7. При подборе смеси следует стремиться к получению наиболее плотной смеси заполнителей, по своему гранулометрическому составу отвечающей требованиям, указанным в таблице.
8. Объемная масса битумно-минеральной смеси должна находиться в пределах от 1,5 до 1,8 .
9. Образцы битумно-минеральной смеси подобранного состава должны пройти полные физико-механические испытания в соответствии с ГОСТ 12801-84 с тем изменением, что вместо образцов-цилиндров для испытаний на сжатие изготовляют образцы-кубы 10x10x10 см, уплотняемые вибрированием или штыкованием.
10. Битумно-минеральная смесь должна удовлетворять следующим основным требованиям, обеспечивающим долговечность защитных покрытий в процессе эксплуатации:
а) деформативная устойчивость в диапазоне температур от минус 40 до плюс 40°С;
б) коррозийная устойчивость в условиях моря (водостойкость и морозостойкость);
в) устойчивость против старения.
11. Основные физико-технические характеристики битумно-минеральных смесей должны соответствовать следующим значениям:
а) водонасыщение не более 3,5% по объему;
б) набухание не более 1% по объему;
в) временное сопротивление сжатию при температуре 20°С не менее 1,5 МПа (для пластичных и малопластичных смесей, укладываемых с уплотнением);
г) то же при 50°С не менее 0,6 МПа;
д) временное сопротивление растяжению при температуре 20°С не менее 1,0 МПа;
е) коэффициент водоустойчивости не менее 0,9;
ж) коэффициент теплоустойчивости не более 3.
12. Приготовление битумно-минеральной смеси может быть организовано на одном из стационарных асфальтобетонных заводов, расположенном в районе строительства. При отсутствии завода приготовление битумно-минеральной смеси необходимо организовать на строительстве передвижных установок.
13. Процесс приготовления таких смесей аналогичен приготовлению асфальтобетонов и состоит из следующих операций:
а) дробление, грохочение и рассев минеральных материалов;
б) сушка и нагрев минеральных материалов;
в) дозировка вяжущего и заполнителей;
г) смешение компонентов смеси в горячем состоянии.
14. В зависимости от объема работ, выбранного способа устройства защитного пояса и имеющегося оборудования могут быть применены следующие варианты устройства защитного покрытия:
I вариант - приготовление битумно-минеральной смеси производится на месте с применением передвижной смесительной установки. Укладка горячей смеси выполняется методом литья или методом бетонирования с помощью вибрирования с пригрузом, а в недоступных для вибраторов мостах - путем трамбования.
II вариант - битумно-минеральная смесь приготавливается на асфальтобетонном заводе и в горячем состоянии транспортируется к месту строительства. Укладка производится так же, как и в варианте 1.
III вариант - устройство защитного покрытия производится путем облицовки элементов конструкций плитами, изготавливаемыми на асфальтобетонном заводе. Заделка стыков и швов выполняется с применением горячего битума и битумно-минеральной смеси с мелким заполнителем (до 2 мм).
IV вариант - на асфальтобетонном заводе приготавливаются плиты из битумно-минеральной мастики (смесь без крупного заполнителя), которая затем на месте строительства разогревается в котлах с добавлением крупного заполнителя и в необходимых случаях - битума для получения битумно-минеральной смеси нужного состава.
V вариант - битумно-минеральная смесь приготавливается на месте строительства в открытых котлах и используется для изготовления защитных плит и для заливки этой смеси непосредственно в опалубку.
При устройстве покрытия по I и IV вариантам обеспечивается сплошность и монолитность защитного покрытия, что в значительной степени определяет высокое качество тепловой защиты.
По II варианту это может быть достигнуто при четкой организации транспортировки смеси от завода до места строительства по строго установленному графику и с подогревом смеси.
По III варианту для получения сплошности и монолитности теплоизоляционного покрытия желательно применение плит по возможности наибольших размеров с тщательной проработкой швов горячим битумом. Размер плит должен быть установлен в зависимости от условий транспортирования и кранового оборудования.
V вариант устройства защиты допускается применять только при небольшом объеме работ.
15. Перед употреблением в дело битум должен быть обезвожен. При приготовлении битумно-минеральной смеси вручную допускается применение заполнителей в воздушно-сухом состоянии.
16. Температура нагрева битума и битумно-минеральной смеси не должна превышать 180 - 190°С. Температура смеси при укладке должна быть в пределах 160 - 170°С. Укладывать остывшую смесь запрещается.
17. Во всех случаях должна быть организована доставка горячей смеси к месту укладки с минимальной потерей тепла; допускается снижение температуры смеси не более чем на 20°С.
18. Работы по устройству защиты путем укладки горячей битумно-минеральной смеси в опалубку на сооружении проводятся в летнее время в сухую погоду. В дождливую погоду работы должны быть прекращены.
19. Укладка горячей смеси должна производиться по возможности большими порциями, поэтому должно быть организовано непрерывное и равномерное поступление смеси к месту производства работ.
Укладку следует прерывать вертикальными швами путем установки временных дощатых ограждений.
20. С возобновлением укладки следует обеспечить достаточный разогрев и оплавление ранее уложенной и затвердевшей смеси для получения плотного соединения на участках стыка и создания сплошности слоя на всем его протяжении.
21. Битумно-минеральная смесь, применяемая для устройства защитного покрытия путем заливки ее в горячем состоянии за опалубку, должна иметь литую консистенцию. Смесь при такой консистенции быстро расплывается в заполняемом объеме и укладка ее производится без вибрирования. При более вязких смесях с медленным расплавом должно применяться штыкование или вибрирование с пригрузом. Такие смеси следует применять для изготовления облицовочных плит.
22. Продолжительность вибрирования зависит от температуры, степени пластичности смеси, типа вибратора и других факторов и должна устанавливаться опытным путем.
23. Распалубку плит, изготовляемых вне сооружения, следует производить после того, как они примут температуру окружающего воздуха.
24. Летом плиты должны храниться в затененных местах в штабелях высотой до 1 м и с обязательной установкой прокладок между ними.
25. В теплое время года с температурой воздуха не ниже 10°С транспортирование плит с завода к месту строительства следует производить в специальных кассетах рамочного типа.
26. Конструкция защитного покрытия из плит, их размеры и способы крепления к сооружению должны включаться в состав проекта.
27. Перед установкой плит на место в зоне переменного уровня насухо (в период отлива) вся поверхность опалубки и прилегающая к ней поверхность плиты, а также бетонная поверхность в пределах зоны защиты должна быть покрыта горячим битумом. Перед установкой плит в подводной части вся поверхность плит также покрывается толстым слоем горячего битума.
28. Заделка швов между плитами шириной до 10 мм производится путем заливки их горячим битумом, а более широких - горячей битумно-минеральной смесью с мелким заполнителем (фракции меньше 2 мм).
29. В процессе приготовления битумно-минеральной смеси должен быть установлен контроль за дозированием материалов, качеством перемешивания, температурным режимом и качеством исходных материалов. Основные показатели работы смесительной установки и результаты контроля фиксируются в рабочем журнале.
30. Контроль прочности битумно-минеральной смеси производится на образцах-кубах 10x10x10 см, взятых при укладке ее в изделия.
На каждые 50 смеси производится определение следующих физико-механических свойств: объемной массы, плотности, водонасыщения, набухания, временного сопротивления сжатию (при температуре воздуха 18 - 20°С).
За исключением формы образцов и способа их приготовления испытание битумно-минеральной смеси производится в соответствии с указаниями ГОСТ 12801-84.