Ведомственные строительные нормы ВСН 137-89"Проектирование, строительство и содержание зимних автомобильных дорог в условиях Сибири и Северо-Востока СССР"(утв. Минтрансстроем СССР от 4 сентября 1989 г. N АВ-445) стр. 14

профилировать поверхность полотна регулярно и тщательно, поддерживая выпуклое очертание поперечного профиля земляного полотна;
проводить ремонт и устранять деформации и разрушения, возникающие на дорожном покрытии и земляном полотне в процессе эксплуатации;
укреплять ненадежные участки и ликвидировать размывы полотна дороги;
не допускать скопления воды на проезжей части и систематически отводить поверхностные воды за пределы дорожного полотна;
засыпать проезжую часть дороги опилками, порубочными остатками, шлаком и т.п. на подъемах и спусках, а также на других слабых участках, где наблюдается интенсивное оттаивание теплоизолирующего полотна;
своевременно подготавливать к пропуску паводков водопропускные сооружения (мосты, трубы) и контролировать их работу в течение всего теплого периода года.
6.15. Профилирование и утюжку полотна дороги осуществляют автогрейдерами, угольниками и волокушами, обеспечивая удаление или уплотнение рыхлого снега, воды, скопившейся в колеях.
Колеи и выбоины, которые невозможно устранить утюжкой и профилировкой, следует засыпать грунтом, предусматривая его уплотнение проходящим транспортом.
6.16. В местах образования размывов полотна дороги рекомендуется устраивать деревянные сланцевые настилы или лотки для пропуска поверхностных вод.

Защита от снежных заносов

6.17. Для предотвращения снежных заносов на автозимниках рекомендуется применять защитные средства (переносные щиты, снегозадерживающие траншеи, снежные валы, изгороди из хвороста или лапника), действие которых основано на задержании переносимого ветром снега.
Конструкции переносных щитов, правила их установки и эксплуатации на автозимниках те же, что и на дорогах постоянного действия.
6.18. Снегозадерживающие траншеи прокладывают в начале зимы проходами машин по снегу или снятием мохорастительного покрова и укладкой его в валики. Траншеи в снегу с одновременным созданием снежного валика (снежной стенки) устраивают при толщине снежного покрова до 40 см риджорно-отвальными снегопахами, более 40 см - бульдозерами или двухотвальными тракторными снегоочистителями.
Если по некоторым причинам (малая толщина снежного или мохорастительного покрова) нельзя создать достаточно глубокие траншеи, рекомендуется их прокладку сочетать с установкой простейших снегозадерживающих устройств, например щитов высотой 1,0 - 1,5 м с просветностью около 50%.
6.19. Траншеи прокладывают вдоль снегозаносимых участков параллельно дороге независимо от преобладающего направления метелевых ветров.
Эффективность снегозадерживающих траншей возрастает с увеличением их глубины и высоты валов. Траншеи, проложенные по мелкому снежному покрову, плохо защищают от снега, но являются основой для формирования глубоких траншей при повторной их прокладке после заносов.
6.20. Количество прокладываемых траншей зависит от объема снегопереноса на данном участке дороги и ориентировочно назначается по табл. 26.
6.21. После заноса траншеи на половину глубины следует закладывать новую траншею. Порядок возобновления траншей устанавливают с учетом объема и направления снегопереноса; при этом новую траншею необходимо располагать на расстоянии не менее 15 м и не более 60 м от дороги.
Таблица 26
Объем снегопереноса за зиму, м3/мКоличество незанесенных траншей на участке перед каждой метельюРасстояние от ближайшей траншеи до бровки дороги, м
50115
100220
150325
200430
Примечания: 1. Траншеи устраивают вдоль дороги со стороны господствующих ветров или распределяют равномерно в зависимости от снегопереноса с правой и левой сторон дороги.2. Если толщина снежного покрова небольшая и траншеи получаются неглубокие (менее 1 м), то количество одновременно устраиваемых траншей должно быть в 2 раза больше требуемого по таблице.
Расстояние между траншеями принимают от 10 до 20 м: чем больше глубина траншеи и высота снежных валов, тем значительнее должно быть расстояние между ними.

Борьба с наледями и лавинами

6.22. Для борьбы с наледями на автозимниках применяют:
активизацию наледного процесса на безопасном расстоянии от полотна дороги;
задержание наледи и недопущение выхода наледных вод на полотно дороги;
тепловую мелиорацию наледных участков.
6.23. Активизацию наледного процесса на безопасном расстоянии от полотна дороги осуществляют с помощью грунтовых мерзлотных поясов простейшего типа и наледных поясов.
6.24. Грунтовый мерзлотный пояс закладывают перпендикулярно грунтовому потоку в заболоченных логах с неглубоким залеганием водоупорного слоя. Пояс представляет собой расчищенную полосу шириной 12 - 15 м и глубиной 0,8 м. Расчистку ведут бульдозером, укладывая мохорастительный покров и грунт валом по низовой кромке пояса.
При необходимости устраивают несколько мерзлотных поясов с расстоянием между ними 20 - 30 м. Лес и кустарник вырубают между поясами, а также выше верхнего пояса шириной 20 - 30 м. С наступлением устойчивых морозов выпадающий снег систематически убирают с полотна мерзлотного пояса и укладывают на вал из грунта и мохорастительного покрова. Весной, после оттаивания наледи, полотно мерзлотного пояса изолируют настилкой из хвойного лапника толщиной 0,3 - 0,5 м, опилок или мха толщиной 0,2 - 0,3 м. Изолирующий настил убирают осенью перед наступлением устойчивых морозов.
6.25. Наледные пояса применяют для активизации наледного процесса в удалении от полотна автозимника на малых водотоках. Наледный пояс представляет собой расчищенный, спланированный и мощенный камнем участок русла, располагаемый не менее чем в 100 м от полотна дороги. Ширину пояса выбирают таким образом, чтобы водный поток распластывался слоем толщиной до 2 см, а его длину принимают не менее 20 м. В пределах наледного пояса водный поток должен охлаждаться до 0°С и ниже.
6.26. Наледь у полотна дороги задерживают временными заборами, представляющими собой заграждение из инвентарных щитов размером 2x2 или 2x1 м, низкосортного леса или горбыля, укрепленных на заранее расставленных кольях. Перед началом эксплуатации заборы с обеих сторон обсыпают снегом, который для повышения водонепроницаемости пропитывают водой.
Если на наледном участке имеется водозабор, то для задержания наледи можно использовать ледяные валы, намораживаемые дождеванием.
6.27. Тепловую мелиорацию наледных участков проводят при выходе наледных вод непосредственно у полотна дороги или у искусственных сооружений. При этом утепляют русло водотоков в пределах мостовых переходов, подпруживают водоток, утепляют каптирующие, водоотводящие канавы и лотки и прилегающие к ним территории, устраивают насыпи и накапливают снег траншеями или щитами в придорожной полосе.
6.28. Утепляют русло инвентарными деревянными щитами из горбылей и досок или накатом из тонкомерного низкосортного леса с последующей укладкой слоя мха или опилок. Толщину слоя утеплителя принимают ориентировочно по табл. 27 в зависимости от вида грунта в ложе ручья.
Таблица 27
Характеристика грунта в ложе ручьяМатериал утеплителяТолщина слоя утеплителя, м
при толщине снега 15 смбез снежного укрытия
Песок крупнозернистый влажныйМох0,40-0,600,55-0,90
Опилки0,45-0,700,65-1,00
Дресва и гравий с мелкими валунамиМох0,20-0,400,32-0,55
Опилки0,25-0,500,35-0,60
Русла утепляют следующим образом. Вдоль спрямленного и углубленного русла по обеим сторонам укладывают тонкомерный круглый лес или жерди по 5 - 6 шт. в ряд. На этом основании перед наступлением устойчивых морозов размещают деревянные щиты размером 2x1,5 м. Мох для утепления заготавливают в стороне от наледного участка, на расстоянии не менее 0,5 км от дороги.
Весной, с наступлением положительных температур, слой утеплителя (мох, опилки) снимают и складируют до следующей зимы, щиты укладывают в штабель.
6.29. Подпруживание водотоков рекомендуется применять на малых и средних водотоках с явно выраженным руслом реки. Для подпруживания водотока ниже мостового перехода (наледного участка) устраивают водонепроницаемую перемычку с водопропускным лотком в ее верхней части.
6.30. Для защиты автозимников от снежных лавин применяют, как правило, следующие мероприятия: сброс лавин минометным обстрелом; сброс лавин подпиливанием снежных карнизов тросом; предупреждение снегонакопления в лавиносборах путем устройства на водоразделах каменных стенок и установки деревянных щитов; предупреждение схода лавин со склонов установкой надолб на склонах и в логах.
6.31. Искусственный вызов схода лавин целесообразен лишь в местах выхода лотковых лавин из эрозионного вреза. Единовременное накопление снега в таких лавиносборах меньше, чем в других, поэтому можно несколько раз за зиму постепенно разгружать склон от снега и расчищать дорогу.
Сброс лавин путем подпиливания снежных карнизов тросом допускается лишь в тех случаях, когда есть возможность проникнуть на безопасные поверхности водоразделов (плато).

Организация дорожной службы

6.32. Дорожная служба выполняет следующие работы по содержанию автозимника:
ежегодно в осенне-зимний период устраивает снежное (снежно-ледяное) полотно на сухопутных автозимниках или подготавливает поверхность льда на ледовых автозимниках;
систематически устраняет повреждения и деформации снежного и ледяного полотна, возникающие в процессе эксплуатации автозимника;
ведет борьбу со снежными заносами;
осуществляет противоналедные и противолавинные мероприятия;
поддерживает в исправном состоянии элементы обстановки пути и искусственные сооружения;
выполняет мероприятия по продлению сроков эксплуатации автозимников;