На счете 08.11 «Завершенные объекты строительства, после завершения ДДУ» учитываются затраты, понесенные после получения Разрешения на ввод в эксплуатацию. К таким затратам относятся: сезонные работы (благоустройство территорий, устройство придомовых дорог); некоторые виды отделки и т.п.
Дебетовый оборот по счету 08.11 «Завершенные объекты строительства, после завершения ДДУ» в конце каждого месяца распределяется пропорционального площади:
по объектам переданным дольщикам (инвесторам) затраты со счета 08.11 «Завершенные объекты строительства, после завершения ДДУ» списываются на счет 98.08
по объектам, учтенным в составе товаров – увеличивается себестоимость, путем до списания затрат на счет 41.05 "Квартиры" (41.06 "Нежилые помещения"),
по проданным объектам списывается на счет 90.02 (если объекты были проданы в предыдущем году - 91.02)
остаток по счету 08.11 «Завершенные объекты строительства, после завершения ДДУ» отражает дополнительные затраты не переданных объектов, которые числятся на счете 08.10 "Завершенные объекты строительства"
Учет расходов на строительство объектов недвижимости производится на счет 08.03 «Строительство объектов недвижимости» в разрезе объекта строительства - жилого дома, нежилого здания и т.п. и видов расходов. При индивидуальном проектировании отдельных элементов объектов строительства (квартир, нежилых помещений и т.п.) затраты на их возведение выделяются в отдельные объекты учета для формирования достоверной себестоимости по строительству таких объектов. Общие расходы распределяются пропорционально площади всех объектов.
Если в течение строительства не произведено вымежевывание земельных участков, то расходы по ним учитываются как отдельный объект, в последующем при вымежевании расходы распределяются между объектами, которые расположены на данных участках пропорционально площади.
При регистрации объекта строительства в учетной системе консалтинговая организация на основе представленных данных от Общества по каждому объекту регистрирует объемы застройки (количество предполагаемой площади жилых и нежилых помещений) и периметр застройки (площадь земельного участка), с указанием общих объемов и периметра. Данные сведения используются для распределения расходов на строительство, которые относятся к нескольким объектам строительства. Если в течение строительства изменяется количество предполагаемой площади жилых и нежилых помещений, то Общество доводит указанную информацию до консалтинговой организации.
Дополнительные расходы, которые возникают после передачи части или полностью объектов строительства собственникам, учитываются на счете 08.03. Сумма дополнительных расходов должна быть предусмотрена Акт об освоении инвестиций/средств долевого участия в строительстве на момент передачи объекта инвестору/участнику долевого строительства.
Операции оформляются следующими документами:
Общество оформляет и (или) предоставляет следующие документы для размещения в базе в ИС в базе данных «ПУД»:
- Уведомление о начале 1-го этапа (ленд-девелопмен)
- Уведомления о начале проекта
- Акт сдачи-приемки услуг (работ)
Дт 08.03 Кт 60.01
- Отчет о ежемесячном использовании материалов по инвестиционному проекту, Требование-накладная, Акт на списание товарно-материальных ценностей
Дт 08.03 Кт 10.83
- Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию
Дт 08.10 Кт 08.03
- Передаточный акт к договору участия в долевом строительстве
Дт 98.08 Кт 08.10
Свидетельство о регистрации права собственности
Дт 41.05, 41.06 Кт 08.10
- Акт об освоении инвестиций/средств долевого участия в строительстве на момент передачи объекта инвестору/участнику долевого строительства
ООО «БИК» оформляет и (или) предоставляет следующие документы для размещения в базе в ИС в базе данных «ПУД»
- Распоряжение руководителя (по списанию расходов будущих периодов)
Дт 08.03 Кт 97.21
- Бухгалтерская справка (Расчет доходов от экономии застройщика и списанию дополнительных расходов)
Дт 41.05, 41.06 Кт 08.11 по не проданным помещениям
Дт 98.08 Кт 08.11 по переданным по ДДУ и проданным
Дт 90.02 Кт 08.11 по проданным в текущем году
Дт 91.02 Кт 08.11 по проданным (переданным) в прошлых годах
При завершении строительства проводится инвентаризация ТМЦ на предмет выявления экономии по расходу материалов, если выявляются остатки ТМЦ до сдачи объекта и расчета экономии, то сумма их списания восстанавливается методом сторно по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» и кредиту счета учета, с которого ТМЦ были списаны. Если остатки ТМЦ выявляются уже после сдачи объекта, то Общество корректируют доходы от экономии застройщика.
Операции оформляются следующими документами:
Общество оформляет и (или) предоставляет следующие документы для размещения в базе в ИС в базе данных «ПУД»
Инвентаризационная опись ТМЦ
Поручение об отражении результатов инвентаризации
Дт 08 Кт 41, 10 СТОРНО до завершения строительства
Дт 10, 41 Кт 91.03 после завершения строительства
Рекламные расходы, а также расходов на выплату агентского вознаграждения (в случае привлечения агента, способствующего как заключения ДДУ, так и ДКП) такие расходы учитываются в составе текущих расходов на счете 44.02 «Коммерческие расходы».
Общество оформляет и (или) предоставляет следующие документы для размещения в базе в ИС в базе данных «ПУД»
Акт сдачи-приемки услуг (работ)
Дт 44.02 Кт 60.01
2.7.2. Учет объектов для продажи
Общество учитывает на счете 41 «Товары» жилые и нежилые помещения, предназначенные к продаже, на соответствующих субсчетах:
41.05 «Квартиры (жилые помещения)»;
41.06 «Нежилые помещения».
Учет товаров ведется по ценам приобретения, либо по стоимости расходов на строительство объектов. Аналитический учет жилых (нежилых) помещений ведется в разрезе каждого объекта, на который зарегистрировано право собственности. При внутреннем перемещении и списании в результате продажи товары оцениваются по стоимости каждой единицы.