Межгосударственный стандарт ГОСТ 17479.1-2015 "Масла моторные. Классификация и обозначение" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2015 г. N 2153-ст) стр. 2

5.1 В зависимости от области применения моторные масла подразделяют на группы А, Б, В, Г, Д, Е, указанные в таблице 2.

Таблица 2 - Группы моторных масел

Группа моторного масла
Рекомендуемая область применения
АНефорсированные бензиновые двигатели и дизели
Б
Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников
Малофорсированные дизели
В
Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений
Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и склонности к образованию высокотемпературных отложений
Г
Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению
Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений
Д
Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел группы
Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях
Е
Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел групп
Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел группы
Примечание - Примерное соответствие классов вязкости моторных масел по настоящему стандарту классификации SAE J 300:2013 приведено в таблице А.2, приложение А.
5.2 Индекс "1" присваивают маслам для бензиновых двигателей, индекс "2" - маслам для дизелей.
Универсальные моторные масла, предназначенные для использования как в дизелях, так и в бензиновых двигателях одного уровня форсирования (обозначаемые одинаковой буквой), не имеют индекса в обозначении.
Универсальные моторные масла, принадлежащие к разным группам, должны иметь двойное обозначение, в котором первое характеризует качество масла при применении в дизелях, второе - в бензиновых двигателях.
Примечание - Примерное сравнение групп моторных масел по настоящему стандарту с классификацией моторных масел по API приведено в таблице А.3, приложение А.
5.3 Примеры обозначения моторных масел
Примеры
1 M-8-
где М - моторное масло;
8 - класс вязкости (см. таблицу 1);
- масло для среднефорсированных бензиновых двигателей.
2 М- /10-В,
где М - моторное масло;
/10 - класс вязкости (см. таблицу 1);
В - универсальное масло для среднефорсированных дизельных и бензиновых двигателей.
3 M- /8- ,
где М - моторное масло;
/8 - класс вязкости (см. таблицу 1);
- масло для использования как в среднефорсированных дизелях ( ), так и в высокофорсированных бензиновых двигателях ( ).
4 М-14- (цл20),
где М - моторное масло;
14 - класс вязкости (см. таблицу 1);
- масло для высокофорсированных дизелей с наддувом;
цл20 - масло с щелочным числом 20 мг КОН/г для использования в циркуляционных и лубрикаторных системах смазки.
5 М-20 (л70),
где М - моторное масло;
20 - класс вязкости (см. таблицу 1);
- масло для высокофорсированных дизелей с наддувом;
л70 - масло с щелочным числом 70 мг КОН/г для использования в лубрикаторных системах смазки.
6 М- /8- (т),
где М - моторное масло;
/8 - класс вязкости (см. таблицу 1);
- масло для высокофорсированных дизелей с наддувом, работающих в тяжелых эксплуатационных условиях;
m - трансмиссионное масло.
7 М-5W/40 .
где М - моторное масло;
5W/40 - класс вязкости (см. таблицу А.1);
- масло для высокофорсированных дизелей с наддувом, работающих в тяжелых эксплуатационных условиях.
5.4 При разработке новых масел и при постановке их на производство группу моторных масел устанавливают по результатам моторных испытаний, которые проводят по методам, указанным в таблице 3.

Таблица 3 - Методы моторных испытания для определения группы моторных масел

Определяемое свойство
Группа масла
Метод испытания
В
Г
Д
Е
Образование отложений при температурах:По ГОСТ 20991
высоких
+
+
-
+
+
-
+
+
-
+
+
-
низких
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
По ГОСТ 20994
Антиокислительные свойства
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
По ГОСТ 20457 или методу ИКМ-40Р (загущенные масла), или методике Питтер W-1
Коррозионная активность
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
По методу ИКМ-40К или методике Питтер W-1
-
-
-
+
-
+
+
-
+
+
-
+
По методу Д-245К
Моющие свойства
+
-
+
+
-
+
+
-
+
+
-
+
По ГОСТ 20303
+
-
+
-
-
+
-
-
-
-
-
+
По методу Д-240
-
-
-
+
-
+
+
-
+
+
-
+
По методу Д-245
Примечание - В настоящей таблице приняты следующие обозначения: "+" - испытания по данному показателю проводят: "-" - испытания не проводят.
Приложение А
(справочное)

Классы вязкости моторных масел

Таблица А.1 - Классы вязкости по SAE J300:2013 для моторных масел

Класс вязкости по SAE
Вязкость (см. примечание 1), , при низкой температуре, °С, не более
Предельная температура прокачиваемости (см примечание 2), °С, не более
Кинематическая вязкость при
100°С (см. примечание 3),
(сСт)
Вязкость при высокой скорости сдвига при 150°С (см. примечание 4),
0W
6200 при минус 35Минус 40Не менее 3,8
-
5W
6600 при минус 30Минус 35Не менее 3,8
-
10W
7000 при минус 25Минус 30Не менее 4,1
-
15W
7000 при минус 20Минус 25Не менее 5,6
-
20W
9500 при минус 15Минус 20Не менее 5,6
-
25W
13000 при минус 10Минус 15Не менее 9,3
-
16
-
-
Св. 6,1 до 8,2 включ.
2,3
20
-
-
Св. 6,9 до 9,3 включ.
2,6
30
-
-
Св. 9,3 до 12,5 включ.
2,9
40
-
-
Св. 12,5 до 16,3 включ.
3,5
(классы 0W-40, 5W-40, 10W-40)
40
-
-
Св. 12,5 до 16,3 включ.
3,7
(классы 15W-40,
20W-40, 25W-40, 40)
50
-
-
Св. 16,3 до 21,9 включ.
3,7
60
-
-
Св. 21,9 до 26,1 включ.
3,7
Примечания1 Вязкость определяют по ГОСТ 33111.2 Предельную температуру прокачиваемое моторных масел определяют по ГОСТ 33155.3 Кинематическую вязкость определяют по стандарту [1], используя капиллярный вискозиметр.4 Рекомендуемое значение вязкости при температуре 150°С и скорости сдвига 10° , измеренное по стандартам [2], [3] или [4].