Свод правил СП 52.13330.2016 "Естественное и искусственное освещение" Актуализированная редакция СНиП 23-05-95* (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 7 ноября 2016 г. N 777/пр) стр. 4

3.54 площадь фонарей , : Суммарная площадь световых проемов (в свету) всех фонарей, находящихся в покрытии над освещаемым помещением или пролетом.
3.55 подъездная зона тоннеля: Участок дороги вне тоннеля длиной, равной расстоянию безопасного торможения, примыкающий к въездному порталу.
3.56 полуцилиндрическая освещенность , лк: Отношение светового потока, падающего на внешнюю поверхность бесконечно малого полуцилиндра с центром в заданной точке, к площади цилиндрической поверхности этого полуцилиндра
Примечания
1 Если не оговорено противное, то ось полуцилиндра должна располагаться вертикально.
2 Применительно к утилитарному наружному освещению полуцилиндрическую освещенность используют в качестве критерия оценки различения лиц встречных пешеходов и определяют как среднюю плотность светового потока на цилиндрической поверхности бесконечно малого полуцилиндра, расположенного вертикально на продольной линии улицы на высоте 1,5 м и ориентированного внешней нормалью к плоской боковой поверхности полуцилиндра в направлении преимущественного движения пешеходов.
3.57 помещение без естественного света: Помещение, в котором коэффициент естественной освещенности ниже 0,1%.
3.58 помещение с недостаточным естественным светом: Помещение, в котором коэффициент естественной освещенности ниже нормируемого.
3.59 помещение с постоянным пребыванием людей: Помещение, в котором люди находятся большую часть (более 50%) своего рабочего времени в течение суток или более 2 ч непрерывно.
3.60 пороговая зона тоннеля: Участок тоннеля длиной, равной расстоянию безопасного торможения, примыкающий к въездному порталу.
3.61 пороговое приращение яркости TI, %: Критерий, регламентирующий слепящее действие светильников осветительной установки в поле зрения водителя транспортного средства. Характеризует увеличение контраста между объектом и его фоном, при котором видимость объекта при наличии блеского источника света стала бы такой же, как и в его отсутствие. Определяется по формуле
179 × 104 пикс.     Открыть в новом окне
, (3.10)
где - средняя яркость дорожного покрытия, ;
k - множитель, равный 950 при и 650 при ;
- вертикальная освещенность на глазу водителя от i-го светильника, лк;
- угол между направлением на i-й светильник и линией зрения, град.;
n - число светильников, попадающих в поле зрения водителя в пределах интервала угла .
3.62 предельная равномерность распределения освещенности (яркости) : Отношение минимальной освещенности (яркости) к максимальной:
208 × 27 пикс.     Открыть в новом окне
.
3.63 продольная равномерность распределения яркости дорожного покрытия : Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к максимальному его значению по оси полосы движения:
.
3.64 проезд: Территория, предназначенная для движения как транспорта, так и пешеходов.
3.65 пути эвакуации: Маршрут для выхода людей из опасной зоны в аварийной ситуации. Начинается от места пребывания людей и заканчивается в безопасной зоне.
3.66 рабочая поверхность: Поверхность, на которой проводится работа, нормируется и измеряется освещенность.
3.67 рабочее освещение: Освещение, обеспечивающее нормируемые световые условия (освещенность, качество освещения) в помещениях и местах производства работ вне зданий.
3.68 равномерность естественного освещения: Отношение минимального значения к среднему значению КЕО в пределах характерного разреза помещения.
3.69 равномерность распределения освещенности (яркости) : Отношение минимального значения освещенности (яркости) к среднему значению освещенности (яркости):
.
3.70 развязка: Пересечение дорог в разных уровнях со съездами для перехода транспортных средств с одной дороги на другую.
3.71 расстояние безопасного торможения (РБТ), м: Минимальное расстояние, требуемое для надежного приведения транспортного средства, движущегося с расчетной скоростью, в состояние полной остановки.
Примечание - Определяется суммарным временем реагирования водителя на появившееся препятствие для принятия решения и торможения транспортного средства.
3.72 расчетная скорость движения: Максимальная скорость движения одиночного автомобиля, принятая при проектировании дороги.
3.73 расчетное значение КЕО , %: Значение, полученное расчетным путем при оценке естественного или совмещенного освещения помещений:
а) при боковом освещении по формуле
301 × 71 пикс.     Открыть в новом окне
; (3.11)
б) при верхнем освещении по формуле
246 × 64 пикс.     Открыть в новом окне
; (3.12)
в) при комбинированном (верхнем и боковом) освещении по формуле
, (3.13)
где L - число участков небосвода, видимых через световой проем из расчетной точки;
- геометрический КЕО в расчетной точке при боковом освещении, учитывающий прямой свет от i-го участка неба;
- коэффициент светового климата, принимают по таблице 5.1;
- коэффициент неравномерности яркости i-го участка облачного неба МКО;
М - число участков фасадов зданий противостоящей застройки, видимых через световой проем из расчетной точки;
- геометрический КЕО в расчетной точке при боковом освещении, учитывающий свет, отраженный от j-го участка фасадов зданий противостоящей застройки;
- средняя относительная яркость j-гo участка фасадов зданий противостоящей застройки;
- коэффициент, учитывающий повышение КЕО при боковом освещении благодаря свету, отраженному от поверхностей помещения и подстилающего слоя, прилегающего к зданию;
- коэффициент, учитывающий изменения внутренней отраженной составляющей КЕО в помещении при наличии противостоящих зданий, определяемый по формуле
273 × 138 пикс.     Открыть в новом окне
, (3.14)
здесь - коэффициент, учитывающий изменения внутренней отраженной составляющей КЕО в помещении при полном закрытии небосвода зданиями, видимыми из расчетной точки;