Руководящий документ РД 31.15.01-89 "Правила морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ)" (приложение к приказу Министерства морского флота СССР от 3 мая 1989 г. N 56) стр. 19

6.3.6. Допускается применение огнетушащих средств, не запрещенных настоящими Правилами для конкретного груза и не указанных как рекомендованные, если рекомендованные огнетушащие средства исчерпаны.
6.3.7. При перевозке грузов, требующих только специальных огнетушащих средств, которыми не располагает пароходство, фрахтователь обязан предоставить таковые в необходимых количествах за свой счет.
6.3.8. Характеристики огнетушащих средств и рекомендации по их применению приведены в приложении 8.

7. Безопасность труда при перевозке, перегрузке и хранении опасных грузов

7.1. Обучение и инструктаж

7.1.1. К работе с опасными грузами допускаются члены экипажей судов и работники портов, имеющие стаж работы по специальности не менее одного года, прошедшие обучение, ежегодную проверку знаний и инструктаж на рабочем месте по безопасным приемам и методам работ с опасными грузами, действиям в аварийной ситуации и мерам первой помощи пострадавшим при несчастных случаях, а также медицинский осмотр в соответствии с Приказом Минздрава СССР N 700 от 19.06.84.
Члены судовой аварийной партии и аварийной бригады порта должны пройти дополнительное обучение и инструктаж по действиям в аварийной ситуации, способам ликвидации аварии, применению автономных дыхательных аппаратов на сжатом воздухе и средств контроля газовоздушной среды.
Прошедшим обучение членам экипажей судов должны быть выданы свидетельства в соответствии с Приказом Минморфлота СССР N 73 от 11.04.80 "О мерах по выполнению Международной конвенции по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты", работникам порта - удостоверения.
Порядок обучения и выдачи свидетельств и удостоверений устанавливается:
для членов экипажей судов - приказом начальника пароходства;
для работников порта - приказом начальника порта.
Контроль за своевременностью обучения, проверки знаний и инструктажа должен осуществляться капитанами судов и начальниками производственных перегрузочных комплексов порта.
7.1.2. Инструктаж на рабочем месте должен производиться перед началом погрузочно-разгрузочных работ:
администрацией судна - для членов экипажей судов;
руководителем работ - для докеров-механизаторов.
В необходимых случаях для инструктажа должны привлекаться специалисты ПТС порта, органов Госсаннадзора и судовые врачи.
Инструктируемые должны быть ознакомлены:
с наименованиями, свойствами, видами, степенью опасности, упаковкой и маркировкой грузов, которые должны перегружаться (храниться) в порту или перевозиться на судне;
с рекомендуемыми средствами индивидуальной защиты при обычной работе и в аварийной ситуации (при пожаре, разливе или россыпи груза);
с рекомендуемыми и запрещаемыми огнетушащими средствами для указанных грузов;
с требованиями безопасности труда и противопожарным режимом при перегрузке, хранении и перевозке грузов;
с мерами оказания первой помощи пострадавшим.
Инструктаж должен фиксироваться подписями и датой в личной карточке инструктажа или журнале регистрации инструктажей по технике безопасности.

7.2. Грузовые операции

7.2.1. Территория специализированного участка или причала для грузовых операций с опасными грузами должна иметь стационарное ограждение. В остальных случаях, а также на палубе судна должно устанавливаться временное ограждение. С внешней и внутренней сторон стационарного и временного ограждений с интервалом 10 - 12 м должны быть установлены знаки безопасности по ГОСТ 12.4.026.
При продолжительности перегрузки опасных грузов низкой степени опасности менее одной смены допускается вместо временного ограждения устанавливать стойки со знаком безопасности.
Знаки безопасности должны быть установлены также на подъездных и подходных путях к местам погрузки-выгрузки.
7.2.2. Во время грузовых операций должен соблюдаться пропускной режим к местам погрузки-выгрузки опасных грузов. Нахождение на территории участка переработки опасных грузов лиц, не связанных с проведением и обеспечением грузовых работ, запрещается.
7.2.3. Перед началом грузовых операций руководители работ должны проверить наличие у всех, участвующих в работах, средств индивидуальной защиты, свидетельств или удостоверений на право работы с опасными грузами, у членов аварийной бригады порта и аварийной партии судна - также знание порядка и средств взаимного оповещения об аварии и совместных действий по ее ликвидации.
7.2.4. Перед входом людей в грузовое помещение судна, на склад, транспортное средство или контейнер, загруженные опасным грузом, способным выделять ядовитые, едкие или воспламеняющиеся пары (газы), член аварийной партии (при перевозке груза) или аварийной бригады (перед началом грузовых операций) должен произвести контроль состава газовоздушной среды.
Такой контроль должен повторяться:
при перевозке груза - согласно указаниям, приведенным в КТРП для данного груза;
при грузовых операциях - согласно рабочим технологическим картам (РТК).
Список переносных газоанализаторов приведен в приложении 9.
Допускается применение газоанализаторов других типов, одобренных компетентными органами страны-изготовителя.
7.2.5. Контроль состава газовоздушной среды должен производиться:
не менее чем в двух точках грузового помещения судна (склада), отстоящих по горизонтали не менее чем на 10 м друг от друга;
не менее чем в одной точке (в центральной части) в контейнере или транспортном средстве.
При выборе точек замера (мест отбора проб) следует учитывать место размещения груза в грузовом помещении и плотность паров груза.
На судах, оборудованных вентиляционными системами, которые могут работать в режиме рециркуляции (по замкнутому контуру), допускается производить контроль состава газовоздушной среды путем отбора проб воздуха из вентиляционных каналов. Перед отбором проб вентиляционная система должна проработать в режиме рециркуляции не менее 0,5 ч.
7.2.6. Отбор проб газовоздушной среды может осуществляться:
через стационарную судовую систему газового анализа;
через временно установленные пробоотборные трубки (резиновые, полиэтиленовые и т.д.), один конец которых выведен из грузового помещения (грузового объема);
непосредственно в грузовом помещении (грузовом объеме).
Побудителем отбора газовой пробы может служить соответствующее устройство газоанализатора либо автономное устройство (мембранный компрессор, аспиратор и т.д.).
7.2.7. Вход в грузовое помещение для контроля состава газовоздушной среды с помощью переносных газоанализаторов допускается только в средствах индивидуальной защиты органов дыхания.
При перевозке (хранении) грузов, способных выделять ядовитые пары (газы), должны применяться автономные дыхательные аппараты на сжатом воздухе или шланговые противогазы.
При первоначальном контроле входящий должен надеть предохранительный пояс с лямками и страховочным концом, второй конец которого должен находиться у наблюдающего (страхующего).
7.2.8. Запрещается входить и выполнять работы в грузовом помещении судна, на складе, в контейнере или транспортном средстве без применения средств защиты органов дыхания, если хотя бы в одной из отобранных проб:
концентрация вредных примесей превышает ПДК;