5.1 В зависимости от области применения моторные масла подразделяют на группы А, Б, В, Г, Д, Е, указанные в таблице 2.
Таблица 2 - Группы моторных масел
Группа моторного масла | Рекомендуемая область применения | |
А | Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели | |
Б | Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников | |
Малофорсированные дизели | ||
В | Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений | |
Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и склонности к образованию высокотемпературных отложений | ||
Г | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению | |
Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений | ||
Д | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел группы | |
Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях | ||
Е | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел групп | |
Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел группы |
Примечание - Примерное соответствие классов вязкости моторных масел по настоящему стандарту классификации SAE J 300:2013 приведено в таблице А.2, приложение А.
5.2 Индекс "1" присваивают маслам для бензиновых двигателей, индекс "2" - маслам для дизелей.
Универсальные моторные масла, предназначенные для использования как в дизелях, так и в бензиновых двигателях одного уровня форсирования (обозначаемые одинаковой буквой), не имеют индекса в обозначении.
Универсальные моторные масла, принадлежащие к разным группам, должны иметь двойное обозначение, в котором первое характеризует качество масла при применении в дизелях, второе - в бензиновых двигателях.
Примечание - Примерное сравнение групп моторных масел по настоящему стандарту с классификацией моторных масел по API приведено в таблице А.3, приложение А.
5.3 Примеры обозначения моторных масел
Примеры
1 M-8-
где М - моторное масло;
8 - класс вязкости (см. таблицу 1);
- масло для среднефорсированных бензиновых двигателей.
2 М- /10-В,
где М - моторное масло;
/10 - класс вязкости (см. таблицу 1);
В - универсальное масло для среднефорсированных дизельных и бензиновых двигателей.
3 M- /8- ,
где М - моторное масло;
/8 - класс вязкости (см. таблицу 1);
- масло для использования как в среднефорсированных дизелях ( ), так и в высокофорсированных бензиновых двигателях ( ).
4 М-14- (цл20),
где М - моторное масло;
14 - класс вязкости (см. таблицу 1);
- масло для высокофорсированных дизелей с наддувом;
цл20 - масло с щелочным числом 20 мг КОН/г для использования в циркуляционных и лубрикаторных системах смазки.
5 М-20 (л70),
где М - моторное масло;
20 - класс вязкости (см. таблицу 1);
- масло для высокофорсированных дизелей с наддувом;
л70 - масло с щелочным числом 70 мг КОН/г для использования в лубрикаторных системах смазки.
6 М- /8- (т),
где М - моторное масло;
/8 - класс вязкости (см. таблицу 1);
- масло для высокофорсированных дизелей с наддувом, работающих в тяжелых эксплуатационных условиях;
m - трансмиссионное масло.
7 М-5W/40 .
где М - моторное масло;
5W/40 - класс вязкости (см. таблицу А.1);
- масло для высокофорсированных дизелей с наддувом, работающих в тяжелых эксплуатационных условиях.
5.4 При разработке новых масел и при постановке их на производство группу моторных масел устанавливают по результатам моторных испытаний, которые проводят по методам, указанным в таблице 3.
Таблица 3 - Методы моторных испытания для определения группы моторных масел
Определяемое свойство | Группа масла | Метод испытания | |||||||||||
В | Г | Д | Е | ||||||||||
Образование отложений при температурах: | По ГОСТ 20991 | ||||||||||||
высоких | + | + | - | + | + | - | + | + | - | + | + | - | |
низких | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | По ГОСТ 20994 |
Антиокислительные свойства | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | По ГОСТ 20457 или методу ИКМ-40Р (загущенные масла), или методике Питтер W-1 |
Коррозионная активность | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | По методу ИКМ-40К или методике Питтер W-1 |
- | - | - | + | - | + | + | - | + | + | - | + | По методу Д-245К | |
Моющие свойства | + | - | + | + | - | + | + | - | + | + | - | + | По ГОСТ 20303 |
+ | - | + | - | - | + | - | - | - | - | - | + | По методу Д-240 | |
- | - | - | + | - | + | + | - | + | + | - | + | По методу Д-245 | |
Примечание - В настоящей таблице приняты следующие обозначения: "+" - испытания по данному показателю проводят: "-" - испытания не проводят. |
Приложение А
(справочное)
(справочное)
Классы вязкости моторных масел
Таблица А.1 - Классы вязкости по SAE J300:2013 для моторных масел
Класс вязкости по SAE | Вязкость (см. примечание 1), , при низкой температуре, °С, не более | Предельная температура прокачиваемости (см примечание 2), °С, не более | Кинематическая вязкость при 100°С (см. примечание 3), (сСт) | Вязкость при высокой скорости сдвига при 150°С (см. примечание 4), |
0W | 6200 при минус 35 | Минус 40 | Не менее 3,8 | - |
5W | 6600 при минус 30 | Минус 35 | Не менее 3,8 | - |
10W | 7000 при минус 25 | Минус 30 | Не менее 4,1 | - |
15W | 7000 при минус 20 | Минус 25 | Не менее 5,6 | - |
20W | 9500 при минус 15 | Минус 20 | Не менее 5,6 | - |
25W | 13000 при минус 10 | Минус 15 | Не менее 9,3 | - |
16 | - | - | Св. 6,1 до 8,2 включ. | 2,3 |
20 | - | - | Св. 6,9 до 9,3 включ. | 2,6 |
30 | - | - | Св. 9,3 до 12,5 включ. | 2,9 |
40 | - | - | Св. 12,5 до 16,3 включ. | 3,5 (классы 0W-40, 5W-40, 10W-40) |
40 | - | - | Св. 12,5 до 16,3 включ. | 3,7 (классы 15W-40, 20W-40, 25W-40, 40) |
50 | - | - | Св. 16,3 до 21,9 включ. | 3,7 |
60 | - | - | Св. 21,9 до 26,1 включ. | 3,7 |
Примечания1 Вязкость определяют по ГОСТ 33111.2 Предельную температуру прокачиваемое моторных масел определяют по ГОСТ 33155.3 Кинематическую вязкость определяют по стандарту [1], используя капиллярный вискозиметр.4 Рекомендуемое значение вязкости при температуре 150°С и скорости сдвига 10° , измеренное по стандартам [2], [3] или [4]. |