Руководящий документ РД 31.15.01-89 "Правила морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ)" (приложение к приказу Министерства морского флота СССР от 3 мая 1989 г. N 56) стр. 18

проверку наличия и отработку с аварийной партией порядка использования водопожарного соединения международного образца;
разработку Карты корректировки оперативного плана по борьбе с пожаром;
установление границ опасной зоны на судне и режимные меры безопасности в ее пределах;
установление мест курения;
назначение лиц, ответственных за соблюдение и контроль противопожарного режима.
6.1.10. Перед погрузкой на судно грузов класса 1, подклассов 2.3, 2.4, 3.1, 3.2, 4.3, легковоспламеняющихся жидкостей других классов должен быть произведен расчет систем пожаротушения с учетом обеспечения подачи огнетушащих средств в необходимом количестве и с требуемой интенсивностью. В соответствии с расчетом при необходимости судно должно быть снабжено дополнительными огнетушащими средствами и (или) устройствами для их подачи либо количество пожароопасных грузов на судне (или в одном грузовом помещении) должно быть уменьшено.
6.1.11. Запрещается загрузка в одно грузовое помещение судна разных опасных грузов, не имеющих хотя бы одного одинакового рекомендованного огнетушащего средства, которым располагает судно.
6.1.12. При грузовых операциях и перевозке пожароопасных грузов должны быть приняты меры по устранению источников зажигания, указанных для грузов отдельных классов в разд. 5, 11 - 19.
6.1.13. При грузовых операциях и перевозках опасных грузов отдельных классов должны выполняться также специальные требования пожарной безопасности, установленные в разд. 4, 5, 11 - 19.
6.1.14. При грузовых операциях с пожароопасными грузами (кроме грузов в закрытых контейнерах, закрытых транспортных средствах и лихтерах) искрогасители выхлопных труб ДВС и котлов должны быть в действии. При отсутствии искрогасителей погрузка в грузовые помещения, находящиеся в зоне досягаемости искр (см. разд. 3), должна производиться с соблюдением дополнительных мер безопасности под постоянным наблюдением специально выделенной вахты.
6.1.15. Размещение пожароопасных грузов на судах, складах и причалах порта должно производиться таким образом, чтобы обеспечивался доступ к грузу, установкам и средствам пожаротушения, а также не загромождались пути эвакуации людей.
6.1.16. До начала грузовых операций с пожароопасными грузами на судне должны быть установлены знаки безопасности N 1.2, 1.3. 2.1 и 4.3 по ОСТ 31.0013. Для портовых сооружений должны быть установлены знаки безопасности N 1.1, 1.2, 2.1, 2.2 и 4.3 по ГОСТ 12.4.026.
6.1.17. Кроме знаков безопасности, предусмотренных в п. 6.1.16, должны быть установлены плакаты безопасности с надписью:
"ВНИМАНИЕ! ВЗРЫВООПАСНО!" - при переработке опасных грузов подклассов 1.1 - 1.3, 2.3, 2.4 и 5.2;
"ВНИМАНИЕ! СИЛЬНЫЙ ОКИСЛИТЕЛЬ!" (или "ОКИСЛИТЕЛЬ") - при грузовых операциях с грузами класса 5, а также с грузами других классов (2.1, 6.1, 8.1, 8.3), обладающих свойствами окислителей.
Плакаты изготавливаются в виде щитов размером 600 x 400 мм с четкими буквами на светлом фоне.
Плакаты устанавливаются на видных местах у границ опасной зоны, а также у трапа (аппарели) судна, у входа в грузовое помещение.
В темное время суток знаки безопасности и плакаты должны быть освещены либо надписи должны быть нанесены фосфоресцирующей краской.
6.1.18. Во время грузовых операций с пожароопасными грузами в районе грузовых люков или аппарели судна должны быть установлены щиты с предупредительными надписями на английском языке о запрещении курения.
Рядом с предупредительной надписью должен быть установлен запрещающий знак безопасности N 1.2 по ОСТ 31.0013.
6.1.19. Администрацией судна должны быть приняты меры по исключению случайного применения огнетушащих средств, запрещенных для перевозимых на судне опасных грузов. С этой целью на пусковой арматуре противопожарных систем с запрещенными огнетушащими средствами должны быть вывешены таблички с надписями, запрещающими их применение, в необходимых случаях на фланцах или пожарных рожках должны быть установлены заглушки. Ручные огнетушители, с запрещенными огнетушащими средствами, установленные вблизи опасных грузов, должны быть заменены на порошковые, углекислотные или хладоновые.
6.1.20. Во время грузовых работ с пожароопасными грузами по судовой радиотрансляции не менее 2 раз в день должна передаваться выдержка из приказа по судну о необходимости соблюдения противопожарного режима.
6.1.21. При грузовых операциях и на переходе с пожароопасными грузами запрещается курение и применение открытого огня в грузовых помещениях и смежных с ними отсеках.

6.2. Оперативный план по борьбе с пожаром

6.2.1. Действия экипажа судна по борьбе с пожаром должны быть определены оперативными планами, разработанными в соответствии с НБЖС.
Для отражения специфических условий борьбы с пожаром на судах при перевозке опасных грузов оперативный план соответствующего грузового помещения должен быть откорректирован путем разработки карты корректировки по форме, приведенной в приложении 10.
Карта корректировки оперативного плана должна разрабатываться после утверждения грузового плана судна. При разработке карты должны быть учтены требования, установленные в Аварийных картах (приложение 7). Номер Аварийной карты для каждого конкретного груза указан в приложениях 15 или 16.
6.2.2. Карта корректировки оперативного плана должна выполняться на листах форматом 297 x 210 мм.
На оборотной стороне карты или на отдельном листе такого же размера должна быть вычерчена в двух проекциях схема грузового помещения судна с указанием мест нахождения опасных и других грузов. На схемах должны быть также указаны места расположения первичных средств пожаротушения, ближайших пожарных рожков системы водо- и пенотушения и пути подачи пожарных стволов и пеногенераторов.
Расположение груза на схеме должно быть показано черным цветом, средств пожаротушения - синим, лазы, входы и другие пути эвакуации - зеленым, наименование запрещенных огнетушащих средств и двойная штриховка условного очага пожара - красным.
6.2.3. Карта корректировки оперативного плана должна храниться вместе с оперативным планом в папке для руководящих документов по борьбе за живучесть судна на ГКП и у командира аварийной партии.
6.2.4. До выхода судна в рейс должна быть проведена практическая отработка действий аварийной партии по откорректированному оперативному плану. Если, исходя из особенностей начала рейса, отработать такие действия в порту погрузки невозможно, то это должно быть сделано в течение первых суток перехода. Время и результаты отработки заносятся в судовой журнал.
При длительности перехода более двух недель должна быть произведена повторная отработка оперативного плана путем проведения общесудовой тревоги. При перевозках судном одних и тех же грузов повторная обработка оперативных планов производится при смене экипажа на 25% и более.
6.2.5. Карта корректировки оперативного плана должна разрабатываться в соответствии с требованиями НБЖС по составлению оперативного плана по борьбе с пожаром с учетом свойств опасных и других находящихся в помещении грузов, их количества, места размещения на судне, технической оснащенностью грузовых помещений и судна в целом средствами борьбы с пожаром.
6.2.6. Рекомендуемые (РОС) и запрещенные (ЗОС) огнетушащие средства для конкретных опасных грузов указаны в приложениях 15 и 16. Для грузов под обобщенными наименованиями, для которых в приложении 16 не указаны РОС и ЗОС, такие сведения должны быть даны отправителем при подаче заявки на перевозку груза.
6.2.7. В карте корректировки оперативного плана в качестве основного и дополнительного огнетушащих средств должны выбираться разрешенные для данного груза средства, имеющиеся на судне в необходимом количестве.
6.2.8. Интенсивность подачи огнетушащих средств должна рассчитываться на всю площадь (или объем) грузового помещения судов с вертикальным способом погрузки, для судов с горизонтальным способом погрузки и для открытых палуб судов всех видов - на площадь, фактически занятую опасным грузом, с учетом расхода огнетушащего средства на охлаждение других грузов и судовых конструкций.

6.3. Огнетушащие средства

6.3.1. В зависимости от принципа воздействия на процесс горения огнетушащие средства разделяются на:
охлаждающие зону горения и снижающие степень нагрева горючих веществ ниже минимально необходимой для процесса горения (вода, водные растворы солей, твердый диоксид углерода, в определенной степени такими свойствами обладает состав СЖБ);
разбавляющие газовую среду в зоне горения, т.е. снижающие в ней концентрацию окислителя ниже уровня, необходимого для процесса горения (диоксид углерода, азот, инертные газы, продукты сгорания топлива с низкой, менее 9% объемных, концентрацией кислорода, в определенной степени такими свойствами обладает тонкораспыленная вода);
изолирующие горючее вещество от зоны горения (все виды пены, порошковые составы, песок, листовые негорючие материалы, брезент, кошма);
ингибирующие реакцию горения (галондированные углеводороды - хладоны 114В2, 13В1 и др.).
6.3.2. Большинство применяемых на судах огнетушащих средств оказывают комбинированное воздействие на процесс горения: вода - охлаждает горящее вещество, а образующийся при этом водяной пар разбавляет окислитель в зоне горения, пена - изолирует и охлаждает зону горения, порошковые составы - изолируют зону горения, рассекают пламя и тормозят реакцию горения.
6.3.3. Рекомендуемые и запрещенные огнетушащие средства, установленные для каждого опасного груза, указаны в приложениях 15 и 16.
Рекомендуемые огнетушащие средства в приложениях 15 и 16 указаны в порядке снижения их эффективности при тушении данного груза.
6.3.4. Некоторые негорючие опасные грузы могут опасно взаимодействовать с тем или иным огнетушащим средством. Для таких грузов соответствующие огнетушащие средства указаны в приложениях 15 и 16 как запрещенные, что должно быть учтено при размещении грузов на судне и при тушении пожара.
6.3.5. При тушении пожара допускается совместное применение разных огнетушащих средств, если действие одного из них не снижает эффективности другого.
Запрещается одновременное применение пено- и водотушения.
Эффективно могут применяться углекислотное тушение совместно с пенотушением.