- контрольно-пропускных пунктов опасных производств и других мест, вход на которые запрещен для посторонних лиц;
- мест ведения пожароопасных, аварийных, аварийно-спасательных, ремонтных, строительных и других специальных работ;
- строительных и архитектурных элементов (колонн, углов, выступов и т.п.), узлов и элементов оборудования, машин, механизмов, арматуры, выступающих в рабочую зону или пространство, где могут находиться люди;
- границ полосы движения (например, переходы для работающих в зоне ведения строительных работ, при движении транспортных средств в зоне ведения дорожных работ);
- площадей, конструкций, зон в соответствии с 5.1;
- узлов и элементов оборудования, машин, механизмов в соответствии с 5.1;
- границ мест проведения спортивных соревнований (велотреков, автомобильных, лыжных трасс и т.п.) или зрелищных мероприятий.
7.2.2 Если препятствия и места опасности существуют постоянно, то они должны быть обозначены сигнальной разметкой с чередующимися желто-черными полосами, если препятствия и места опасности носят временный характер, например при дорожных, строительных и аварийно-спасательных работах, то опасность должна быть обозначена сигнальной разметкой с чередующимися красно-белыми полосами.
7.2.3 Запрещается применение сигнальной разметки с чередующимися красно-белыми полосами на пути эвакуации.
7.2.4 Обозначать и ограждать опасные зоны с радиационными и условно радиационными загрязнениями следует в соответствии с требованиями настоящего стандарта и ГОСТ 17925.
7.2.5 Зелено-белую сигнальную разметку следует применять для обозначения границ полосы безопасного движения и указания направления движения по пути эвакуации (например, направляющие линии в виде "елочки", рисунок 11б).
7.3 Цветографическое изображение и размеры сигнальной разметки
7.3.1 Полосы сигнального и контрастного цветов могут располагать на сигнальной разметке прямо (вертикально или горизонтально), наклонно под углом 45 - 60° или зигзагообразно ("елочка").
Примеры расположения чередующихся полос сигнального и контрастного цветов на сигнальной разметке представлены на рисунке 11.
|
| ||||||||
а) | б) |
832 × 1006 пикс.   Открыть в новом окне |
в)
а) - расположение полос наклонно; б) - расположение полос
зигзагообразно в виде "елочки"; в) - расположение полос
прямо (вертикально или горизонтально), f - поперечный
размер сигнальной разметки, s - ширина полосы
сигнального цвета.
Рисунок 11 - Примеры расположения полос сигнального
и контрастного цветов на сигнальной разметке
7.3.2 Доля красного, желтого или зеленого сигнального цвета от общей площади полосы должна составлять не менее 50%. Соотношение ширины полос красного и белого, желтого и черного, зеленого и белого цветов должно составлять от 1:1 до 1,5:1 соответственно.
7.3.3 Ширина полосы сигнального цвета s - 20 - 500 мм.
7.3.4 Поперечный размер сигнальной разметки f (ширина или диаметр) - не менее 20 мм.
7.3.5 Ширину полосы сигнального цвета s и поперечный размер сигнальной разметки f следует выбирать с учетом:
- вида и исполнения сигнальной разметки;
- размера объекта или места размещения;
- расстояния, с которого сигнальная разметка должна быть достаточно видима и опознана по своему смысловому значению.
7.3.6 Предельные отклонения размеров s и f - 3%.
7.3.7 Допускается наносить на сигнальную разметку поясняющие надписи, например "Опасная зона", "Проход запрещен" и др.
Поясняющие надписи выполняют красным цветом на белом фоне (для красно-белых сигнальных разметок), черным цветом на желтом фоне (для желто-черных сигнальных разметок) или зеленым цветом на белом фоне (для зелено-белых сигнальных разметок).
Шрифт поясняющих надписей на сигнальной разметке рекомендуется выполнять в соответствии с 6.6 и приложением Р.
8 Общие технические требования
8.1 Требования к конструкции и материалам
8.1.1 Конструкционные материалы следует выбирать с учетом вида исполнения, специфики условий размещения знаков безопасности и сигнальной разметки и в соответствии с требованиями раздела 9.
8.1.2 Конструкция объемных знаков безопасности и сигнальной разметки должна обеспечивать прочность и плотность всех соединений корпусов, надежность креплений, а также простоту монтажа и демонтажа при техническом обслуживании и ремонте.
8.1.3 Конструкцию знаков безопасности и сигнальной разметки с внутренним или внешним электрическим освещением, а также знаков безопасности и сигнальной разметки во взрывозащищенном исполнении и пожаробезопасном исполнении следует выполнять с учетом требований нормативных документов по эксплуатации электроустановок и в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.
8.1.4 Цветографические изображения и поясняющие надписи наносят на поверхность материала-носителя с применением различных технологий (плоттерной резки, переносом изображений, шелкографии, тампопечати и других видов печати методом нанесения с помощью трафарета и другими методами).
При нанесении цветографического изображения знаков безопасности с помощью трафаретов не допускается оставлять незакрашенными перемычки общей площадью более 4% площади каймы или более 1,5% общей площади знака безопасности.
Для световозвращающих пленочных материалов не допускается соединение наклеиваемой пленки внахлест.
8.1.5 Выбор самоклеящихся материалов и типа клеевого слоя необходимо проводить в зависимости от условий размещения, при этом показатель липкости (время, в течение которого происходит расклеивание клеевого слоя материала на длине 100 мм) должен быть для материалов:
- внутреннего размещения - не менее 200 с при нагрузке расклеивания клеевого слоя 0,3 кг;
- наружного размещения - не менее 600 с при нагрузке расклеивания клеевого слоя 0,6 кг.
8.1.6 Усадка самоклеящихся материалов после снятия защитной основы клеевого слоя и выдержки материала клеевым слоем вверх при комнатных условиях должна быть, %, не более:
- 0,5 - в течение 10 мин.;
- 1,5 - в течение 24 ч.
8.1.7 Знаки безопасности и сигнальная разметка должны быть стойкими к воздействию воды, водных растворов кислот и щелочей, водных растворов моющих средств, масел, бензина в соответствии с ГОСТ 9.403.