Ведомственные строительные нормы ВСН 137-89"Проектирование, строительство и содержание зимних автомобильных дорог в условиях Сибири и Северо-Востока СССР"(утв. Минтрансстроем СССР от 4 сентября 1989 г. N АВ-445) стр. 13

Таблица 24
Характер деформаций и повреждений снежного и ледяного полотна автозимникаНаиболее вероятные причины возникновения повреждений
1. Снежное (снежно-ледяное) полотно сухопутных автозимников
Истирание (срез) полотна, особенно сильное и неравномерное на участках торможения автомобилейНедостаточная износостойкость поверхности полотна (малая связность); проскальзывание (буксование) колес автомобиля
Выбоины и выкрашивание, наиболее часто встречающиеся разрушения полотна в виде постепенно углубляющихся впадин (особенно интенсивно при скоростях движения свыше 40 км/ч)Недостаточное сопротивление снежного полотна касательным усилиям от колес автомобилей, выбивающих частицы снега, которые потом сдуваются вихревыми потоками воздуха ("пыление" дороги)
Колеи, ухабы, характерные для малопрочного снежного полотнаНедостаточная плотность снега в полотне; эксплуатация автозимника при температурах воздуха, близких к 0°С
Просадка на полосах наката (прогиб в поперечном сечении) значительной протяженности; местные проломы полотна на небольших участкахНедостаточная прочность всей конструкции. Неправильно устроенная одежда (снежно-ледяная плита малой толщины лежит на слабоуплотненном слое снега); длительный период эксплуатации снежной одежды, когда ее нижние слои разрыхлились в результате сублимации (превращение частиц снега в пар)
Определение полос наката с образованием тонкой пленки льда, значительно ухудшающей эксплуатационные характеристики автозимника (коэффициент сцепления уменьшается примерно в 3 раза)Кратковременные изменения температуры воздуха от отрицательных до положительных при непрекращающемся движении транспортных средств
Наледные образования в виде бугров, рыхлого или плотного льдаВыход грунтовых и подземных вод на поверхность
II. Ледяное полотно ледовых автозимников
Радиальные трещины на значительной площади ледяного покроваЗначительное превышение допустимых для данной толщины нагрузок; лед работает в стадии вязкопластических деформаций
Продольные трещины значительной протяженности, образующиеся, как правило, на границе расчищенного от снега ледяного покрова и льда со снежным покровомРезкие колебания температур на образе полотна ("холодный", расчищенный от снега лед и менее "холодный" лед под снежным покровом)
Проломы (местные разрушения ледяного покрова)Участки с висячим льдом (между льдом и водой воздушная прослойка)
Наплывы, бугры наледного происхожденияВспучивание льда водой, зажатой в замкнутом пространстве; разрывы льда и выход воды на поверхность; замерзание поверхностной воды
Поперечные и продольные разрывы льдаНеправильная эксплуатация автозимника: не выдержаны необходимые интервалы и скорости движения автомобилей; допущены их длительные стоянки на льду
6.2. Состояние снежного и ледяного полотна автозимников контролируют путем визуальных наблюдений с отметкой в специальном журнале мест разрушений, вида деформаций и намечаемых мероприятий по их устранению. Проводят также проверочные проезды на автомобиле с регистрацией скорости движения и оценкой удобств, и безопасности движения по участкам автозимника.
Состояние автозимника оценивают в баллах согласно табл. 25.
Таблица 25
Оценка состояния дороги, баллыСкорость, порожнего автомобиля, км/чСостояние поверхности дороги
5До 70Гладкая, ровная, хорошо укатанная и оледеневшая. Плотность снега в слое износа более 0,65 г/см3
4До 50Ровная, укатанная. Неровности не глубже 3 см на площади не более 5%. Плотность снега 0,65- 0,55 г/см3
3" 30Неровности глубиной до 7 см на площади до 10%. Редкие выбоины глубиной до 10 см. Плотность снега около 0,5 г/см3
2" 15Глубокие колеи, ухабы и выбоины на площади более 10%. Плотность снега на полотне менее 0,5 г/см3
1Полное прекращение автомобильного движенияГлубокий рыхлый снег плотностью ниже 0,3 г/см3

Содержание и ремонт проезжей части

6.3. Содержание проезжей части включает:
устранение деформаций и разрушений, возникающих на полотне автозимника в процессе его эксплуатации;
проведение мероприятий по уменьшению снегозаносимости дороги и ликвидации снежных заносов;
выполнение мероприятий по предупреждению выхода наледных вод на проезжую часть и ликвидации наледи.
6.4. Деформации истирания, выбивания, выкрашивания и раздавливания материала полотна (см. табл. 24) устраняют регулярно, не допуская образования глубоких выбоин и колей (более 5 см), с помощью прицепных угольников, автогрейдеров или фрезерно-виб-рационных машин. При использовании фрезерно-вибрационных машин рыхление и уплотнение снега на деформированных участках производят только на глубину верхнего слоя - до 15 см.
Колеи, ухабы, просадки (проломы), отдельные глубокие ямы и выбоины, которые трудно ликвидировать прицепными угольниками и автогрейдерами, заделывают снегом и тщательно уплотняют (желательно с поливкой водой).
6.5. Для обеспечения безопасности движения следует поддерживать коэффициент сцепления шин с дорогой . При образовании скользкой ледяной корки на уплотненном слое снега по поверхности проезжей части рассыпают материалы (песок, мелкий гравий, топливный шлак, мелкодробленный каменный материал), повышающие коэффициент сцепления шин с дорогой.
Однако эта операция требует значительных затрат времени и средств и не может быть выполнена на всем протяжении автозимника, поэтому необходимо временно ограничить скорость движения автомобилей. Снег по мере выпадания немедленно уплотняют, что позволяет закрыть ледяную корку и снять ограничения скорости движения.
Каменные материалы рассыпают пескоразбрасывателями на подъемах и спусках, кривых малого радиуса, участках с плохой видимостью и в других местах, где особенно часто требуется экстренное торможение.
6.6. Для повышения безопасности движения и снижения затрат на обеспечение требуемой степени шероховатости покрытия в течение всего срока службы автозимника целесообразно перед вводом его в эксплуатацию наносить шероховатый слой износа путем дождевания в морозном воздухе гидропульпы (см. п. 5.56) на крутых спусках и подъемах, на кривых малого радиуса, на участках пересечений и примыканий дорог, на участках с недостаточной видимостью и т.п. При этом гидропульпу можно доставлять с близлежащих водоемов утепленными, специально оборудованными (сосун, мотопомпа, дождеватель) автоцистернами.
6.7. К мероприятиям, уменьшающим заносимость автозимника снегом и улучшающим его эксплуатационные качества, относятся:
систематическое уплотнение на полотне свежевыпавшего снега и метелевых отложений небольшой толщины;
уширение полотна автозимника;
перетрассирование отдельных, нерационально запроектированных участков;
создание, надлежащее содержание и правильная эксплуатация снегозащитных ограждений в соответствии с пп. 6.17 - 6.21.
Снегоочистку на автозимниках следует максимально ограничивать, применяя во всех случаях, когда это возможно, уплотнение снега на полотне. В тех случаях, когда необходимость в снегоочистке возникает, применяют те же способы и машины, что и при очистке постоянных автомобильных дорог от снега.
Свежевыпавший снег и метелевые отложения на полотне автозимника уплотняются проезжающими автомобилями, либо для этих целей применяют снегоуплотняющие машины; при этом постепенно увеличивается высота снежного полотна, уменьшается его снегозаносимость, улучшается ровность проезжей части и снижается скользкость полос наката.
6.8. Основные деформации ледяного покрова (трещины, проломы, разрывы льда) возникают обычно в результате неправильной эксплуатации ледовых автозимников и переправ. В процессе эксплуатации автозимников на ледяном покрове необходимо систематически оценивать грузоподъемность льда в соответствии с табл. 8 и регулировать движение.
Для предупреждения деформаций ледяного полотна (см. табл. 24) необходимо:
не допускать пропуска нагрузок, превышающих расчетные для данной толщины льда;
при толщине льда, соответствующей расчетным нагрузкам, ограничивать скорость движения транспортных средств до 15 - 20 км/ч, не допуская образования подледной волны с критической скоростью (рис. 23), совпадающей со скоростью движения транспортных средств;
устанавливать скорость движения на ледовых переправах через малые реки глубиной до 4 м, а также на всех переправах длиной до 200 м - до 10 км/ч, при глубине водоема до 6 м - до 15 км/ч, а на более глубоких - до 20 км/ч;
выдерживать дистанции между движущимися автомобилями и тракторами или расстояние между осями переправ не менее установленных норм (см. табл. 8); не допускать обгона автомобилей на близком расстоянии;
не допускать стоянки транспортных средств на льду, если он не имеет запаса прочности; если лед имеет запас прочности, допустимую продолжительность стоянки транспортных средств на льду принимать ориентировочно по табл. 18 или рассчитывать согласно п. 6.9;
своевременно перемещать путевые здания на новые места после каждой интенсивной метели, если у зданий образуются мощные снежные сугробы, а также через интервалы времени, установленные расчетом согласно п. 6.9;
систематически следить за чистотой льда и снега на полосе движения, у путевых зданий, а также на специально оборудованных для стоянки автомобилей площадках: загрязнение льда и снега ведет к ослаблению ледяного покрова и его подтаиванию под влиянием солнечной радиации.
6.9. Допустимое время стоянки на льду автомобильного транспорта, строительных машин, передвижных и временных зданий определяют по формуле
,
где v и - коэффициенты, учитывающие изменение упругих и вязких свойств льда по толщине ледяного покрова (рис. 24);
и - допустимая и фактическая нагрузка (масса автомобиля) на ледяной покров, определяемая по табл. 8, т;
- коэффициент; при недопущении развития в ледяном покрове радиальных и концентрических трещин , при допущении в ледяном покрове мокрых сквозных трещин .
6.10. Трещины, образующиеся на ледяном покрове, необходимо немедленно заделывать.
Хорошо видимые, несквозные трещины небольшой ширины (до 2 см) заливают водой; сквозные широкие трещины сначала заполняют колотым льдом, уплотненным снегом, а затем заливают водой. Трещины длиной 2 - 3 м и шириной до 10 -15 см могут быть заморожены без прекращения движения, но при этом следует увеличить дистанцию между движущимися транспортными средствами до 70 - 100 м.
При образовании сетки трещин, сквозных трещин длиной более 2-3 м и шириной свыше 15 см и промоин движение по полосе наката следует временно закрыть и перенести на запасную полосу, а трещины заделать.
На температурных швах (становых трещинах) сооружают настилы из прогонов и лежней, шарнирно скрепленных между собой.
6.11. При эксплуатации ледовых переправ для пропуска сверхтяжелых грузов (80 т и более) необходимо периодически проверять грузоподъемность ледяного покрова путем протаскивания блоков различной массы. Такие испытания следует сочетать с замером прогибов ледяного покрова с помощью высокоточного нивелира, устанавливаемого на расстоянии не менее 100 м от груза. Если ледяной покров полностью восстанавливается после испытания на заданную грузоподъемность, то переправа считается принятой. При остаточных пластических деформациях более 5% толщины льда испытания следует прервать и усилить ледяной покров. Масса блоков для испытания ледяного покрова должна превышать расчетную массу транспортируемых грузов на 10%. Результаты испытаний оформляют актом согласно рекомендуемому приложению 10.
6.12. Особенно тщательно необходимо контролировать состояние ледяного покрова и устанавливать допустимые нагрузки на него согласно табл. 8 в весенний период.
Для продления срока службы ледовых переправ рекомендуется не допускать образования колейности, регулируя движение и используя ночные заморозки для исправления проезжей части.
6.13. Перед подвижкой льда деревянный настил с ледовой переправы должен быть снят. При этом настил освобождают ото льда, демонтируют колесоотбойные брусья и колесопроводы по секциям.
Освобожденные элементы вытаскивают на берег с помощью тракторных лебедок и укладывают в штабеля по элементам (колесопроводы, колесоотбойные брусья, поперечины и т.д.) на летнее хранение.
6.14. На автозимниках с продленными сроками эксплуатации служба ремонта и содержания в теплый период года должна выполнять следующие мероприятия: