Ведомственные строительные нормы ВСН 137-89"Проектирование, строительство и содержание зимних автомобильных дорог в условиях Сибири и Северо-Востока СССР"(утв. Минтрансстроем СССР от 4 сентября 1989 г. N АВ-445) стр. 18

В состав прочих эксплуатационных расходов для автозимника входят затраты на хранение грузов на складах и расходы, связанные с доставкой воздушным транспортом отдельных срочных грузов в период прекращения движения по автозимнику:
,
где а - время от окончания навигации до начала работы автозимника, мес;
- себестоимость авиаперевозок, руб.;
- объем авиаперевозок, тыс. т;
- расстояние авиаперевозок, км.
11. Варианты строительства сравнивают сопоставлением срока окупаемости t или коэффициента эффективности Е по формулам:
,
где , - затраты на строительство по 1-му и 2-му вариантам;
, - годовая себестоимость продукции по 1-му и 2-му вариантам.
Для транспортного строительства в малообжитых северных районах нормативное значение коэффициента экономической эффективности . Этому нормативному значению соответствует нормативный срок окупаемости капитальных затрат .
12. При обосновании экономической целесообразности продления срока службы автозимника можно исходить из следующих положений:
а) годовой объем перевозок для автозимника постоянен, мероприятия по продлению сроков службы автозимника не снижают скорости движения автомобилей, т.е. транспортные расходы по вариантам равны и из расчетов исключаются;
б) суммарные годовые затраты для автозимника с продленным сроком службы равны затратам для обычного автозимника или меньше их.
Следовательно, дополнительные ежегодные затраты на проведение мероприятий по продлению срока службы автозимника по сравнению с обычными автозимниками должны компенсироваться за счет ожидаемой экономии:
,
где , - экономически целесообразные годовые затраты на строительство, содержание и ремонт 1 км соответственно автозимника с продленными сроками службы и обычного автозимника;
Э - возможная экономия (объем дополнительных затрат) в результате продления сроков службы автозимника.
13. Экономия средств в результате продления срока службы автозимника возможна за счет уменьшения:
капиталовложений в подвижной состав и в создание базы по его обслуживанию;
затрат на строительство складов и хранение грузов;
объема перевозок срочных грузов воздушным транспортом.
14. Годовой объем экономии средств за счет уменьшения капиталовложений в подвижной состав и в создание базы по его обслуживанию, отнесенный к 1 км автозимника, (тыс.руб./км) может быть определен по формуле
,
где - средняя стоимость автомобиля, отнесенная к году его службы, руб.;
- затраты на один автомобиль по созданию базы обслуживания, отнесенные к одному году службы базы, руб.;
Г - средняя грузоподъемность подвижного состава, т;
, - коэффициенты, учитывающие пробег и грузоподъемность автомобилей;
- коэффициент, учитывающий относительное удлинение срока службы автозимника в календарном году;
,
, - период эксплуатации автозимника соответственно с продленным сроком службы и обычного, мес.
15. Годовой объем экономии средств (тыс. руб./км) за счет уменьшения капиталовложений в строительство складов, отнесенный к 1 км автозимника, может быть определен ориентировочно по формуле
,
где - стоимость строительства склада вместимостью 1 тыс. т груза, отнесенная к одному году службы склада, тыс. руб.;
- параметр; - при доставке груза в район действия автозимника водным путем, - по железной дороге.
16. Годовой объем экономии средств (тыс. руб./км) за счет уменьшения объема авиаперевозок (переключений части перевозок срочных грузов на автозимник), отнесенный к 1 км автозимника, может быть с достаточной степенью точности подсчитан по формуле
,
где - месячный объем авиаперевозок срочных грузов за периоды с момента окончания навигации до начала работы автозимника и с момента окончания работы автозимника до начала навигации, тыс. т.
17. Экономически целесообразные годовые затраты на строительство, содержание и ремонт 1 км автозимника с продленными сроками службы в окончательном виде можно записать:
.
18. Обычно мероприятия по продлению сроков службы автозимников выполняют не на всем его протяжении, а только на отдельных участках, определяющих время открытия сквозного движения по автозимнику. Например, на сухопутных автозимниках такими участками являются ледовые переправы или участки со слабыми грунтовыми основаниями (болота, мари). В таких случаях годовые экономически целесообразные затраты на выполнение мероприятий по продлению срока эксплуатации 1 км ледовой переправы или перехода через болота составят:
,
где - протяженность ледовых переправ или пересекаемых болот на автозимнике, км.
Приложение 3
Рекомендуемое

Состав рабочего проекта на строительство автозимника

1. Рабочий проект регулярного сухопутного автозимника включает:
а) пояснительную записку с материалами технико-экономических расчетов (ТЭР) с обоснованием проектных решений, описанием топографических, почвенно-грунтовых и климатических особенностей района строительства, с фотоснимками отдельных сложных мест и отдельных мерзлотных явлений, с приложением документов о согласовании и других справочных и обосновывающих материалов;
б) топографическую карту района в масштабе 1:200000 с нанесением на ней трассы автозимника с существующих путей сообщения;
в) план трассы в масштабе 1:20000 или 1:50000 с разбивкой пикетажа и кривых, нанесением наледных полей, оползней, обвалов, снегозаносимых участков и участков, на которых возможно развитие термокарстовых процессов, а также с указанием размещения путевых зданий;