Устойчивость автотранспортного средства при торможении - способность автотранспортного средства сохранять при торможении заданное направление скорости и заданную ориентацию своих осей.
Тормозная система - совокупность устройств, предназначенных для торможения автотранспортного средства.
Тормозное управление - совокупность всех тормозных систем автотранспортного средства.
Рабочая тормозная система - тормозная система, предназначенная для управления скоростью автотранспортного средства.
Стояночная тормозная система - тормозная система, предназначенная для удержания автотранспортного средства неподвижным.
Вспомогательная тормозная система - тормозная система, предназначенная для уменьшения энергонагруженности тормозных механизмов рабочей тормозной системы автотранспортного средства.
Орган управления тормозной системы - совокупность устройств, предназначенных для подачи сигнала начать торможение и для управления энергией, поступающей от источника или аккумулятора энергии к тормозным механизмам.
Тормозной путь - расстояние, пройденное автотранспортным средством от начала до конца торможения.
Начало торможения - момент времени, в который тормозная система получает сигнал о необходимости осуществить торможение. Обозначено точкой Н на схеме приложения 3.
Конец торможения - момент времени, в который исчезло искусственное сопротивление движению автотранспортного средства или оно остановилось. Обозначено точкой К на схеме приложения 3.
Полное торможение - торможение, в результате которого автотранспортное средство останавливается.
Экстренное торможение - торможение с целью максимально быстрого уменьшения скорости автотранспортного средства.
Установившееся замедление - среднее значение замедления за время установившегося торможения таууст автотранспортного средства. Обозначено jуст на схеме приложения 3.
Время запаздывания тормозной системы - интервал времени от начала торможения до момента появления замедления (тормозной силы). Обозначено таус на схеме приложения 3.
Время нарастания замедления - интервал времени от момента появления замедления до момента, в который замедление принимает установившееся значение. Обозначено таун на схеме приложения 3.
Время срабатывания тормозной системы - интервал времени от начала торможения до момента времени, в который замедление принимает установившееся значение. Обозначено тауср на схеме приложения 3.
Время срабатывания тормозного привода - время от начала приведения в действие органа управления тормозной системы до момента времени, когда давление в исполнительном органе тормозного привода, находящимся в наименее благоприятных условиях, достигает 75% давления, которое должно установиться в этом исполнительном органе при полном приведении в действие органа управления.
Тормозная сила - реакция опорной поверхности на колеса автотранспортного средства, вызывающая его торможение.
Общая удельная тормозная сила - отношение суммы тормозных сил на колесах автотранспортного средства к полному весу автотранспортного средства.
Асинхронность времен срабатывания тормозного привода звеньев автопоезда - модуль разности между значениями времени срабатывания тормозного привода звеньев автопоезда, непосредственно связанных между собой.
Линейное отклонение автотранспортного средства - расстояние между ортогональными проекциями точки автотранспортного средства, максимально отклонившейся в результате торможения, на плоскость дороги и на линию, образованную пересечением плоскости дороги с продольной центральной плоскостью автотранспортного средства в начале торможения.
Продольная центральная плоскость автотранспортного средства - плоскость, перпендикулярная плоскости дороги и проходящая через середину колеи автотранспортного средства.
Начальная скорость торможения - скорость автотранспортного средства в начале торможения.
"Холодный" тормозной механизм - тормозной механизм, температура которого, измеренная в непосредственной близости от поверхности трения тормозного барабана или тормозного диска, менее 100°С.
Нейтральное положение рулевого колеса (управляемых колес) - положение рулевого колеса (управляемых колес), соответствующее прямолинейному направлению движения автотранспортного средства при отсутствии возмущающих воздействий.
Суммарный люфт в рулевом управлении - суммарный угол, на который поворачивается рулевое колесо автомобиля под действием поочередно приложенных к нему противоположно направленных регламентированных усилий при неподвижных управляемых колесах.
Оплетка рулевого колеса - изделие, закрепленное на ободе рулевого колеса автотранспортного средства для улучшения его эргономических характеристик.
Ось отсчета - линия пересечения плоскостей, проходящих через центр рассеивателя светового прибора параллельно продольной плоскости симметрии автотранспортного средства (или перпендикулярно к задней оси) и параллельно дорожному полотну.
Фары типа R, HR - фары дальнего света (по ГОСТ 3544).
Фары типа C, HC - фары ближнего света (по ГОСТ 3544).
Фары типа CR, HCR - фары ближнего и дальнего света (по ГОСТ 3544).
Фары типа B - фары противотуманные.
Заднее защитное устройство (ЗЗУ) - по ГОСТ 29120.
Приложение 2
к ГОСТу 25478-91
Обязательное
Классификация автотранспортных средств
┌───────────┬───────────────────────┬───────────────────────────────────┐
│Категория │ Полная масса, т │Тип автотранспортного средства │
├───────────┼───────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│ М │ - │Автотранспортные средства с двига-│
│ 1 │ │телем, предназначенные для перевоз-│
│ │ │ки пассажиров, имеющие не более 8│
│ │ │мест для сидения, кроме водителя,│
│ │ │или созданные на их базе модифика-│
│ │ │ции, предназначенные для перевозки│
│ │ │мелких грузов (пикапы, универсалы и│
│ │ │т.п.), при полной массе, соответст-│
│ │ │вующей полной массе базовой модели│
│ │ │легкового автомобиля │
├───────────┼───────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│ M │ До 5 │То же, имеющие более 8 мест для│
│ 2 │ │сидения, кроме места водителя │
├───────────┼───────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│ M │ Св.5 │То же │
│ 3 │ │ │
├───────────┼───────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│ N │ До 3,5 │Автотранспортные средств с двигате-│
│ 1 │ │лем, предназначенные для перевозки│
├───────────┼───────────────────────┤грузов │
│ N │ Св. 3,5 до 12,0 │ │
│ 2 │ │ │
├───────────┼───────────────────────┤ │
│ N │ Св. 12,0 │ │
│ 3 │ │ │
└───────────┴───────────────────────┴───────────────────────────────────┘
Приложение 3
к ГОСТу 25478-91
Справочное
Схема тормозной диаграммы
таус - время запаздывания тормозной системы; таун - время нарастания замедления; таууст - время установившегося торможения; тауср - время срабатывания тормозной системы; jуст - установившееся замедление
Черт.2
Приложение 4
к ГОСТу 25478-91
Обязательное
Методика пересчета нормативов тормозного пути для различной начальной скорости торможения автотранспортного средства
Значение тормозного пути для начальной скорости торможения автотранспортного средства, отличной от указанной в табл.1, 2, определяется по формуле
2