Ведомственные строительные нормы ВСН 137-89"Проектирование, строительство и содержание зимних автомобильных дорог в условиях Сибири и Северо-Востока СССР"(утв. Минтрансстроем СССР от 4 сентября 1989 г. N АВ-445) стр. 15

в летний период устраняет размывы грунтового основания паводковыми водами; выравнивает основание автозимника; уширяет просеки и уничтожает подрост на полосе автозимника; ремонтирует мосты и трубы, линейные здания, противоналедные и противолавинные сооружения; осуществляет перетрассировку трудных участков автозимника, а также отсыпает земляное полотно из минеральных грунтов на подходах к мостам, на переходах через болота и т.п.
6.33. В условиях Севера на автозимниках большой протяженности целесообразно предусматривать организационную структуру службы ремонта и содержания по линейному принципу.
Основной линейной, производственной, технической и хозяйственной единицей дорожной службы является дорожный участок (ДУ) или дорожное ремонтно-строительное управление (ДРСУ).
Автозимники, обслуживаемые ДУ и ДРСУ, должны быть разделены на участки длиной по 120 - 170 км и распределены между подчиненными ДУ или ДРСУ низовыми звеньями - дорожно-ремонтными пунктами (ДРП) или прорабскими участками (ПУ) (см. табл. 13). На обслуживаемом ДРП или ПУ участке автозимника размещаются дистанции линейных мастеров. Вместе с приданными им от ДРП или ПУ средствами механизации их располагают на наиболее тяжелых и ответственных участках трассы (ледовые переправы большой протяженности, перевальные участки горных дорог, снегозаносимые и наледные участки, лавино- и селеопасные участки, участки с большими объемами земляных работ и т.п.), где требуется проведение систематических наблюдений за состоянием участков, принятие экстренных мер по обеспечению проезда, регулирование движения транспортных средств по грузоподъемности, оказание помощи проезжающим автомобилям дежурными буксирующими средствами и т.д.
6.34. За ДУ и ДРП (ДРСУ и ПУ) закрепляют соответствующие дорожные и транспортные машины, а на территории ДРП размещают постоянную бригаду рабочих для выполнения работ по ремонту и содержанию автозимника.
Количество и номенклатуру дорожных машин, автомобилей, оборудования и приспособлений для ДУ и ДРП определяют в зависимости от расположения автозимника на местности, его категории, способа строительства и содержания (см. рекомендуемое приложение 11). Целесообразно комплектовать звенья дорожной службы машинами в северном исполнении.
6.35. Для обеспечения нормальной и безопасной эксплуатации автозимника при составлении транспортной службой графика перевозок должны быть заранее учтены и увязаны между собой несущая способность снежных и ледяных участков дороги (твердость уплотненного снега, толщина льда на реках и озерах, глубина промерзания болот) и режим перевозок (состав потока и интенсивность движения).
6.36. Для организации движения по автозимникам, проложенным в горной местности, при наличии угрозы снежных обвалов, заносов и гололедицы необходимо предусматривать:
обязательное обеспечение подразделений дорожной службы средствами двусторонней связи (селекторная, телефонная или радиосвязь);
установку дополнительных предупреждающих дорожных знаков, а также через каждые 10 - 15 м вех, обозначающих ширину полотна автозимника;
наличие на трудных участках горных перевалов дежурных тягачей для буксировки машин;
выделение проводников для сопровождения автомобильных колонн на участках с односторонним движением, а также в опасных местах, где возможен сход лавин и пр.
В тундровых районах, где часто наблюдаются сильные метели и пурга (например, на Чукотке), предусматривают установку вех через каждые 15 - 20 м на прямых и кривых, обозначающих ширину полотна автозимника и ориентирующих водителя в условиях пониженной видимости.
6.37. Для регулирования движения на переправах (особенно в начальный и конечный периоды эксплуатации) через крупные водотоки организуются посты, в задачу которых входит:
контроль за грузоподъемностью переправы и определение условий движения (масса транспортных единиц, скорость движения и дистанции между ними);
контроль за состоянием проезжей части и устранение повреждений на ней.
В весенний период движение по ледовым переправам закрывают:
а) при появлении колей, заполненных талой водой;
б) образовании сквозных трещин шириной более 10 см;
в) разрушении льда у съездов;
г) уменьшении толщины льда и снижении грузоподъемности переправы до 5 т.
Закрытие переправы оформляют соответствующей записью в "Паспорте ледяной переправы", а на съездах устанавливают запрещающие движение знаки и ограждения.
6.38. При организации движения на автозимниках, прокладываемых по ледяному покрову крупных рек и озер, необходимо предусматривать передвижение транспортных средств в колоннах по 5 - 6 машин, одна из которых должна быть с двумя ведущими мостами. Машины следует оснащать трапами для переезда трещин во льду.
При плохой видимости (туман, сильный снегопад, метель) движение по автозимнику запрещается.
6.39. В весенний период движение по автозимникам допускается только в ночные и предрассветные часы, т.е. в наиболее холодное время суток, а ремонт проезжей части следует осуществлять в дневные часы.
На наиболее трудных для движения участках надлежит предусматривать расстановку дежурных машин для буксировки автомобилей.
6.40. После закрытия движения по автозимнику дорожная служба выполняет следующие работы:
собирает для летнего хранения и ремонта дорожные знаки и снегозадерживающие щиты;
принимает меры по сохранению мостов и труб при наличии угрозы разрушения их паводковыми водами;
перебрасывает дорожно-строительные машины на объекты, на которых ведутся летние работы, или в пункты ремонта и хранения;
ремонтирует и подготавливает машины, к следующему сезону;
проводит летние ремонтные работы согласно п. 6.32;
уточняет график перевозок на следующий сезон с учетом накопленного опыта эксплуатации автозимника.
6.41. На всех комплексах дорожной и автотранспортной служб следует иметь информационные табло со схемой автозимника, на который указаны трудные участки трассы, условия движения и меры по обеспечению безопасности при осуществлении грузоперевозок, часы работы переправ, грузоподъемность переправ, пункты отдыха водителей и столовые, сеть автозаправочных и ремонтных пунктов. Такая информация должна постоянно обновляться.

7. Охрана окружающей среды

7.1. При проектировании, строительстве и эксплуатации автозимников следует руководствоваться Земельным кодексом и Водным кадастром РСФСР и Указом Президиума Верховного Совета СССР "Об усилении охраны природы в районах Крайнего Севера и морских районах, прилегающих к Северному побережью СССР" от 6 декабря 1984 г. N 306-р.
План мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов должен предусматривать: обеспечение сохранности древесных насаждений и растительности; сохранение водоемов и недопущение их засорения; рациональное использование территории строительства и естественных ресурсов; обеспечение санитарного состояния территории и строящихся объектов; рекультивацию нарушенных техногенным воздействием территорий.
7.2. Трассирование автозимников и выбор мест под размещение производственных баз, карьеров и резервов грунта, площадок для комплексов зданий и сооружений дорожной и транспортной служб следует осуществлять с учетом сохранения путей миграции и мест жизнеобитания (пастбища, озера, места токования) диких животных и птиц, а для рыбы - мест нереста и жировок (питания).
Принятый вариант прокладки трассы в таких местах дополнительно согласовывают с управлением охотничье-промыслового хозяйства при крайисполкомах (облисполкомах).
При трассировании следует избегать прокладки автозимников:
по местности, занятой основными кормами диких животных и птиц, например по прирусловым осинникам и тальникам;
на берегозащитных полосах шириной 300 м вдоль рек, вокруг озер и водоемов;
на полосе леса шириной 2 км, граничащей с тундрой;
в лесах, расположенных на склонах оврагов, балок, а также на легко размываемых и выветриваемых грунтах;
на лесных участках площадью до 100 га, расположенных среди безлесных пространств.
7.3. Временные базы строительных и эксплуатационных подразделений, карьеры грунта следует располагать на территориях с повышенной устойчивостью к техногенным воздействиям, например на участках выходов на поверхность скальных и крупнообломочных пород, на ровных дренированных участках, местных возвышениях или относительно пологих склонах, сложенных малопросадочными грунтами.
7.4. При выборе площадок для размещения комплексов зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб необходимо учитывать внешние признаки возможного проявления неблагоприятных криогенных процессов. Не следует выбирать участки, примыкающие к оврагам, особенно к их вершинам или отверткам, а также участки с широким распространением бугров, гряд пучения и бугристых торфяников.
7.5. Строительную площадку необходимо выравнивать в начале зимы после промерзания грунта основания и при необходимости подсыпать грунтом, что обеспечит проезд транспорта и строительных машин без нарушения мохорастительного покрова.
7.6. В тундре и лесотундре запрещается какое-либо техногенное воздействие на солифлюкционные склоны крутизной более 3°, сложенные просадочными и сильнопросадочными грунтами.
7.7. В целях максимального снижения техногенного воздействия на прилегающую территорию конструкции автозимников, технология строительства и сроки производства работ должны соответствовать требованиям настоящих норм.