Motor fuel. Determination of the filterability factor
Срок введения установлен с 1 января 1980 г.
Проверен в 1994 г.
Постановлением Госстандарта СССР
от 27 декабря 1984 г. N 4966
срок действия продлен до 1 июля 1989 г.
Постановлением Госстандарта СССР
от 27 декабря 1984 г. N 4966
срок действия продлен до 1 июля 1989 г.
Настоящий стандарт распространяется на топливо для двигателей и устанавливает метод определения коэффициента фильтруемости топлива по изменению пропускной способности фильтра при последовательном пропускании через него определенных количеств топлива.
1. Аппаратура и материалы
1.1. При определении коэффициента фильтруемости топлива применяются:
аппарат типа УОФТ или полуавтоматический аппарат типа ПФДТ.
В металлическую оправу фильтрующего устройства (черт. 1) укрепляют стеклянную градуированную трубку, отрезанную от бюретки 1-2-50-0,1 по ГОСТ 20292-74, с нанесенными рисками А и В, ограничивающими объем в 2 см3. Допускается применять градуированную трубку диаметром 13-14 мм с расширением в верхней части для заполнения топливом. Конец трубки устанавливают в металлическую оправу и герметизируют наполнителем (эпоксидной смолой и др.), стойким к испытуемому топливу. Кран К1ХКШ-2-32-2,5 или кран К1Х-2-32-2,5 по ГОСТ 7995-80 устанавливают в оправу фильтрующего устройства и герметизируют наполнителем;
бумага фильтровальная марки БФДТ с тонкостью отсева не более 3 мкм и толщиной (0,33+-0,03) мм;
воронка стеклянная вместимостью 50 см3 или колба 1-50-2 по ГОСТ 1770-74;
стакан В или Н исполнения 1 или 2, вместимостью 400 или 600 см3 по ГОСТ 25336-82;
секундомер;
цилиндр 1-50 или 1-100 или 3-50 или 3-100 по ГОСТ 1770-74;
эфир петролейный; нефрасы С_2-80/120 и C_3-80/120 по ГОСТ 443-76 или нефрас С-50/170 по ГОСТ 8505-80;
штатив лабораторный с тремя зажимами для крепления прибора.
2. Подготовка к испытанию
2.1. Для определения коэффициента фильтруемости топлива пробу отобранную по ГОСТ 2517-85 тщательно перемешивают в течение 2-3 мин и 250 см3 перемешанной пробы помещают в стеклянную посуду, предварительно промытую и просушенную.
2.2. Подготовка прибора
2.2.1. Детали аппарата промывают нефрасом или петролейным эфиром и сушат сухим воздухом. При проведении серии определений допускается до установки бумажного фильтра аппарат промывать небольшим количеством перемешанного испытуемого топлива.
2.2.2. Собирают аппарат для определения коэффициента фильтруемости (черт. 2 или 3).
В оправу фильтра вкладывают бумажный фильтр диаметром 17 мм (светлой стороной навстречу потоку топлива), резиновую прокладку и седло фильтра (насечками вверх).
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
2.2.3. Собранную оправу фильтра устанавливают в корпусе прибора седлом вниз (как указано на черт. 1), после этого на оправу фильтра укладывают второе резиновое кольцо.
Корпус прибора с фильтрующим устройством и укрепленной в нем градуированной стеклянной трубкой соединяют между собой резьбовым соединением.
2.2.4. Собранный прибор и стеклянную воронку укрепляют вертикально зажимами в штативе.
Под прибором устанавливают стакан для отбора отфильтрованного топлива.
2.2.5. Перед испытанием пробу топлива выдерживают 15 мин при температуре испытания, которое проводят при комнатной температуре.
3. Проведение испытания
3.1. Кран аппарата перекрывают, после чего в стеклянную трубку наливают тщательно перемешанное испытуемое топливо на 0,3-0,5 см3 выше метки В. Затем в делительную воронку или мерную колбу заливают 45 см3 испытуемого топлива.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.2. После выдержки и достижения уровнем топлива верхней метки в аппарате открывают кран, одновременно включают секундомер и замеряют время истечения 2 см3 топлива (тау_1) от метки В стеклянной трубки до метки А. Не прекращая фильтрования в стеклянную трубку аппарата доливают топливо из делительной воронки, поддерживая уровень на 2-3 см3 выше верхней метки ручной регулировкой или с помощью колбы, опрокинутой в расширение в верхней части бюретки. После того, как все испытуемое топливо перейдет в бюретку и уровень топлива опустится до верхней метки, замеряют время истечения последних 2 см3 топлива от метки В до А (тау_2).
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
4. Обработка результатов
4.1. За коэффициент фильтруемости топлива К принимают отношение времени фильтрации в секундах последних 2 см3 топлива (тау_2) ко времени фильтрации первых 2 см3 топлива (тау_1)
тау
2
К = ────.
тау
1
Время фильтрации измеряют с погрешностью не более 1 с.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.2. За результат испытания принимают среднее арифметическое результатов двух определений. Коэффициент фильтруемости вычисляют с точностью до первого десятичного знака.
4.3. (Исключен, Изм. N 2).
5. Точность метода
5.1. Сходимость метода
Два результата определений, полученные одним исполнителем, признаются достоверными (с 95%-ной доверительной вероятностью), если расхождение между ними не превышает 0,2.