Для выполнения экономических и технических расчетов при проектировании и строительстве автозимников следует руководствоваться данными СНиП 2.01.01-82 и климатических справочников и устанавливать:
средние даты наступления устойчивого морозного периода, которые могут служить для определения сроков прекращения земляных работ, начала проведения мероприятий по ускорению промораживания болот и т.д.;
средние даты образования устойчивого снежного покрова, определяющие начало строительства снежного полотна и эксплуатации сухопутных автозимников;
средние из наибольших декадных высот снежного покрова, которые могут быть использованы при определении высоты снегонезаносимой насыпи, назначении способа строительства и выборе снегоуплотняющих снарядов, особенно при строительстве автозимников на снежной целине;
средние даты замерзания рек и их вскрытия, позволяющие судить о сроках эксплуатации ледовых автозимников и ледовых переправ, начале работ по усилению ледовых переправ, а также о сроках подготовки к пропуску паводковых вод;
среднемесячные температуры воздуха за зимний и летний периоды, необходимые для выполнения инженерных расчетов.
Приложение 2
Обязательное
Технико-экономическое обоснование строительства автозимников и продления сроков их службы
1. Планирование затрат на строительство и реконструкцию автозимников должно быть обосновано экономическим сравнением возможных вариантов обеспечения объема перевозок. Один и тот же грузооборот между двумя опорными пунктами может быть выполнен воздушным, водным и автомобильным транспортом по автозимнику и постоянной автомобильной дороге или смешанным транспортом в разные периоды года, например летом - водным, зимой - воздушным, автомобильным.
2. При разработке технико-экономических расчетов (ТЭР) необходимо дать обоснование целесообразности строительства автозимника или эффективности капиталовложений в реконструкцию существующего автозимника. При этом следует руководствоваться положениями ВСН 21-83 с учетом рекомендаций пп. 3-18 настоящего приложения.
3. Принципы экономического обоснования целесообразности строительства нового автозимника или эффективности капиталовложений в реконструкцию действующего существенно не различаются. В первом случае, экономический эффект определяется сравнением известных способов перевозок со способами перевозок по автозимнику и постоянной автомобильной дороге; во втором случае, подсчитывается экономический эффект от постепенного улучшения отдельных геометрических или конструктивных элементов автозимника или от продления срока его службы.
Во всех случаях технико-экономическое обоснование проводят с учетом суммы строительных, дорожно-эксплуатационных и эксплуатационно-транспортных затрат. Наилучшим проектным решением будет вариант обеспечения перевозок с наименьшими суммарными приведенными затратами.
4. Суммарные приведенные затраты С при сравнении автозимника и постоянной автомобильной дороги определяют по формуле
,
где К - затраты на строительство;
П - затраты на приобретение подвижного состава;
Б - затраты на строительство складов;
- годовые расходы на ремонт и содержание автозимника или автомобильной дороги;
- коэффициент приведения разновременных затрат; ;
t - расчетный период суммирования затрат;
- годовые транспортные расходы;
- прочие эксплуатационные расходы.
5. Затраты на строительство автозимника, как и постоянной автомобильной дороги, устанавливают сметно-финансовыми расчетами или по укрупненным показателям стоимости аналогичных объектов для зоны проектирования.
6. Затраты на приобретение подвижного состава П определяют по формуле
,
где В - продолжительность эксплуатации автозимника или автомобильной дороги за год, сут;
- среднесуточная интенсивность движения по автозимнику или по автомобильной дороге за исходный год, авт/сут;
L - протяженность трассы по рассматриваемым вариантам, км;
- средняя стоимость автомобиля, руб.;
b - количество смен работы автомобиля за период эксплуатации автозимника или автомобильной дороги в год;
- средняя скорость движения автомобиля, км/ч.
7. Грузы в район действия автозимника или постоянной дороги обычно завозят водным путем или по железной дороге. Для хранения грузов необходимо строительство складов.
Ориентировочные затраты на строительство складов Б (тыс. руб.) при доставке грузов по водному пути определяют по формулам: для постоянной автомобильной дороги
,
для автозимников
,
где q - стоимость строительства склада на 1 т, руб.;
Q - годовой объем перевозок, тыс. т;
- продолжительность навигации, мес;
- продолжительность работы автозимника, мес.
Если автозимник или постоянная дорога прокладывается от железнодорожной станции до места потребления грузов, то склады устраивают только для грузов, транспортируемых по автозимнику. Ориентировочные затраты на их сооружение определяют по формуле
.
8. Дорожно-эксплуатационные расходы на постоянную автомобильную дорогу включают ежегодные расходы на содержание штата и средств производства, летнее содержание дороги и ее сооружений, текущий ремонт и зимнее содержание. Для автозимника эти расходы состоят из затрат на содержание штата и средств производства, расходов на ежегодное восстановление автозимника и на зимнее содержание.
9. Транспортные расходы Т (тыс. руб.) составляют значительную долю общей суммы затрат и определяются по формуле
,
где S - себестоимость перевозок 1 т груза на 1 км, руб.
10. В состав прочих эксплуатационных расходов Р (тыс. руб.) для постоянной автомобильной дороги входят затраты, связанные с хранением грузов на складах, с доставкой их водным путем в зону действия дороги:
,
где - стоимость хранения 1 т грузов в год, руб.