СП 288.1325800.2016 Дороги лесные. Правила проектирования и строительства стр. 2

СП 129.13330.2011 "СНиП 3.05.04-85* Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации"
СанПин 2.1.5.980-00 Гигиенические требования к охране поверхностных вод
СанПин 2.1.7.1322-03 Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления
Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и сводов правил в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3. Термины и определения

3.1 лесохозяйственные пути транспорта: Транспортная сеть автодорог, соединяющая лесохозяйственные объекты и лесные массивы между собой с выходом на автодорожную сеть общего пользования, состоящая из лесовозных магистралей, лесовозных веток, лесовозных усов и временных лесных дорог.
3.2 лесовозная магистраль: Главная грузосборочная дорога постоянного действия лесного комплекса, связывающая всю инфраструктуру с дорогами общей сети, к которой примыкают все остальные дороги лесного комплекса.
3.3 лесовозные ветки: Дороги, примыкающие к лесовозной магистрали и являющиеся основными дорогами больших секторов лесосырьевой базы.
Примечание - В отдельных случаях ветки примыкают к дорогам общей сети.
3.4 лесовозные усы: Дороги постоянного или временного действия, примыкающие к лесовозной ветке (в отдельных случаях - к лесовозной магистрали).
3.5 приведенный легковой автомобиль: Расчетная единица, равная легковому автомобилю, с помощью которой учитываются все другие виды транспортных средств, их динамические свойства и размеры, в целях их усреднения для расчета характеристик движения (интенсивность, расчетная скорость и т.п.).
3.6 автодорожная служба: Подразделение предприятия, осуществляющее ремонт и содержание автомобильных дорог предприятия.
3.7 габарит приближения строений: Предельное поперечное перпендикулярное оси пути очертание, внутрь которого помимо подвижного состава не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с подвижным составом.
3.8 земляное полотно: Комплекс грунтовых сооружений, получаемых в результате обработки земной поверхности и предназначенных для укладки дорожной одежды и обочин автомобильной дороги, в состав которого входят насыпи, выемки, водоотводные устройства (кюветы, лотки, нагорные канавы и др.), укрепительные сооружения.
3.9 армирование земляного полотна: Усиление дорожных конструкций и материалов геотекстильными материалами в целях улучшения их механических свойств.
3.10 нормы проектирования геометрических параметров: Основные, максимальные и минимальные параметры, применяемые при проектировании и строительстве дорог: расчетные скорости, радиусы в плане и профиле, продольные и поперечные уклоны, дальность видимости и т.п.
3.11 отгон виража: Плавный переход от двухскатного поперечного профиля к односкатному уклону в пределах переходной кривой.
3.12 расчетная скорость: Максимально возможная скорость движения автомобиля при нормальных погодных условиях и сцепления шин с поверхностью проезжей части при предельно допустимых значениях максимальных и минимальных параметров в самом неблагоприятном их сочетании.
3.13 элементы обустройства автомобильной дороги: Средства организации дорожного движения - дорожные знаки, разметка и ограждения.
3.14 полоса движения: Продольная полоса проезжей части, имеющая ширину, достаточную для движения транспортных средства в один ряд, включая зазоры безопасности при встречном движении, обозначенные или нет дорожной разметкой.
3.15 искусственные сооружения: Мосты, путепроводы, водопропускные трубы, фильтрующие насыпи, водоспуски, подпорные стенки и сопутствующие устройства - регуляционные и мостовые сооружения.
3.16 дорожная одежда: Многослойная конструкция проезжей части автодорог, состоящая из покрытия, основания и подстилающего слоя, воспринимающая нагрузку от транспортных средств и передающая ее на грунт.
3.17 покрытие дорожной одежды: Верхняя часть дорожной одежды, состоящая из одного или нескольких единообразных по материалу слоев, непосредственно воспринимающих нагрузку от колес транспортных средств.
3.18 основание дорожной одежды: Один или несколько слоев материалов под покрытием дорожной одежды.
3.19 подстилающий слой дорожной одежды: Песчаный слой между основанием дорожной одежды и грунтом, выполняющий функции распределения нагрузки на нижележащие слои земляного полотна: дренирующие, теплоизолирующие, выравнивающие и др.

4. Классификация и категории лесных дорог

4.1 Лесные дороги по назначению подразделяются на лесовозные лесные дороги и лесохозяйственные лесные дороги.
Лесовозные лесные дороги предназначены для вывозки заготовленной древесины с мест заготовки, перевозки лесозаготовительной техники, технических грузов и доставки персонала к местам работы и обратно, а также для лесохозяйственных целей (охраны, защиты и воспроизводства лесов). Лесовозные лесные дороги строят в эксплуатирующихся лесах.
4.2 По срокам действия выделяют лесовозные лесные дороги постоянного действия и временные.
4.3 Лесовозные лесные дороги постоянного действия являются объектами капитального строительства и подразделяются на грузосборочные (лесовозные магистрали), лесовозные ветки - ответвления от лесовозной магистрали и лесовозные усы - ответвления от лесовозных веток.
4.4 Временные лесные дороги не являются объектами капитального строительства и создаются без разработки проекта, соответствующего требованиям настоящего свода правил и правил заготовки древесины. Временные лесные дороги подразделяются на лесные дороги летнего действия и зимнего (зимники).
4.5 Лесохозяйственные лесные дороги предназначены для доставки людей, лесохозяйственной и специальной техники и грузов к местам производства работ и лесным пожарам, а также для патрулирования лесных массивов. Лесохозяйственные лесные дороги строят в защитных и резервных лесах и не используют для вывозки древесины.
Категории лесных дорог приведены в таблице 4.1.
Таблица 4.1
Назначение автомобильных лесных дорог
Основные транспортные средства, движущиеся по лесной дороге
Среднегодовая суточная интенсивность движения, авт./сут
Годовой грузооборот, млн т нетто
Категория лесной дороги
Лесовозные лесные дороги
Постоянного действия в соответствии с СП 37.13330.2012
Лесовозные автопоезда
Более 200
От 0,35 до 0,7
I-ЛВ
100 - 200
От 0,14 до 0,35
II-ЛВ
50 - 100
Менее 0,14
III-ЛВ
Менее 50
Не установлен
IV-ЛВ
Временные:
- летнего действия
Лесовозные автопоезда
Менее 50
Не установлен
IV-ЛВ-л
- зимнего действия
50 - 100
Менее 0,14
III-ЛВ-з
Менее 50
IV-ЛВ-з
Лесохозяйственные лесные дороги
- зимнего действия
Грузовой и специальный транспорт с осевой нагрузкой до 8 т
50 - 100
Не установлен
I-ЛХ
Менее 50
Не установлен
II-ЛХ
4.6 На лесных дорогах, предназначенных для вывозки заготовленной древесины, основным транспортным средством являются лесовозные автопоезда, составляющие до 80% интенсивности движения. Кроме того, по лесной дороге осуществляются перевозка технических грузов, преимущественно лесозаготовительной техники, и доставка рабочих к местам работ. Подробная характеристика транспортных средств приведена в приложении Е.

5. Основные указания по проектированию лесных дорог

5.1. Общие рекомендации по транспортному освоению лесного участка

5.1.1 Транспортная схема лесных дорог должна обеспечивать транспортную доступность лесов в целях обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного освоения лесов на лесном участке и их использования в соответствии с разрешенными видами использования [1].
5.1.2 Транспортную схему разрабатывают с учетом ведомости лесотаксационных выделов, в которых допускаются заготовка древесины и другие виды пользования, сроков примыкания лесосек, а также с учетом территориального размещения проектируемых объектов лесной, деревообрабатывающей инфраструктуры, выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов и других мероприятий [2].
Разработку транспортной схемы рекомендуется осуществлять одновременно с разработкой Проекта освоения лесов.
5.1.3 В целях использования благоприятных зимних условий для снижения затрат на строительство дорог и вывозку древесины следует предусматривать сезонное районирование транспортного освоения лесного участка.
В зону зимней вывозки следует выделять лесные участки, относящиеся к типу местности III (см. приложение Б), по характеру и степени увлажнения с неустойчивыми и заболоченными грунтами, а также с разбросанными, слабо концентрированными запасами и наиболее удаленные участки лесного массива, требующие для освоения большого протяжения дорог. При выборе направления трассы зимних дорог следует отдавать предпочтение местности со спокойным рельефом и небольшими руководящими подъемами и спусками.
Выделение лесных участков для зимней и летней вывозки рекомендуется выполнять обработкой картографических материалов с использованием ГИС-технологий и кластерного анализа.
5.1.4 При разработке транспортной схемы освоения лесного участка должно быть уделено особое внимание уменьшению отрицательного влияния дорожной сети на окружающую среду, защите водоемов от загрязнения и оттока поверхностных или подземных вод. Не допускается использование русел рек и ручьев в качестве трасс лесных дорог по СанПин 2.1.5.980.
5.1.5 Густота транспортной сети (плотность дорог) для вывозки древесины должна быть оптимизирована. За критерий оптимизации принимают минимум приведенных затрат на трелевку, строительство и содержание усов, веток и магистралей летнего и зимнего действия и транспортных затрат на вывозку древесины [1].
5.1.6 Размещение лесных дорог для вывозки древесины на лесном участке осуществляется с учетом требований правил заготовки древесины по размерам лесосеки, отводимой в рубку, срокам примыкания и способам примыкания лесосек, которые сводятся к следующему:
- площадь лесосек, на которых осуществляются сплошные рубки спелых, перестойных лесных насаждений в эксплуатационных лесах, не должна превышать 50 га при ширине лесосек не более 500 м [3];
- размещение лесосек в квартале или на лесном участке, отводимых врубку в разные годы (примыкание), осуществляется с учетом срока, по истечении которого проводят рубку на непосредственно примыкающей лесосеке [3].

5.2. Планирование размещения лесохозяйственных лесных дорог