ГОСТ 1824-88 Детали и сборочные единицы деревянного верхнего строения мостовых парков. Общие технические условия

Принявший орган: Госстандарт СССР
Дата введения 01.01.90
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством лесной промышленности СССР
РАЗРАБОТЧИКИ
Л. Ф. Новоселов, Л. Ф. Плеханова
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 14.12.88 № 4097
3. ВЗАМЕН ГОСТ 1824-71
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылкаНомер пункта
ГОСТ 9.032-743.5. 1.13
ГОСТ 166-893.1
ГОСТ 190-781.11
ГОСТ 427-753.1
ГОСТ 2140-813.1, 1.5, 3.4
ГОСТ 2695-831.2
ГОСТ 7016-821.6
ГОСТ 7502-893.1
ГОСТ 7931-761.10
ГОСТ 8486-861.2
ГОСТ 15612-853.3
ГОСТ 16588-913.2
ГОСТ 24404-801.11, 3.5
5. Ограничение срока действия снято по протоколу № 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации
6. ПЕРЕИЗДАНИЕ
Настоящий стандарт распространяется на детали и сборочные единицы деревянного верхнего строения понтонно-мостовых парков и мостов на жестких опорах: настилочные щиты, мостики, доски, планки, бруски, брусья (колесоотбойные) и др.

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Детали и сборочные единицы деревянного верхнего строения мостовых парков изготовляют в соответствии с требованиями настоящего стандарта по конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.
1.2. Детали верхнего строения, в том числе детали сборочных единиц (далее - детали), изготовляют из пиломатериалов хвойных пород: сосны, ели, пихты и кедра по ГОСТ 8486 и березы по ГОСТ 2695.
Планки щитов допускается изготовлять из пиломатериалов твердых лиственных пород: бука, дуба, клена, ясеня и др. по ГОСТ 2695.
1.3. Доски щитов, бруски и брусья допускается изготовлять клееными.
1.4. Влажность древесины деталей не должна превышать 22 %.
Влажность древесины склеенных деталей не должна превышать 15 %.
1.5. По качеству древесины и обработки детали должны соответствовать требованиям, указанным в таблице.
Порок древесины по ГОСТ 2140
Норма ограничения порока
1. Загнившие, гнилые и табачные сучки, сквозные трещины, сквозная прорость, гнили, сквозная червоточина, острый обзол
Не допускаются
2. Сучки:
сросшиеся здоровые:
Допускаются размером в долях ширины стороны в количестве на любом однометровом участке длины на каждой из сторон, не более:
 РазмерКоличество, шт.
пластевые и ребровые кромочные на деталях толщиной:1/34
до 40 мм2/32
40 мм и более1/23
Частично сросшиеся, несросшиеся и выпадающие:
Допускаются в общем числе сросшихся здоровых сучков размером в долях ширины стороны и в количестве на любом однометровом участке длины на каждой из сторон, не более:
 РазмерКоличество, шт.
пластевые и ребровые кромочные на деталях толщиной1/43
до 40 мм1/22
40 мм и более1/32
 
Примечания:
1. В колесоотбойных брусьях количество сучков не нормируется.
2. Сучки размером менее половины максимально-допустимого не учитываются.
3. Размер сучка определяют расстоянием между касательными к контуру сучка, проведенными параллельно продольной оси детали. За размер продолговатого сучка на пластах досок и планок и на всех сторонах брусков и брусьев принимают половину расстояния между касательными, проведенными параллельно продольной оси детали.
Размер сшивных и разветвленных сучков определяется по наименьшему диаметру продольного сечения.
4. На участке детали длиной, равной его ширине, наибольшая сумма размеров сучков, лежащих на прямой линии, пересекающей сучки в любом направлении, не должна превышать предельного размера допускаемых сучков.
5. Выпадающие сучки должны быть заделаны деревянными пробками на клею
3. Трещины
Не учитываются глубиной до 3 мм.
пластевые и кромочные, в том числе выходящие на торец
Допускаются глубиной не более 1/4 толщины и длиной не более 1/3 длины детали. Трещины, выходящие на торец, должны быть скреплены на торце при помощи скоб или скрепок
торцовые
Допускаются длиной не более ширины детали
4. Пороки строения древесины:
 
кармашек
Допускается на любом однометровом участке в количестве не более 4 шт.
прорость открытая
Допускается односторонняя шириной не более 1/5 ширины детали и длиной не более 1/10 длины детали. Прорость, выходящая на торец, по глубине не должна превышать 1/4 толщины детали
5. Грибные ядровые пятна (полосы), заболонные грибные окраски
Допускаются общей площадью не более 20 % площади детали
6. Червоточина глубокая и неглубокая
Допускается на любом однометровом участке длины в количестве не более 2 шт.
7. Механические повреждения и пороки обработки:
 
обзол тупой
Допускается на пластах и кромках размером не более 1/6 ширины соответствующей стороны детали без ограничения по длине.
Допускается на отдельных участках кромок размером не более 1/3 ширины кромки и протяженностью не более 1/6 длины детали. Кора на обзоле не допускается
отщеп, скол
Допускаются шириной и глубиной не более 15 мм и длиной не более 100 мм
вырыв, задир, выщербины, вмятина
Допускаются глубиной не более 6 мм
непрофрезеровка
Допускается не более 1/10 площади каждой стороны детали
покоробленность: продольная по пласти и кромке, крыловатость поперечная
Допускается стрела прогиба в долях длины детали не более 0,2 %
Допускается стрела прогиба в долях ширины детали не более 1,5 %
Примечание. Пороки древесины по ГОСТ 2140, не упомянутые в настоящей таблице, допускаются.
1.6. Параметр шероховатости боковых поверхностей деталей не должен превышать Rmmax 500 мкм, торцов и скосов Rmmax 800 мкм поГОСТ 7016.
Увеличение параметра шероховатости в местах непрофрезеровки не должно превышать Rmmax 1250 мкм.
1.7. Непараллельность пластей и кромок деталей не должна превышать отклонений размеров по толщине и ширине.
1.8. В соединениях деталей местные зазоры и провесы не должны превышать 3 мм.
1.9. При сборке щита поверхность деталей с обзолом должна быть обращена на нелицевую поверхность щита.
Ребра настилочных щитов и досок должны иметь фаски размером 5 мм под углом 45°.
1.10. Поверхности сборочных единиц и деталей должны быть загрунтованы натуральной олифой по ГОСТ 7931. Щели, разошедшиеся трещины, прорость, кармашек, червоточина и механические повреждения на лицевой и боковых поверхностях сборочных единиц должны быть зашпатлеваны меловой замазкой на натуральной олифе.
1.11. Окраску сборочных единиц и деталей проводят в два слоя масляной краской защитного цвета. Покрытие по внешнему виду должно соответствовать IV классу по ГОСТ 24404.
Применение сиккатива допускается не более 5 % веса краски. Допускаются грунтовка, шпатлевка и окраска сборочных единиц и деталей на олифе оксоль по ГОСТ 190.
1.12. Металлическая арматура перед установкой на сборочные единицы и детали должна быть загрунтована грунтовкой.
1.13. Металлическая арматура, установленная на щиты и детали, должна быть окрашена краской одновременно и в цвет окраски деталей. Покрытие на арматуре по внешнему виду должно соответствовать V классу по ГОСТ 9.032.
1.14. Детали и сборочные единицы деревянного верхнего строения мостовых парков должны изготовляться комплектно. Количество деталей и сборочных единиц в комплекте устанавливается в конструкторской документации.
1.15. На каждой сборочной единице и детали, входящей в состав комплекта самостоятельной частью, должны быть нанесены клеймо отдела технического контроля предприятия-изготовителя и маркировка согласно конструкторской документации.

2. ПРИЕМКА

2.1. Приемка деталей и сборочных единиц осуществляется партиями путем сплошного контроля качества.

3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

3.1. Для контроля размеров деталей и сборочных единиц применяют штангенциркуль по ГОСТ 166, измерительную линейку по ГОСТ 427 и металлическую линейку по ГОСТ 7502.
Допускается проводить измерение шаблонами и калибрами, утвержденными в установленном порядке.
3.2. Влажность древесины деталей определяется по ГОСТ 16588.
3.3. Параметр шероховатости поверхности определяют по ГОСТ 15612.
3.4. Качество древесины, дефекты обработки и методы их измерения - по ГОСТ 2140.
3.5. Внешний вид лакокрасочных покрытий по ГОСТ 9.032 и ГОСТ 24404 проводят визуальным осмотром без применения увеличительных приборов.

4. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

4.1. Детали и сборочные единицы деревянного верхнего строения мостовых парков транспортируют всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на данном виде транспорта.
При транспортировании деталей и сборочных единиц в открытых транспортных средствах они должны быть защищены от механических повреждений и атмосферных осадков.
4.2. Детали и сборочные единицы деревянного верхнего строения мостовых парков следует хранить под навесом уложенными на подкладки. Укладка непосредственно на землю не допускается.

5. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ