Ведомственные строительные нормы ВСН 104-93 "Нормы по проектированию и устройству гидроизоляции тоннелей метрополитенов, сооружаемых открытым способом" стр. 8

12.24. Доставка битумных мастик к месту работ должна быть механизирована.
12.25. При необходимости доставки и перемещения горячей битумной мастики на рабочих местах вручную следует применять металлические бачки, имеющие форму усеченного конуса, обращенного широкой частью вниз, с плотно закрывающимися крышками и запорными устройствами. Не допускается использовать мастики с температурой выше 170°С.
______________________________
* СНиП 3.01.01-85 "Организация строительного производства", "Сборник карт операционного контроля качества работ в тоннеле- и метростроении", М., ВПТИтрансстрой, 1980, 1984. "Пособие по оценке качества строительно-монтажных работ при сооружении линий метрополитенов", М., ЦНИИС, 1988.
Приложение 1
Обязательное

Указания по приготовлению битумного лака для грунтовки изолируемой поверхности

1. Битумный лак на месте работ изготавливают растворением горячего битума марки БН 70/30, БНД 40/60 или пластбита в растворителе - нефрасе С 50/170.
2. Необходимо принимать следующее соотношение компонентов в битумном лаке: битум - 1 часть, растворитель - 2-3 части. Вязкость битумного лака должна быть от 10 до 15 с (при сточном капилляре диаметром 5 мм и температуре плюс 20°С).
3. Дозированное количество расплавленного обезвоженного и охлажденного до плюс 90°С битума вливают тонкой струей при непрерывном перемешивании в емкость с дозированным количеством растворителя.
4. Битумный лак перемешивают либо в лопастных мешалках с плотно закрывающимися крышками, либо в емкостях с крышками, снабженными легкой пневмодрелью ИП-1007, имеющей частоту вращения 450 об/мин.
5. Битумный лак при необходимости хранения затаривают в герметично закрытые сосуды (бочки, фляги, бидоны).
6. Битумный лак в таре хранят в огнестойком помещении вдали от огня.
7. Загустевший при хранении бутумный лак разжижают растворителем, который добавляют в количестве, необходимом для получения битумного лака требуемой вязкости.
Приложение 2
Обязательное

Инструкция по приготовлению и транспортированию битумной мастики

Приготовлять (варить) битумную мастику следует в битумоварочных установках оборудованных форсунками на жидком топливе или электрообогревом.
Каждый котел должен быть снабжен плотно закрывающейся крышкой с откидной на шарнирах половиной для загрузки битума.
При битумоварочной установке должно быть не менее 1 песка; при отсутствии последнего варка мастики запрещается.
При каждой битумоварочной установке должна быть вывешена инструкция с указанием температур подогрева мастики и способа борьбы с воспламенением битума.
Битум должен раскалываться на небольшие куски и загружаться в котел на 3/4 его объема через загрузочную воронку, располагаемую со стороны противоположной топке. Битум в котле во время обогрева должен постоянно перемешиваться до полного расплавления.
Мастика считается готовой через час после исчезновения пены на ее поверхности и при нагреве до температуры +175°С, но не выше +180°С. В этот момент огонь в топке котла следует уменьшить и поддерживать температуру мастики на уровне +175°С. Длительный свыше 8 ч подогрев одной и той же порции готовой мастики при температуре +175°С не допускается.
Котлы должны очищаться не реже одного раза в три дня, a при засоренности битума - чаще. Чистить следует неостывший (теплый) котел.
Готовая мастика должна сливаться из котла в металлические бачки или термосы через кран, вмонтированный в нижнюю часть котла, и доставляться в них к месту работы. При сливе мастики бачок или термос должен устанавливаться, так чтобы горло его было ниже крана не более чем на 10 см. Термосы или бачки должны заполняться мастикой не более чем на 3/4 своего объема.
Металлические бачки или термосы рекомендуется делать диаметром 350 мм, высотой 550 мм, с герметически закрывающейся откидной крышкой. К верхним краям термоса или бачка должны быть прикреплены проушины, в которые вставляется стержень при переноске его двумя paбочими.
Пути транспортирования мастики от варочного помещения до места спуска в котлован и в котловане до места работ должны быть освобождены от посторонних предметов, выровнены или покрыты дощатым настилом.
При большем объеме работ допускается подавать мастику к рабочему месту по вертикальному или наклонному металлическому битумопроводу, располагаемому на расстоянии не менее 1,5 м от стенки котлована. В этом случае в верхней части битумопровода у приемной воронки должна быть устроена площадка со сплошным без щелей дощатым настилом и ограждающими ее сплошными бортами высотой не менее 0,25 м и барьером. Приемная воронка должна быть снабжена откидной крышкой, которую необходимо закрывать немедленно после слива мастики в воронку.
В нижней части бутумопровод# должен быть снабжен запорным краном (или задвижкой) и защитным конусом. Нижняя кромка защитного конуса должна быть выше горла подставляемого бачка или термоса не более чем на 10 см. При сливе мастики в битумопровод запорный кран или задвижка должны быть обязательно закрыты, поэтому устройство сигнализации, предупреждающей работающих о начале слива мастики в битумопровод, является обязательным.
При большом объеме работ или большом числе объектов рекомендуется изготовлять мастику централизованно и доставлять к месту работ в утепленной таре. Для подогрева мастики на месте работ могут употребляться электротермосы или электробитумоварки.
При изготовлении мастики с добавкой пластификатора дозированное количество пластификатора добавляют в емкость с расплавленным битумом при непрерывном перемешивании.
Приложение 3
Обязательное

Правила техники безопасности при пользовании сжиженным газом

При устройстве наплавляемой гидроизоляции с применением газовоздушных пропановых горелок ГВПН, ГВ-1 и ГВПЛ административно-технический персонал, связанный с транспортировкой и применением сжиженного газа, должен соблюдать действующие "Правила устройства и безопасности эксплуатации сосудов, работающих под давлением".
Выдержки из правил, с учетом специфики объекта, должны быть вывешены на рабочих местах.
К производству работ по газопламенной наклейке гидроизоляционных материалов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, прослушавшие техминимум и выдержавшие соответствующие испытания.
Выполнение гидроизоляционных работ с использованием сжиженных газов в закрытых тоннелях и других подземных сооружениях запрещается.

1. Хранение и транспортировка сжиженных газов

Баллоны со сжиженным газом должны храниться в специальном помещении из несгораемых или трудносгораемых материалов.
Полы в складах для баллонов должны быть ровные с нескользкой поверхностью из материалов, исключающих искрообразование при ударе о них каким-либо предметом.
Электроосвещение складов для баллонов со сжиженным газом должно отвечать требованиям, предъявляемым к помещениям класса В-1; электрические выключатели должны быть вынесены за пределы складов.
В этих помещениях должны быть предусмотрены меры противопожарной безопасности: внутри помещения должны находиться огнетушители из расчета один огнетушитель на десять баллонов сжиженного газа; снаружи помещения, у входа в него, должны находиться ящик с песком и доска с противопожарным инвентарем.
Баллоны на складе должны быть установлены вертикально; их следует предохранять от нагрева.
Совместное хранение в одном помещении баллонов для сжиженного газа и кислорода как наполненных, так и порожних воспрещается.
Наполненные или порожние баллоны для сжиженного газа должны быть предохранены от соприкосновения с токоведущими проводами. Расстояние между баллонами и токоведущими проводами должно быть не менее 1 м (по горизонтали).
Получать, перевозить баллоны и следить за их хранением разрешается лицам, сдавшим экзамены по техническому минимуму и обращению с баллонами для газов.
При транспортировке баллонов необходимо следить, чтобы они не ударялись друг о друга.
В процессе работы балллоны# должны быть установлены вертикально и закреплены.
При перевозке в бортовых автомобилях между баллонами должны быть прокладки. В качестве прокладок могут быть использованы деревянные бруски с гнездами, резиновые или веревочные кольца толщиной не менее 25 мм (по два кольца на баллон) или другие средства, предохраняющие баллоны от удара друг о друга. Автомобили, на которых перевозят баллоны со сжиженным газом, должны быть снабжены огнетушителями.
На небольшие расстояния баллоны должны перевозиться на специальных тележках или переноситься на носилках двумя рабочими. При переноске баллонов по лестницам необходимо прикреплять их к носилкам ремнями. Внутри помещения, имеющего неметаллический ровный пол, разрешается кантовать баллоны в наклонном положении.
Запрещается переносить баллоны на плечах, перекатывать или тащить волоком по земле или по полу зa вентиль.
Баллоны, конструкция которых предусматривает съемные колпаки на горловинах, должны транспортироваться только с навернутыми колпаками. Отвинчивание туго навернутых колпаков с помощью ударов запрещается.