ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Дата введения 01.01.1978
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 12 февраля 1976 г. N 381
Постановлением Госстандарта от 08.02.83 N 702 срок действия продлен до 01.01.88*
* Ограничение срока действия снято постановлением Госстандарта России N 1044 от 27.08.92. (ИУС N 11, 1992 г.).
ПЕРЕИЗДАНИЕ (июль 1983 г.) с Изменением N 1, утвержденным, в феврале 1983 г. (ИУС 5-83).
ВНЕСЕНО Изменение N 2, утвержденное постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 16.08.88 N 2936, введенное в действие с 01.01.89 и опубликованное в ИУС N 12, 1988 год
Постановлением Госстандарта от 08.02.83 N 702 срок действия продлен до 01.01.88*
* Ограничение срока действия снято постановлением Госстандарта России N 1044 от 27.08.92. (ИУС N 11, 1992 г.).
ПЕРЕИЗДАНИЕ (июль 1983 г.) с Изменением N 1, утвержденным, в феврале 1983 г. (ИУС 5-83).
ВНЕСЕНО Изменение N 2, утвержденное постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 16.08.88 N 2936, введенное в действие с 01.01.89 и опубликованное в ИУС N 12, 1988 год
Настоящий стандарт распространяется на специализированные грузовые автомобили-, прицепы- и полуприцепы-цистерны исполнения У категории 1 по ГОСТ 15150-69 (далее по тексту - "автоцистерны") и предназначенные для перевозки и раздачи сжиженных углеводородных газов по ГОСТ 20448-80 (бутан технический, смеси пропана и бутана технических) на давление до 1,8 МПа при эксплуатации по всем дорогам общей сети Союза ССР в соответствии с "Инструкцией по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом", утвержденной МВД СССР.
Стандарт соответствует требованиям рекомендации PC 3387-72 за исключением п.2.16, который не предусмотрен "Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением", утвержденными Госгортехнадзором СССР.
Определения терминов, применяемых в настоящем стандарте, приведены в справочном приложении.
Определения терминов, применяемых в настоящем стандарте, приведены в справочном приложении.
1. ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ
1.1. В зависимости от транспортной базы устнавливают следующие типы автоцистерн и автопоездов:
АЦ - автомобили-цистерны;
ПЦ - прицепы-цистерны;
АПЦ - автопоезда, состоящие из автомобиля-цистерны и прицепа-цистерны;
ППЦ - полуприцепы-цистерны;
АППЦ - автопоезда, состоящие из автомобиля-тягача и полуприцепа-цистерны.
В зависимости от назначения устанавливают две группы автоцистерн и автопоездов:
Т - транспортные, предназначенные для транспортирования сжиженных газов;
З - заправочные, предназначенные как для транспортирования сжиженных газов, так и для использования их в качестве заправщиков.
В условное обозначение автоцистерн и автопоездов должны входить: тип автоцистерны (автопоезда), группа, номинальная вместимость, номер модели транспортной базы (за исключением автопоездов), обозначение технических условий.
Примеры условных обозначений:
автомобиля-цистерны транспортной номинальной вместимостью 8 м3 на базе автомобиля ЗИЛ-130:
АЦ - автомобили-цистерны;
ПЦ - прицепы-цистерны;
АПЦ - автопоезда, состоящие из автомобиля-цистерны и прицепа-цистерны;
ППЦ - полуприцепы-цистерны;
АППЦ - автопоезда, состоящие из автомобиля-тягача и полуприцепа-цистерны.
В зависимости от назначения устанавливают две группы автоцистерн и автопоездов:
Т - транспортные, предназначенные для транспортирования сжиженных газов;
З - заправочные, предназначенные как для транспортирования сжиженных газов, так и для использования их в качестве заправщиков.
В условное обозначение автоцистерн и автопоездов должны входить: тип автоцистерны (автопоезда), группа, номинальная вместимость, номер модели транспортной базы (за исключением автопоездов), обозначение технических условий.
Примеры условных обозначений:
автомобиля-цистерны транспортной номинальной вместимостью 8 м3 на базе автомобиля ЗИЛ-130:
Автоцистерна АЦТ-8 - 130 ТУ…
прицепа-цистерны транспортной номинальной вместимостью 10 м3 на базе прицепа ГКБ-8350:
Автоцистерна ПЦТ-10 - 8350 ТУ…
автопоезда транспортного номинальной вместимостью 20 м3, состоящего из автомобиля-цистерны и прицепа-цистерны:
Автопоезд-АПЦТ-20 ТУ…
автопоезда заправочного номинальной вместимостью 12 м3, состоящего из автомобиля-тягача и полуприцепа-цистерны:
Автопоезд-АППЦЗ-12 ТУ…
1.2. Статические осевые нагрузки, масса и габариты автоцистерн должны соответствовать нормативно-технической документации.
1.3. Нормы и методы расчета автоцистерн должны соответствовать ГОСТ 14249-80, ГОСТ 24755-81 и ГОСТ 25895-83.
Днища и обечайки корпусов сосудов должны изготовляться из листовой стали марки 16ГС по ГОСТ 5520-79, которая должна проходить термическую обработку, обеспечивающую при температуре минус 40 °С значения ударной вязкости не ниже 3 кгс · м/см2. В качестве материалов для приварных деталей следует применять:
для фланцев, люков и лазов, укрепляющих колец и подкладок опор - сталь 16ГС по ГОСТ 5520-79;
для муфт, патрубков штуцеров и фланцев - сталь 09Г2С по ГОСТ 19282-73.
Допускается изготовление сосудов и приварных деталей из сталей, физико-химические характеристики которых не ниже или превосходят требования указанных выше стандартов.
Днища и обечайки корпусов сосудов должны изготовляться из листовой стали марки 16ГС по ГОСТ 5520-79, которая должна проходить термическую обработку, обеспечивающую при температуре минус 40 °С значения ударной вязкости не ниже 3 кгс · м/см2. В качестве материалов для приварных деталей следует применять:
для фланцев, люков и лазов, укрепляющих колец и подкладок опор - сталь 16ГС по ГОСТ 5520-79;
для муфт, патрубков штуцеров и фланцев - сталь 09Г2С по ГОСТ 19282-73.
Допускается изготовление сосудов и приварных деталей из сталей, физико-химические характеристики которых не ниже или превосходят требования указанных выше стандартов.
1.4. Размеры, определяющие расположение сцепного шкворня на полуприцепе-цистерне, а также контур нижней передней части полуприцепа-цистерны должны соответствовать требованиям ГОСТ 12105-74.
Сцепные петли прицепов - по ГОСТ 2349-75, сцепные шкворни полуприцепов - по ГОСТ 12017-81.
Сцепные петли прицепов - по ГОСТ 2349-75, сцепные шкворни полуприцепов - по ГОСТ 12017-81.
1.5. Номинальные вместимости и основные размеры сосудов автоцистерн должны выбираться с учетом грузоподъемности базового автомобиля, прицепа или полуприцепа и экономного раскроя материала.
При выборе номинальных вместимостей следует руководствоваться параметрическим рядом типа ГЭЭ исполнения 1 по ГОСТ 9931-85.
Днища сосудов автоцистерн должны соответствовать требованиям ГОСТ 6533-78.
При выборе номинальных вместимостей следует руководствоваться параметрическим рядом типа ГЭЭ исполнения 1 по ГОСТ 9931-85.
Днища сосудов автоцистерн должны соответствовать требованиям ГОСТ 6533-78.
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Автоцистерны должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по техническим условиям на конкретный тип автоцистерны и соответствовать действующим "Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением", утвержденным Госгортехнадзором СССР.
2.2. Конструкция автоцистерн должна рассчитываться:
а) на прочность сосуда от действия внутреннего избыточного давления пропана при расчетной температуре стенки +50 °С;
б) на прочность несущих конструкций (сосуда автоцистерн безрамной конструкции, рамы, сосуда и опор) с учетом динамического коэффициента Кд = 2,5, учитывающего ударную нагрузку, воспринимаемую автоцистернами при движении по неровной дороге;
в) на устойчивость цилиндрической формы сосуда от совместного действия максимальных весовых изгибающих нагрузок (при заполнении сосуда бутаном с расчетной температурой минус 40 °С) и вакуума;
г) на распределение массы снаряженной автоцистерны и полной массы по осям транспортной базы и сторонам;
д) на продольную и поперечную устойчивость против опрокидывания.
е) на усталостную прочность сосуда (расчет на прочность при малоцикловых нагрузках - по ГОСТ 25895-83).
2.3. Транспортные базы прицепов-цистерн и полуприцепов-цистерн должны соответствовать требованиям ГОСТ 3163-76, автомобилей-цистерн - требованиям ГОСТ 21398-75.
2.4. Конструкция транспортных автоцистерн должна обеспечивать:
а) заполнение и слив газа с помощью средств газонаполнительных станций сжиженного газа (ГНС) и кустовых баз (КБ);
б) слив газа за счет разности уровней в сливаемом и наполняемом сосудах.
2.5. Конструкция заправочных автоцистерн должна обеспечивать:
а) заполнение цистерны, транспортируемой данным автомобилем;
б) заполнение цистерны потребителя своими средствами как из цистерны, транспортируемой данным автомобилем, так и из другой цистерны.
2.6. Каждая автоцистерна должна иметь следующее оборудование и устройства:
а) запорную арматуру и заглушки на наливном и сливном трубопроводах и трубопроводе паровой фазы;
б) манометр класса точности не ниже 2,5 с верхним пределом измерений 2,5 МПа (25 кгс/см2) виброустойчивого исполнения и с приспособлением для подсоединения контрольного манометра;
в) предохранительные клапаны, отвечающие требованиям "Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением", утвержденных Госгортехнадзором СССР;
г) указатель уровня сжиженного газа с пределами измерения от 10 до 90% геометрической вместимости, с целой деления 5%. Запрещается использование стеклянных трубок в качестве указателя уровня, а также применение указателей уровня с выбросом газа в атмосферу;
д) вентиль максимального наполнения с контрольной трубкой 85% уровня;
е) устройства, автоматически защищающие автоцистерну от аварийных расходов газа по сливно-наливным коммуникациям при разрыве рукава (типа скоростного клапана на сливном трубопроводе и типа обратного клапана на наливном трубопроводе);
ж) механизм автоматической блокировки системы зажигания автомобиля при производстве сливно-наливных операций для автоцистерн типа АЦ;
з) не менее двух напорно-всасывающих рукавов длиной 10 м для полуприцепов-цистерн и не менее 6,5 м для автомобилей-цистерн и прицепов-цистерн;
и) устройства для удаления остатков газа из рукавов в систему или продувочную свечу;
к) внешние световые приборы по ГОСТ 8769-75;
л) не менее двух порошковых огнетушителей вместимостью не менее 5 л каждый;
м) заземляющий трос со штырем-струбциной и цепочку, постоянно касающуюся земли, для защиты автоцистерны от статического электричества;
н) съемный искрогаситель;
о) комплект специального инструмента;