погружение свай методом протаивания грунтов;
применение фундаментов мелкого заложения или заглубление в грунт рост верков свайных фундаментов.
4.12. Вечномерзлые грунты в основаниях свайных опор с ростверками и безростверковых допускается использовать по первому принципу при соблюдении следующих требований:
температура вечномерзлого грунта в течение всего периода эксплуатации моста не должна превышать принятой в расчетах несущей способности основания;
в местах сильных заносов просвет под мостом должен составлять не менее 3,5 м;
возможность образования наледей и термокарста необходимо свести к минимуму, обеспечив максимальную сохранность растительного покрова и поверхностного слоя грунта в пределах меженной части русла, сосредоточенный пропуск воды под мостом, при необходимости, по лоткам или другим устройствам, исключив длительный застой воды под мостом. При неэффективности указанных мер с верховой стороны моста на расстоянии 50-100 м следует осуществить перехват подмостового потока, например с помощью мерзлотной завесы, устраиваемой с использованием охлаждающих установок.
Для предотвращения появления термокарста необходимо:
укреплять дно русла под малым мостом в местах возможного значительного размыва на 15 м в верховую и низовую стороны от оси моста;
исключать застой воды у насыпи для предотвращения оттаивания оснований примыкающих к устоям подходных участков на длине, равной пятикратной высоте насыпи, но не менее 20 м;
предусматривать размещение промежуточных опор, по возможности, вне пределов меженного русла;
заделывать свайные элементы фундаментов в мерзлые грунты ниже уровня максимально возможного их оттаивания на глубину, обеспечивающую воспринятие расчетных нагрузок, включая силы морозного выпучивання;
располагать низ свайных элементов не менее чем на 4 м выше поверхности подземного льда или сильнольдистых грунтов. При невозможности осуществления указанных требований такие грунты должны быть прорезаны свайными элементами; в противном случае решение об использовании сильнольдистых грунтов в качестве оснований следует принимать индивидуально на основе расчета.
Не допускается, как правило, применять противоморозные добавки в растворах для омоноличивания свайных элементов в скважинах.
4.13. При проектировании по второму принципу можно использовать любые вечномерзлые крупнообломочные грунты, плотные и средней плотности пески, твердые, полутвердые и тугопластичные глинистые грунты, а также другие малосжимаемые при оттаивании грунты (относительная осадка при оттаивании не более 0,05) при условии обеспечения предусмотренной проектом несущей способности оснований опор и перемещений их верха в пределах допусков, нормированных главой СНиП 2.05.03-84.
4.14. Для малых и средних мостов допускается применять распорные конструкции, если обеспечивается совместная работа таких конструкций с насыпью. При этом необходимо учитывать пассивный отпор грунта земляного полотна насыпи.
4.15. Промежуточные опоры, в том числе на водотоках с ледоходом, допускается проектировать как без pocтверков, так и с ростверками, подошвы которых должны возвышаться не менее чем на 0,5 м над максимальным уровнем ледостава.
Для этой цели следует применять стальные некондиционные заполненные бетоном с армированием трубы диаметром 1 м и более, железобетонные сваи-столбы диаметром не менее 0,8 м, железобетонные полые толстостенные сваи-оболочки диаметром 1,6 м при условии обеспечения их прочности на давление от ледохода. Опоры с фундаментами мелкого заложения допускается применять в отдельных случаях в местах, где оттаивание мерзлых грунтов не приведет к появлению недопустимых по условиям нормальной эксплуатации мостов деформаций опор и не вызовет существенных изменений в окружающей среде (появления термокарста, наледей, больших размывов дна и т.п.).
4.16. Расчеты оснований фундаментов мостов и водопропускных труб следует производить: при использовании вечномерзлых грунтов по первому принципу - по несущей способности; при использовании вечномерзлых грунтов по второму принципу и пластично-мерзлых по первому - по несущей способности и деформациям.
4.17. Чтобы поддерживать предусмотренную расчетом температуру вечномерзлых грунтов в основаниях фундаментов мостов, разрешается использопать в качестве охлаждающих устройств: открытые и закрытые полости в конструкции устоев и в непосредственной близости в # ним, обсыпки конусов камнем, уширенные бермы или примыкающие к устоям участки насыпи, а также полые толстостенные железобетонные свои-оболочки диаметром 1,6 м или стальные некондиционные трубы диаметром 1 м и более при условии осуществления эффективных мер по предотвращению накопления и замерзания воды в их полости, в том числе и от конденсации влаги.
4.18. В расчетах элементов фундаментов и безростверковых опор из некондиционных стальных труб или других профилей допускается учитывать номинальную толщину металла, если осуществлены эффективные меры по защите его от коррозии на весь период эксплуатации сооружений. При невозможности обеспечить такую защиту необходимо учитывать уменьшение толщины металла элементов от воздействия коррозии.
4.19. Длину железобетонных пролетных строений принимают не более 12 м., металлических - свыше 12 м. Для железобетонных пролетных строений, как правило, следует применять сводчатые плиты.
4.20. Поперечные уклоны проезжей части обеспечивают установкой сводчатых плит на подферменники, имеющие уклон.
Для предотвращения поперечной раздвижки сводчатых плит при эксплуатации к стальным уголкам на торцах плит следует приваривать при монтаже короткие арматурные стержни, а на опорах устраивать уголковые упоры.
4.21. Защиту от коррозии закладных деталей на сводчатых плитах, элементов стальных стыков и стальных упоров на насадках опор надлежит производить эпоксидными покрытиями согласно "Инструкции по проектированию малых и средних мостов БАМ" ВСН 187-76 Минтрансстроя.
4.22. При строительстве мостов на внутрипромысловых дорогах, а также на межпромысловых дорогах на первой стадии строительства допускается не устраивать одежду ездового полотна и движение транспортных средств осуществлять не посредственно по бетону плиты проезжей части.
При этом пролетные строения должны быть рассчитаны на возможность эксплуатации их как с конструкцией одежды ездового полотна, так и без нее.
Элементы пролетного строения должны быть выполнены из бетона, имеющего марку по морозостойкости не ниже F 300 при испытаниях в растворе хлористых солей в соответствии с ГОСТ 10060-87 и по водонепроницаемости - не ниже W-8 в соотвествии с ГОСТ 12730.5-84. Арматура плиты проезжей части должна иметь защитный слой не менее 40 мм.
Герметизацию зазоров в плите проезжей части между смежными несущими элементами пролетного строения не производят.
4.23. На мостах межпромысловых дорог при строительстве в одну стадию, а также да второй стадии строительства следует устраивать конструкцию одежды ездового полотна, включающую в себя покрытие из сборных железобетонных плит, аналогичных применяемым на дороге, цементно-песчаную подушку (выравнивающий слой) толщиной 30-50 мм, гидроизоляцию, которая может выполняться как в заводских условиях, так и на месте строительства.
4.24. На мостах в населенных пунктах следует предусматривать устройство тротуаров по обеим сторонам проезжей части, вне населенных пунктов на мостах длиной более 50 м - односторонних служебных проходов; на мостах длиной менее 50 м устройство тротуаров или служебных проходов не предусматривается.
4.25. Сборные плиты покрытия, укладываемые на мосту, объединяют между собой с помощью электросварки в соответствии с проектом; стыки между плитами заполняют герметизирующими составами, аналогичными применяемым на дороге.
4.26. При устройстве гидроизоляции на месте строительства допускается применять все материалы, предусмотренные "Инструкцией по устройству гидроизоляции конструкций мостов и труб на железных, автомобильных и городских дорогах" ВСН 32-81 Минтрансстроя и МПС для III климатической зоны. При отрицательных температурах предпочтительнее применять полиэтиленовую рулонную гидроизоляцию, выполняемую из стабилизированной сажей полиэтиленовой пленки по ГОСТ 10354-82. Пленка должна иметь толщину 0,15 мм и быть эластичной при температуре до минус 50°С.
Полиэтиленовую гидроизоляцию выполняют по негрунтованной поверхности плиты проезжей части без приклейки. Стыкование полотнищ пленки в поперечном направлении моста не производят, а опускают их в зазор между смежными элементами, образующими пролетное строение, на глубину 150-200 мм. При устройстве рулонной полиэтиленовой гидроизоляции герметизацию зазора между несущими элементами не производят. Над зазорами следует укладывать полосы геотекстиля шириной 150-200 мм под первым слоем пергамина в местах, где полиэтиленовая пленка перекрывает зазор, и над вторым слоем пергамина в местах, где пленка опускается в зазор.
4.27. При всех видах гидроизоляции, кроме рулонной полиэтиленовой пленки, независимо от места ее выполнения (на заводе, на месте строительства), необходима герметизация зазоров между смежными элементами, образующими пролетное строение.
С этой целью в зазор между смежными элементами закладывают жгуты пороизола или гранита, диаметр которых в 1,5-2 раза превышает зазор. Над жгутом должен оставаться паз глубиной 10-15 мм, который заполняют составом, применяемым для герметизации зазоров между сборными плитами покрытия.
4.28. Для гидроизоляции элементов пролетных строений, выполненной в заводских условиях, следует применять материалы, не требующие устройства защитного слоя: битумно-бутилкаучуковую мастику МББХ-120 "Вента" по ТУ 21-27-39-77, мастику "Вента-У" по ТУ 21-27-101-83.
Устройство гидроизоляции из мастик "Вента" выполняют в соответствии со специальной инструкцией.
4.29. Поверхности устоев, засыпаемых неагрессивным по отношению к бетону грунтом, допускается не покрывать гидроизоляцией, если элементы изготовлены из бетона класса по прочности не ниже В 25 и по водонепроницаемости W-4.
5. Строительство автомобильных дорог
5.1. При составлении проекта производства работ необходимо разработать для конкретных условий строительства организационно-технологические мероприятия, включающие:
рациональное распределение объемов земляных работ в соответствии с объемами и видами строительства в зимний и летний периоды с учетом принципов использования грунтов земляного полотна и основания в мерзлом или талом состоянии, учет дополнительных объемов на осадку на каждой стадии строительства дорожной одежды;
заготовку грунта в максимальном объеме в летний период путем заблаговременной подготовки карьеров, резервов и других источников получения грунта;
назначение средств механизации для обеспечения заготовки грунта, его разработки в талом и мерзлом состояниях для сооружения земляного полотна и устройства дорожных одежд в летний и зимний периоды;
обеспечение геотекстильными и теплоизолирующими материалами в требуемых объемах.
5.2. Строительство дорожной одежды в одну стадию допускается осуществлять при сооружении земляного полотна из талых или сухомерзлых грунтов. При этом должна быть обеспечена устойчивость насыпей или допустимая осадка основания.
5.3. В случае использования грунтов основания в мерзлом состоянии (первый принцип проектирования) основной объем земляных работ надлежит выполнять в зимнее время, с тем чтобы максимально использовать естественный холод для промораживания грунтов в основании и теле земляного полотна. Отсыпку при этом следует осуществлять, как правило, из заготовленных в летний период и осушенных талых или сыпучемерзлых грунтов.
5.4. Твердомерзлые и пластично-мерзлые грунты вывозят зимой автомобильным транспортом и отсыпают в нижние слои насыпи непосредственно на грунтовое основание или на предварительно уложенный по основанию геотекстильный материал. Отсыпанную комковатую массу грунта необходимо распределить бульдозером по всей ширине земляного полотна слоями не более 0,5 м. Допускается при этом прикатку слоев первоначально осуществлять бульдозерами на базе тракторов класса 250-350 кН, а затем пропускать по отсыпанному и прикатанному слою комковатого грунта груженый построечный транспорт. Перед отсыпкой последующих слоев твердомерзлых и пластично-мерзлых грунтов целесообразно уплотнить земляное полотно с помощью решетчатых и тяжелых катков массой 22-25 т.
5.5. При использовании грунтов основания в талом состоянии (второй принцип проектирования) грунт заготавливают и отсыпают в земляное полотно в летний период. Транспортируют грунт по заранее отсыпанным построечным дорогам.
Заготовку грунта в летний период необходимо вести следующими способами:
механическим рыхлением грунта с помощью рыхлителей, послойной (по мере радиационного оттаивания) его разработкой бульдозерами, укладкой в бурты и погрузкой в автомобильный транспорт экскаваторами и фронтальными погрузчиками;