 Закона на исполнителя, занимающего доминирующее положение на рынке, возлагается обязанность организовать свою производственную или иную хозяйственную деятельность так, чтобы потребности граждан удовлетворялись надлежащим образом и бесперебойно, исполнитель должен доказать, что и приняв все зависящие от него меры, он не мог выполнить конкретный заказ потребителя. В связи с этим не могут рассматриваться в качестве таких оснований отсутствие на момент принятия заказа достаточного количества сырья и материалов, имеющихся у исполнителя, недостаточность квалификации работников исполнителя для выполнения заказа, недопоставка комплектующих изделий и запасных частей и т. д.
Обязанность доказывания того, что выполнение работы (оказание услуги) выходит за рамки уставной деятельности или производственных возможностей исполнителя согласно ст. 26 Закона возлагается на исполнителя, занимающего доминирующее положение на рынке.
20. О праве предъявлять иски в защиту неопределенного круга потребителей
В соответствии с абз. 5 п. 1 ст. 39 Закона ГКАП России и его территориальным управлениям предоставлено в случае обнаружения нарушения прав потребителей право предъявлять иски в суд и арбитражный суд. При этом закон не конкретизирует, т. е. не устанавливает ограничений на предъявление этими органами исков исключительно в защиту отдельных потребителей. В связи с этим ГКАП России и его территориальные управления вправе предъявлять иски и в защиту неопределенного круга потребителей.